Записки из подполья. Избавление от страданий

Михаил Шульгин 2
Записки из подполья.Ф.М. Достоевский,1864. Повесть.
М. Шульгин, Сочи, 2023

      В Записках из подполья Ф.М. Достоевский вскрыл глубокий психологический феномен "Отчаяния" -  состояния человека, загнанного несчастьем. Но бедный человек способен найти выход избавления от страданий, если он оказывается достаточно волевым, чтобы обречь смирение (со своим положением, судьбой, своими обидчиками, своим эго), преодолеть раздражение и злость и примириться с судьбой. Когда он все же поймет, что наказание ему пришло не случайно, а как результат греховной  жизни.
        В повести нет четкого разделения на людей плохих и хороших, верующих и нет, злобных и добрых, которые попали на дно жизни. Ф.М. Достоевский вскрывает всю гамму переживаний и состояний униженного обстоятельствами человека, на месте которого может оказаться любой: и богатый, и зажиточный, и служащий различного дохода.
        В повести также не описаны причины падения, а приводятся алгоритмы выхода из неприглядного состояния: у одних состояние вопиющей бедности, униженности и отчаяния приводит к озлоблению и к мелкому мщению; у других -  к пьянству и распущенности; а третьих - к духовному прозрению православной истины через терпение, раскаяние и примирение.   
        Автор выделяет ряд психологических состояний которые может испытать человек, такие как: удовольствие от грубости, гордость от бедности, наслаждение от отчаяния, наслаждение от мелкой мстительности, наслаждения больного от притворства и возможности мстить здоровому.
       
Рассмотрим их подробнее
      
Удовольствие от грубости

«Я стал грубым и находил в этом удовольствие. Ведь взяток не брал, стало быть, должен же был себя хоть этим вознаградить».

Гордость от бедности

В ряде своих произведений Ф.М. Достоевский поднимает проблему бедных обиженных людей, несломленных духом. Находящиеся на грани отчаяния люди, ищущие спасения, смиряются и принимают бедность как Божье провидение, как должное, как наказание за грехи свои. При этом они могут порой гордиться и похваляться своей бедностью перед имущими людьми, воображая себя в положении православного мученика и страдальца, способного жить в бедности (не то что дескать ты богатый и беззаботный). Это хорошо описано в романах Братья Карамазовых и Униженные и оскорбленные. 

Наслаждения от отчаяния

Автор сделал попытку описать трансформацию изменения психологических состояний раздраженного униженного человека. Проходя через злость, раздражение и депрессию он выбивается из сил, ощущая слабость. А потом, обессиленный и опустошенный, становится способным испытать некое наслаждение от того, что уж и ничего, и никого более ему не нужно – нечего барахтаться - и покорно смиряются с судьбой.
         Ф.М. Достоевский отмечает, что на пути к наслаждению надо сильно потрудиться: «Грызть и пилить себя зубами… для того, чтобы горечь обратить в позорную слабость, а затем в наслаждение».
         К сожалению, Достоевский не описывает суть этого наслаждения, а предполагает, что для православного человека это состояние по умолчанию и так понятно. Ищущий Бога находит прелесть (блаженство) в смиренном покаянии, а не богатстве и знатности.
        Он далее пишет: «В отчаянии то и бывают самые жгучие наслаждения», особенно, «когда осознаешь свою безвыходность». При этом замечает, что «люди с крепкими нервами хотя и ревут как быки, но (в отличие от слабых униженных, мечтающих об отмщении) перед невозможностью тотчас смиряются».

Мелочное мщение обиженных

На тернистом пути к примирению с Богом и судьбой, немало обиженных людей начинают мелко мстить, как мстит «обиженная прибитая мышь, погруженная в холодную, ядовитую и вечную злость. Она мстит как горбун, как карлик, урывками из-за печки, все припомнит и добавит фантазий».

Ехидная мстительность больного

Автор повести предполагает, а похоже и сам знает, что человек от боли стонет, но «делает это не искренне, а с ехидством. В этом и выражается наслаждение страдающего от обид на себя и Вселенную за эту свою беспомощность. Тогда-то и начинается наслаждение, доходящее до сладострастия».
 
Философские мысли

Ф.М. Достоевский как философ, высказывается о бесхарактерности умных и глупости нормальных людей, а также рассуждает о превратности добра и человечности.

Умный человек - бесхарактерный

«Умный человек должен быть бесхарактерным (поскольку не лезет в бочку и умеет выживать в любых условиях), пишет Достоевский. С годами я не сделался: ни злым, не добрым, ни подлецом, ни честным».

Нормальный человек – глупый человек

«Я считал себя умнее других и не мог смотреть людям прямо в глаз. Но может быть нормальный человек и должен быть глуп.  О чем может говорить порядочный человек с наибольшим удовольствием? – О себе» (и становится в итоге раздражительным от неудовлетворенных амбиций).

О добре и человечестве

«Чем больше я осознавал о добре, и о всем этом прекрасном и высоком, тем глубже я опускался в мою тину».
Другое изречение Достоевского: «Чем больше я славил человечество, тем меньше любил ближнего» (роман Подросток).
Или «Добро влечет к себе обманщиков и плутов» (роман Идиот).

      Таким образом, в повести "Записки из подполья" Ф.М. Достоевский высказал мысли о двойственности положения человека в состояния униженности и бедности. Некие верующие в православие люди не падают духом, смиряются со своим положением, как бы повторяя путь Христа; другие, ущемленные властью и потерявшие собственность падают духом, и затаясь мелко мстят. И таких людей похоже немало (как сегодня в условиях СВО). Они то, как обиженные мыши, и сидят с фигой в кармане против власти, против нечистых русских, против Бога и своего отца.
       Ф.М. Достоевский написал эту повесть, вероятно находясь в состоянии угнетения, безденежья и униженности. Поэтому повесть его вся проникнута психологическими изысканиями; описаниями переживаний и действий человека, находящегося на дне жизни. Но все они (смиренные, затаившиеся с мыслями об отмщении и больные злобные, развращенные и падшие) каким-то образом довольны своим тяжким положением, и даже находясь в отчаянии способны испытать от этого некое удовлетворение, а порой и наслаждение – ведь они еще живут. Сила жить – безусловна.