Художества

Маргарита Ташева
Из цикла рассказов "Мое уральское детство"

Простота,   открытость,   бескорыстие  в наши дни легко сойдут за чудаковатость.  Сейчас  трудно представить,  что  у  соседей   запросто  можно  было  попросить  помочь   занести  шкаф,  одолжить стакан  сахара,  пару  яиц  или  червонец  до  получки.  На  любую  просьбу люди  охотно  откликались  и,  что самое главное,  совершенно безвозмездно.  Общественная  работа  не  считалась  нагрузкой,  а  напротив,  выражала  доверие  и  заслуживала  уважение.
Каким  образом  мой  папа  попал в родительский комитет  детского сада «Ручеек» ( №64,  представляете – я помню!) в качестве  художника-оформителя,  мы  уже  никогда  не узнаем,  но  для  нас  с  мамой  это стало большой  неожиданностью.  Нет,  мы  были  в курсе,  что  у  папы  за  плечами  школьный  кружок  рисования,  но  чтоб  его  талант  имел  практическое  применение - такого  не  помню.  Хотя,  нет – помню!
Это был мой первый в жизни  утренник,  и  для  украинского  танца  мне понадобился  венок.  Танец – это, конечно,  громко сказано для  младшей  группы,  поэтому  костюм в таком деле играл крайне  важную  роль.  Рубашечки с вышивкой нам выдали,  юбочки  любые, а вот венок предстояло  смастерить  родителям.
Так  у  нас  уже  сложилось,  что  мной  по  большей части  занимался  папа,  за что я  ему  до  слез,  бесконечно благодарна….  Взвесив  поставленную  задачу,  после  работы  он  с энтузиазмом  принялся  за  дело.  Посчитав,  видимо,  что  момент  условности   национального  костюма  вполне  допустим,   он  просто  нарисовал  на  картоне  потрясающей  красоты  цветы,  вырезал,  наклеил  на  обруч  и  приделал  сзади  на  резинку  атласные  ленты.
На  мой  взгляд,  получилось  очень  даже  красиво.  Но  когда  на  следующий  день  я  обнаружила  на  головах  у  девочек  пышные,  объемные  венки  из  бумажных  цветов,  я  поняла:  наш  венок  - это  провал… 
Мне  было  грустно,  но  я  не  плакала,  еще  больше  мне  было  жалко  папу -  ведь он  так  старался….
Но  зато  на  Новый год  был  взят  реванш - у меня была самая сногсшибательная снежинка!  Папа решил воплотить более  смелые  решения, чем корона из фольги.  Взяв  несколько старых елочных игрушек  и, положив  их  в плотный  мешочек,  измельчил молоточком в мелкую крошку.  Снежинку смазал клеем и  густо присыпал  полученной  смесью.  Красота  вышла  неимоверная!  Снежинка  переливалась и мерцала на свету,  словно  сказочная звезда - я просто не могла  не быть самой красивой на празднике.
Сегодня,  конечно же,  мне  трудно  понять  такое травмоопасное  изобретение  для ребенка,  но  тогда ко всему  относились  проще.  Может,  поэтому  мы  такие  неубиваемые….
Это  был  наш  звездный час!  Видимо,  тогда  наша  молоденькая  Татьяна  Викторовна  разглядела  недооцененный  и  невостребованный  талант  моего  папы.  Но  я  крайне  была  удивлена,  когда  на  следующий  день  во  время  сончаса  появился  папа  и  при  участии  все  той  же  Татьяны  Викторовны,  как  идейного  вдохновителя,  принялся  разрисовывать  стеклянные  дверные  витражи  нашей  группы.
Работа  длилась  допоздна.  Папе  также  была  выделена  на  ужин  порция  тушеной  капусты  с сарделькой,  а  чай  он,  как  истинный  художник,  допивал  стоя  у  своего  «полотна»  и  вглядываясь в  игру  светотени.  А  Татьяна  Викторовна  рядом  держала  тарелочку  с  бутербродом.
Два  красногрудых  снегиря  на веточке  рябины,  припорошенной  снегом,  украшали  двери  вплоть  до  конца  зимы,  вызывая  неподдельный   интерес  и  зависть  детворы из  соседних  групп.    По  задумке Татьяны  Викторовны,  за  снегирями  должна  была  воплотиться  какая-то  весенняя  тема,  но видимо,  ворчание  нянечки  тети  Тони,  которая  сменила  три  ведра  воды,  пока  смыла  гуашь  со  стекла,  а  может,  категоричное  «хватит!»  мамы,  но  на  снегирях  общественно-художественная  работа  папы  закончилась…
Но  это  было  потом,  а  после  такого  творческого  триумфа,  вдохновленный  успехом,  папа  счел  просто  необходимым  применить  свой  талант  в семье.  Пару  дней  он  вынашивал  планы,  дожидаясь  выходных,  а  в  субботу  принялся  за  дело.
Пока  я  занималась  воспитанием  своих  кукол,  папа  отодвинул  мою  кроватку,  водрузился  на  табурет  и  сделал  набросок  карандашом  на  свежевыбеленной  стене.   Детали  нашего  времяпровождения  я  могу  опустить,  но  вечером  к  приходу  мамы  нашу  спальню  украшала  сочная  зелень  листвы  и  три  огненно-ярких  апельсина….
-  Это  что  за  художества??!!!   …..  Мы  недавно  закончили  ремонт!!!  ….  Ван  Гог  нашелся!  -  это  краткая выдержка,  без лишней  экспрессии  передающая  суть  маминого  «восторга».
- У  Ван  Гога  подсолнухи…,  -  попытался  парировать  отец,  но разговор был  закончен  безапелляционным  «закрасить!»  и  уходом  мамы  на  кухню.
-  А  почему  апельсины?  -  я,  как  могла,  пыталась  подбодрить  папу.
-  Думал  на  перспективу:  праздники  пройдут,  а  апельсины  останутся…
Я  тщательно  старалась  уловить  логическую  аргументацию,  но  лучшее,  что  я  нашлась  сделать -  уткнулась  в  папино  плечо  и,  пожав  плечами,  заключила:                -  А  мне  нравится…. 
***
Не  помню  почему,  но  «художества»  так  и  не  были  закрашены.  Спустя  много  лет,  когда  я  уже  училась  в  школе,  появились  первые  обои.  Мама  по  блату  раздобыла  несколько  рулонов,  позвали  мастеров,  создали  модный  интерьер.  Но  всегда,  вспоминая  дом  детства,  я  неизменно  вижу  прежнюю  обстановку  и  три  оранжевых  апельсина  над  моей  кроваткой….