Еще раз о роли казаков и церкви в смуте

Новосельцев Григорий Петрович
Все же необходимо отдельно поговорить о роли казачества и православной церкви в смуте. Это связано с тем, что в результате правления безбожной власти у нас сложилось не верное представление о православной церкви. Нам внушали, что церковь это аппарат манипулирования сознанием граждан в угоду правящему классу. Но если так, то она бы так же манипулировала бы сознанием в угоду новой власти. Но коммунисты не захотели этого и принялись бороться в ней. Причем создали свою религию, со своими внешними признаками этого явления. К этому мы вернемся еще. Эту тему затронул по той причине, что нам трудно понять мышление людей 17 века, которые не делили на светское и духовное. Тем более не считали духовное чем то не особо важным и не называли духовностью то, что им и близко не является. Православное учение о Церкви (кратко)   Православный катихизис определяет Церковь как Богом созданное общество людей, объединенное Законом Божиим, вероучением, иерархией и таинствами. Понятие Церкви и ее свойства подробно описаны в Новом Завете и раскрыты в святоотеческом  учении. Святые апостолы и святые отцы всегда, с самого начала Христианства, говорили о единстве Церкви, как о единстве не просто веры во Христа, но веры правильной, основанной на истинных догматах православия. Церковь – единый организм, имеющий одну веру и одно крещение. В 15 веке взаимоотношения людей, власти и быта православных христиан в Руси определял домострой. Главы из домостроя я выкладывал и из них видно, что положения домостроя не ограничивают ни чью свободу, а только делятся опытом как правильно жить православному в условиях обыденной жизни человека с учетом опыта наших предков живших православной жизнью. И вы видели насколько это актуально это и сейчас, но только некоторые положения необходимо адаптировать к современным реалиям. К примеру отношения слуг и господ, как взаимоотношения в семье, где всем придется предстать перед Богом и ответить за свое поведения как старшим перед младшими, так и младшим перед старшими. Там говорится о субординации. Но она не основана на самодурстве, как нам изображали в советское время, а на взаимной, жертвенной христианской любви. Мы же ведь своим детям, которые только начинают ходить не позволяем разность дом, наносить увечье себе и окружающим? Или другой пример приведу. Перила на балконе ограничивают нашу свободу или все же защищают от неприятностей? И в смуте мы увидели, когда уже все пошли в разнос патриарх Гермоген вмешался в события и призвал прекратить смуту и указал, что для этого надо сделать. И если забежим вперед, то увидим, что отсутствие патриарха в стране привело страну к смуте, которая по сути до сих пор не прекратилась. И власть коммунистов, хоть и вынуждена была избрать патриарха, но делала все, что бы его не слышали и не слушали. Что мы до сих пор и видим. Теперь о казаках. Многие историки, культурологи,  антропологи, этнологи,  изучающие феномен казачества, отмечают особый психический склад, ментальную картину, исторически обусловленную. Священными понятиями для казака являются понимание свободы (вспомните выражение"С Дона выдачи нет", когда на рубеже 16-17 вв. беглые крестьяне, рискуя жизнью, они вырывались из подневольного труда в поисках свободы); гипертрофированное чувство собственного достоинства (опять-таки закономерное, с долей горделивости и чванства, возникшее в результате сумбурных исторических процессов, бунтов, доказывающих право на свободу); дерзость, отвага, неустрашимость - исконные спутники казака. Вплоть до самопожертвования, неистовости,  безудержной страсти. Но вместе с этим четкое понимание этических границ и правил. Что дозволено, а что нет. Отсюда и совершенно взрослое понимание чувства ответственности за каждый свой шаг. Так кто же такие казаки? Нет, нельзя считать их лишь сословием, но нельзя также относить их к этнической группе. Уникальное, свободолюбивое, горячее племя, разнородное,  как узор мозаики,  где каждый член потомок десятка, а то и сотни этнически, религиозно,  культурно различных родов, слившихся воедино и образовавших аутентичный, непревзойденный мир и ментальность. Что будет если эта гремучая смесь не будет ни чем ограничена? И таким духовным, и нравственным ограничителем была православная вера, которую они сами себе выбрали, за долго до крещения Руси.. По разным причинам казаки оказывались за рубежами Руси. И если они не сохраняли свою веру православную, то они быстро смешивались с местными народами. Несколько миллионов казаков оказалось за границей после гражданской войны. А сколько из них помнят о том, что они казаки и тем более, что православные? Казачья традиция говорит, что казак без веры не казак. История нам приводит пример, как изменение веры изменило наименование народа. Сербы и хорваты. Этнически один народ, но первые православные, а вторые католики.
Казачий монастырь, – словно сказочный город к.и.н. Э.Бурда Случилось это в начале 1570-х годов. Устав от боев и походов, донской казак Матвей искал уединения и покоя и с желанием очистить душу оставил придонские степи, отправившись по течению реки Цны на север. Он решил обосноваться в шацких землях, в глухомани, заселённой мордовскими язычниками. Срубил часовенку, скит и стал жить пустынником, вознося молитвы Богу.  Пустынь донца Матвея Сначала бывший казак вёл отшельническую жизнь. Но через некоторое время к нему потянулись другие отшельники, в большинстве своём тоже бывшие удальцы-казаки. Матвей стал осваивать мордовский язык, вести с идолопоклонниками беседы, приобщая к вере Христовой и окрестив 20 человек из числа местных. Однако не всё шло гладко у новоявленного проповедника. В православие крестились в основном женщины и дети, мужчины же противились новой вере, препятствуя ему нести людям слово Христово. Тогда Матвей обратился к рязанскому епископу Леониду, испросив его благословения на строительство на месте скита православной обители. В 1573 году пустынник Матвей был посвящён в иеромонаха, принял иноческое имя Матфей и занялся обустройством новоучреждённой пустыни. Эта дата и считается годом основания обители.   Монастырь нарекли во имя Святителя и Чудотворца Николая, а Чернеевским он стал называться, поскольку стоял в дремучем чернолесье. В народе, да и во многих документах, обитель вплоть до начала XIX века, именовалась Матфеевой пустынью. Активное участие в её жизни принимали донские казаки. Обитель была основана как «приют для увечных в боях за родину казаков». Сюда стекались немощные и раненые казаки, а разбогатевшие в походах донские удальцы жертвовали средства на строительство пустыни.   Историк донского казачества В.Броневский писал, что казаки, отправляясь в поход, «преусердно молились Угоднику Николаю и всех святых призывали на помощь, обещая в случае удачи часть их добычи». Чернеевский монастырь как раз и был построен во имя святого Николая, поэтому казаки жертвовали сюда часть добычи. «Степные витязи» ничего не жалели для своих монастырей: серебро, золото, жемчуг и драгоценные каменья, блистая в ризницах и на иконостасе, свидетельствовали об их усердной вере. После того как донские казаки в 1637 году отбили у турок Азов, они переплавили несколько пушек и отправили 117 пудов меди в свои монастыри, в том числе и в Чернеевский.   Хлопотал о монастыре-богадельне и атаман Осип Петров, под руководством которого казаки отбили и в течение нескольких лет удерживали Азов. Казаки воспринимали взятие Азова как освобождение истинно христианской земли от турок-магометан, как восстановление справедливости и порядка. 29 июня 2010 года в Никольском соборе монастыря состоялась торжественная церемония передачи иконы Донской Божией Матери. За два года до того с просьбой прислать сюда святой образ в дар шацкие казаки обратились к атаману Всевеликого войска Донского В.Водолацкому. И это случилось...   Принимая священный дар, настоятель монастыря отец Феофан сказал:   – Икона Донской Божией Матери – святыня, которая в 1380 году была на Куликовом поле. Перед ней молился Дмитрий Донской и одержал великую победу.   Стало доброй традицией, что 1 сентября, в день празднества Донской иконы Божией Матери, шацкие казаки участвуют в молебне в честь православной святыни. В последнее время сюда приезжают казаки из Рязани и районов области. На берегу Цны они разбивают лагерь, где осваивают премудрости походной жизни, проводят посвящение в казаки, участвуют в монастырской службе, принимают присягу. Потапов А. Н. Казачий монастырь