Малина потерянного рая

Юрий Панов 2
Почти сто лет назад, сразу после войны,  они попали в этот лес и жили как в раю, на тех местах, что указал им человек, они  купались  лучах ласкового ухода. Со всей страны свозили туда растения редкие и особенно красивые. Но через двадцать лет  случилась катастрофа, а может освобождение. Человек навсегда ушел из старого ботанического сада и предоставил растения своей судьбе.  И когда впервые мне довелось попасть в бывший ботанический  рай,  одичавшие травы и меня всегда удивляли, в местных полях и лесах они не встречаются. Вот и в тот раз я с недоумением взирал на зеленый уголок под пологом леса, усеянный розовыми крупными цветами. Старожилы уверяли, что это была малина душистая.  И многие старожилы приходили к малине на фотосессии, не удержался и я, чтобы получить аватарку на страницу Прозы. Странное это растение и странная его судьба.

Родина это всегда рай. Наверное,  малине было хорошо на каменистых берегах озера Онтарио. Не возражала она,  когда попала в ботанические сады за океаном, а вместе с немецкими садовниками в Россию, ухоженные помещичьи усадьбы стали ее второй родиной. Любили помещики душистые растения под распахнутыми окнами летом, особенно белый жасмин. У американской малины аромат особенный, он появляется, только когда затронут ее кленовые листья рукой. Привозил в свои владения немецких садовников и экзотические растения и прадед Александра  Пушкина Ибрагим Ганнибал. Михайловское он превратил в цветущий рай. Наслаждался бы этим раем Пушкин, если не принудительная ссылка. А когда Пушкин погиб, имение его пришло без хозяина в запустение, после революции его вообще безжалостно сожгли по традиции местные любители поэзии. Исчезли сгоревшие барские усадьбы, исчезли их уютные сады, исчезла, ушла в небытие душистая малина. А когда сгоревшие усадьбы решили восстановить, то задумались музейщики. Что вернет усадьбам-новоделам их былой , естественный колорит? Конечно растения. Михаловскому повезло.  После смерти Пушкина его вдова Наталья Гончарова приехала с детьми в еще целую усадьбу в уверенности, что собирая местные растения в гербарий, дети  приобщатся к памяти отца.  Увы, гербарий достался не детям, а сестре Гончаровой Александре. Она вышла замуж за участника этой маленькой ботанической экспедиции, уехала в Словакию и поселилась в прекрасном замке. Во время последней войны замок разграбили, три вагона драгоценной утвари, в том числе вещей, принадлежавшим Пушкину,  исчезли бесследно. А вот гербарий чудом сохранился и по этому гербарию восстанавливал усадьбу Михайловское его директор Семен Гейченко. В его воспоминаниях можно узнать,  как возводили заново и дом Пушкина, и домик Арины Родионовны. И каждое растение, каждый куст и каждая травинка стали героями эпопеи. Обстоятельно рассказывал о красоте душистой малины директор музея, хорошо бы так знали травы посетители потерянного рая,  дендропарка. Есть для меня еще один потерянный рай, Университетская роща в Томске. Увы, когда я там учился малины там не было.

Но все же, что это за растение – душистая малина. Да какая же это малина, кто ее будет сажать на даче вместо малины настоящей? Что это за малина с кленовыми листьями, что это за малина без шипов, что это за малина, которую не надо вырезать и укрывать на зиму? И ягоды, хоть и похожи на малину, но не такие сладкие. К счастью малина эта создана для красоты, вспомнили ее судьбу садоводы и вновь возрождают виртуальные помещичьи усадьбы. Особенно хороша малина в садах стиля кантри по-русски, с  деревенскими плетьми, срубами колодцев, в полутени деревьев.

А как же ее соратники из потерянного рая?  Конечно, большинство из них вымерло. Но каждую весну в дендропарке еще цветут на радость ценителям ярких красок сибирские кандыки, примулы, хохлатки  и ветреницы. И падают между ними на землю тяжелые желуди дубов и маньчжурские орехи. А в тени деревьев таятся древние копытни. А малина затаилась и упорно не желает покидать новую родину, потерянный рай, скитаться по окрестным лесам и окончательно дичая.  И это хорошо, иначе в Черную книгу можно попасть.
  Каждый день по пути в школу я встречаю у ворот куст с красными стеблями. Это белая свида. Точно такой куст встречал Александра Блока перед домом в его имении Шахматово. Когда я приезжаю в Новосибирск, обязательно иду в заброшенный рай, старый дендропарк, останавливаюсь у заросли душистой малин, трогаю ее руками, вдыхаю ее аромат и вспоминаю строки Пушкина.  Может быть,  вы любите других поэтов,  и встретив другие растения, вспоминаете другие строки. Почему нет?