Картошка - хлебу и... любви присошка

Раиса Дейкун
Картошка – хлебу присошка
       (Русская пословица)

   Нет, я снова о памятнике речь завожу! Картошке, из которой люди наловчились по всему белу свету готовить с лишком две тысячи блюд,опоре нашей жизни - никакого внимания. По гривеннику всем людям труда - главным картофелеедам - собрать, и пусть самые талантливые художники, самые даровитые скульпторы придумают памятник! Тот,кто умеет сочинять гимны,должен найти самые торжественные слова,  и самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа.
        Виктор Астафьев


   В тот раз мы снова поссорились с моим другом, причём прямо по телефону. Он упрекал меня в недостаточном внимании к его персоне, его проблемам, в очередной моей отговорке хотя бы встретиться на его территории, не говоря уже о том, чтобы продать в деревне дом и перебраться к нему в город. Не забыл упрекнуть, уже в который раз, и в непомерной и нездоровой моей любви к … картошке.
   Я слушала его очередные сентенции, пребывая под махровым полотенцем и вдыхая пары виновницы – только что сваренной в мундирах картошки, так как находилась в гриппозном состоянии и мой организм требовал неотложных и кардинальных мер по приведению его в порядок. Правая рука моя удерживала трубку, левая – полотенце.    Выслушав причитания на другом конце трубки, я вынырнула из-под полотенца, и трубным гнусавым голосом попыталась опровергнуть его беспочвенные обвинения, завершив свои доводы утверждением о том, что без этой самой картошки я бы протянула ножки. (Я вообще не представляю себе жизнь без картошки). А ещё я (уже в который раз!) категорически заявила, что: имея дом с участком земли при нём, надо быть безголовой дурой, чтобы не обеспечить хотя бы себя ягодами, фруктами и овощами (про картошку я уже молчу).
   Выдав свою порцию контраргументов, я снова нырнула под полотенце в спасительное для носа тепло.
   На мою контратаку он выдал новый каскад обвинений, которые выражались в том, что я, мягко говоря, ненормальная девушка (иными словами – малахольная) и что если бы я была нормальная, современная и продвинутая подруга такого мэна, как он, то не позволила бы себе разговаривать с ним, уткнув голову в картошку; не пользовалась бы махровыми деревенскими методами лечения, а попила бы антибиотики, вызвала врача на дом.
   Пришлось согласиться с заявлением моего друга: что я действительно малахольная, потому что другая на моём месте  не стала бы тратить своё драгоценное  время на такого неграмотного в вопросах медицины человека, который не может отличить вирусную от бактериальной инфекции, при которой его антибиотики помогают, как кашель болезни. А грипп и есть этот самый вирус-свечка, причём бенгальская, на которую дуй не дуй – она (он то есть) всё равно будет себе гореть пока сама не погаснет.
   Тут он меня подловил на слове и ехидно так спросил, почему это я «дую тогда на свою картошку, а не жду, чтобы бенгальская свеча в виде гриппа, погасла сама собой?».
   На что я тут же выдала, что «не пропадать же добру – раз сварила на ужин «мундиры» (я – Дева по зодиакальному гороскопу, а она ещё подумает, куда с пользой для дела приткнуть и очистки от тех «мундиров»).
   Ну, тут его, как говорят, прорвало. Он заявил, что моя простуда – дежурная отмазка (отговорка то есть), и не будь её, у меня бы болела в очередной раз голова  или приключилась какая-нибудь оказия с моим ненаглядным домом и его обитателями и что этот мой дом с его трубами, котлами, подвалами с водой (которая появилась почему-то этой зимой), утятами, гусятами и разными бройлерами стоит ему поперёк горла – и кашля не надо. От всего моего хозяйства его мутит, как после хорошей попойки, и пить не надо – загнуться можно.
   В ответ я язвительно прогундосила, что, мол, какая разница, что у меня болит (уйдя от темы про дом и его проблемы) – всё равно он не догоняет, что такую девушку, как я, не мешало бы сводить в театр или хотя бы в какую-нибудь кафешку, не говоря уже о приличном ресторане.
   Тут я, каюсь, перегнула малость палку, потому что всякий раз, когда он пытался пригласить меня куда-нибудь «в люди», я находила массу причин, чтобы не ходить.     Во-первых, я была домоседка, во-вторых…
   Этих вторых и третьих набиралось каждый раз великое множество.
   С весны начинались хлопоты садово-огородные. К ним добавлялись иные-прочие. Например, брат, помешанный на домашнем хозяйстве, подбрасывал мне несколько десятков цыплят (утят, гусят, или индюшат), которых сам выводил-разводил с помощью самодельного инкубатора в виде холодильника. А этих троглодитов надо было непрерывно чем-то кормить. Объём этого  «чем-то», в виде охапок молодой зелёной травы (по мере роста обитателей моего «птичника») всё время возрастал. А её, эту траву, ещё надо было сечь топором (меленько) и мешать её затем с какими-нибудь зерновыми отходами. Целое лето! Зато осенью я была «анiгадкi сабе» – с камерой, набитой диетическим мясом, которое должна была есть «на полную губу». С осени и всю зиму начинались другие проблемы: то прорывало трубу, то она замерзала, из-за непогоды отключался свет, а за ним отопительный котёл, холодильник… Если съедобная живность у меня была на шее только летом, то собака и кот обитали на моём селище круглый год. И как ты, скажи на  милость, бросишь всё это и полетишь в город «нюхать сирень?». Конечно, не без того, при острой необходимости: сдать переводы в бюро (где я подрабатывала, чтобы наскрести на очередную книжку), пробежаться по книжным магазинам, заскочить в библиотеку, в сбербанк, в парикмахерскую, на очередное заседание любителей поэзии и прозы «Крынiчка», на заседание Совета*… я выбиралась с помощью  своей подружки Сюзи*.
   Так это же «по делу»!
   Конечно же, мой друг сильно психанул на моё такое наглое заявление. Он прямо-таки заорал в трубку, что, если бы не мой проклятый насморк, и если бы не мой  дом с его нескончаемыми прибамбасами, он бы сейчас же поволок меня в театр, цирк, ресторан… На что я, вынырнув в очередной раз из-под полотенца, где оставалось уже совсем мало тепла от моего туда-сюда высовывания, категорически заявила, что если мы в том же духе продолжим наш разговор, и что если я как следует не прогрею нос и не сделаю еще несколько своих собственных процедур, то вряд ли в ближайшем обозримом будущем нам с ним светит какое-нибудь заведение общепита или культуры, или совместное собрание-заседание Совета, «Крынiчкi», потому как я буду там чихать, кашлять и сморкаться непрерывно.
   В ответ он бросил трубку. А я, подышав ещё какое-то время остатками картофельного пара, приступила к смакованию и перемалыванию в голове всего того, что он сказал мне, что я сказала ему и чего мы с ним не успели ещё наговорить друг другу.
   Ну, например, в этот раз он забыл, а вообще-то не успел, посетовать на то, что я больше, чем им, озабочена своим картофельным проектом…  Что я ему «забила баки» своей картошкой и своей бредовой идеей сделать ей имидж, и чтобы она в стране была не иначе, как "VIP- персоной". И что он совершенно не понимает: почему и ему приходится браться за лопату весной и осенью, чтобы сначала закопать клубни в землю, а потом корячиться и выкапывать их обратно. Не проще ли купить картошку в магазине или на базаре, а сотки при доме пустить под газон? И это при всём том, что ни одна наша встреча (что в городе, что в деревне), за исключением той первой, при которой мы познакомились, не обходилась без какого-нибудь блюда из картошки!? Причём каждый раз нового, необычного и своим видом и близко не напоминающего картошку. Он обожал мои кулинарные шедевры и всякий раз удивлялся, что самые вкусные из них не обходились без картошки, которую и он любил, но… в готовом виде…
   Сделав на скорую руку запеканку из картошки (правда, предварительно почистив и порезав «мундиры», залив их взбитыми яйцами, посыпав тёртым сыром и сунув в духовку), я открыла литровую банку корнишонов (со своего огорода). Поужинала. Попарила на ночь ноги в отваре сенной трухи, смазала ступни свиным жиром с толченым чесноком, натянула шерстяные носки, зашилась под одеяло и… предалась сладким грёзам: о скорой весне, о предстоящих приятных хлопотах в саду-огороде, на картофельных опытных грядках, в хозяйственной части подворья с новым видом живности, которую наверняка подкинет брат, «чтобы я не гуляла без дела»…
   «Да, как только дороги станут более безопасными, освободятся от боковых сугробов, наледи, надо будет выбраться наконец в Самохваловичи*. Интересно, как же выглядит та картошка, которая названа моим именем?».
   Но, сделав зигзаг, мысли снова переключились на ссору с ним.
   «Ну ладно! Я тебе покажу! Вот отмокну  в своём фирменном декокте*, выкрашу голову хной с басмой, ополосну её отваром из сухих берёзовых листьев, чтоб блестела моя грива (я ещё и  Лошадь по восточному гороскопу) золотым отливом, сменю затёртые джинсы со свитером на приличный костюм и колготки, встану на каблук и… познакомлюсь с каким-нибудь шикарным «челом», как говорит мой продвинутый*… Неважно кто говорит, потом скажу…  И этот «чел» будет у меня не таким блаженным и безруким, который топор с косой правильно держать в руках не умеет. И возьмёт тот «чел» молоток с гвоздями и забор мне подправит, чтоб не заваливался на огород соседей, и воду откачает из погреба (правда, она тут же прибудет обратно). Ага, что там у меня ещё требует твёрдой мужской руки? Как я забыла!? Мне же крышу дома (шифером покрытую) почистить надо и покрасить. Водосточную систему купить и приделать, а то вода с крыши мало того что за шиворот льётся, когда под домом идёшь, так ещё и фундамент подмывает.
   Так, что ещё ему надо будет сделать? Точно – каркас теплицы и гараж металлический почистить и покрасить. Да, ещё не мешало бы воду провести в конец сада-огорода, чтобы не тягать по грядкам шланг.  Вот тогда мой приятель (бывший) увидит-посмотрит и убедится, когда женщина, пардон, девушка, становится нормальной, а не малахольной, которой из-за отсутствия надёжных мужских рук в хозяйстве «белый свет не на уме».
   И как это меня угораздило на него запасть? (На бывшего, выходит?). Гвоздя как следует забить не может. Покосить траву у дома – газонокосилку ему подавай! Картошку при копке почти всю оставляет в земле. Траву сечёт не мелко, а абы-как. А корову подоить  (мой брат держит две) – так это для него что в космос слетать. Так на что же я запала? А?
   Неужели на стихи, которые он читал на той презентации «Крынiчкi» всем, кто там был, а взгляда почему-то не отводил от меня?

   Ёсць дзяўчына адна ў аўдыторыi
   На якую глядзеў бы бясконца
   I высвечваюць вочы каторай
   Мне, нiбы ў зенiце сонца…

   Ёсць дзяўчына адна ў аўдыторыi
   Голас чый у маiм сэрцы прапiсан   
   Цягнiкi грузавыя i скорыя
   Не заглушаць яго сваiм вiскам

   Это же надо – так попасться на его удочку? Плёл-плёл мне про то, что наконец-то встретил ту, о которой мечтал всю сознательную жизнь, сравнивал с берёзой, гитарой, ещё бог знает с чем, а я, дура ст…, неважно какая (дура, она и есть дура), уши развесила и… очутилась на пороге его квартиры. Правда, дождь на улице тогда шёл, я была без своей подружки Сюзи, на автобус опоздала – так «баки» он забил своим солнцем в зените…
   Пришлось звонить тогда сестре, чтобы покормила мою живность. Благо она жила через огород. И, конечно же, та всполошилась: где ночевать в городе я собралась?     Соврала про подругу…
   После той встречи прошло два года. Он регулярно предлагал мне сходить в загс и расписаться, переехать к нему в большую трёхкомнатную квартиру, где он обитал один и где его один раз в год навещали родные*, которые жили в Америке, куда и его звали, а он отказывался. Ещё тот упрямец! Другой бы на его месте «лахи под пахи и шморген дрот» за океан, а этот, блаженный, стихи про любовь пишет, издаёт за свой счёт, потом раздаривает. Малахольный какой-то!
   Точно такой же, как я. Звали-звали меня мои родные перебраться к ним в … на…(потом скажу куда) и не морочиться с домом и хозяйством, так я – ни в какую! Ещё чего: с таким трудом вернулась наконец на свою малую родину, добралась до простых земных радостей, и на тебе – всё бросай и опять на этаж? В каменные джунгли? Или в ледяные?
   Тут у меня свой кусок неба над головой (как говорит мой продвинутый …), тут я летом босая по росе хожу-расхаживаю по утрам; а той первой зимой (как только поселилась в свой дом) так родных и соседей пугала тем, что на радостях (опять же босиком) делала пробежку по снегу от крыльца и до ворот…
   И откуда этот проклятый грипп взялся на мою голову, я же такая закалённая!? Наверное, когда воду стала черпать из погреба и ноги замочила, потому что в сапоги набрала через верх (зимой)? Черпала, пока сестра не наделала крику, что вода грунтовая и будет прибывать и стоять на месте и чтобы я не занималась дурной работой. Ладно: с простудой я как-нибудь разделаюсь, а вот с ним…
   Так… Кто трубку первый бросил? Он? Он! Ни за что не стану ему звонить первой. И не поднесу ему своё фирменное блюдо-закатку, над которым колдовала весь закаточный сезон, подбирая нужные ингредиенты и нужный сорт картошки, чтобы её законсервировать и назвать именем героя из своей сказки про картошку».
   С такими мстительными мыслями, согревшись, я и уснула.

   … Неделю в моем доме стояла оглушительная тишина. В смысле – он не звонил. А так  жизнь продолжалась в том же темпе: я избавилась от простуды, регулярно пробивала сквозь снежные завалы тропинки от крыльца дома до почтового ящика, от крыльца с другой стороны дома до собачьей будки и до ворот сестры, регулярно выпускала своего кота-сибиряка на прогулки, колотила длинной палкой по выхлопной трубе отопительного котла, выбивая из сетки лёд…
   За окнами свирепствовала зима. Деревья в  саду стояли обмерзшие ледяной коркой, снег тоже был покрыт толстым блестящим ледяным панцирем, и проезжая часть дороги, что была в проулке у моего дома, представляла сплошную наледь. Ко всему этому держался добрый мороз.
   «Ну и пусть себе сидит в тепле, в добре. Обойдусь! Вот растает снег, проклюнутся на цветочных грядках первые подснежники, вот закончу новую книжку про картошку, вот стану на каблук и…
Мои невесёлые мысли-мечтания прервал звонок в дверь. Поднялась недовольная: «Кого там черти носят в такую погоду?», открыла, не глядя, дверь…
   На крыльце, весь какой-то заиндевелый, стоял (уж и не знаю какой и чей на тот момент – бывший или всё ещё нынешний) мой приятель. Он держал перед собой объемистый сверток в мешковине. Молча впустила в дом (не закрывать же перед носом дверь, холодно всё-таки).
   «И где его носило в такую погоду? Чего приперся, когда я уже решила «встать на каблук»?". Пока я «тихо сама с собою вела беседу», нежданный гость молча, как-то боком протиснулся мимо меня к ближайшему стулу, опустился на него и … закрыл глаза. Его поведение показалось мне неадекватным. Пришлось брать ситуацию под контроль. Забрав из окоченевших рук что-то там завернутое (и довольно тяжелое!) и опустив его на пол, я стала приводить несчастного в чувство а приведя – устроила притворщику (это чтоб пожалела, привял, значит?) допрос с пристрастием.
   Оказалось: последние два часа он ехал в машине со сломанной печкой, без указателей поворотов – реле погорело, видите ли, в его авто-автомате. На очередной вопрос: «Где тебя носило в такую погоду?» – мой подследственный глазами указал на сверток.
   «Ладно, посмотрим, что там за сатисфакция такая в мешковине (явно, что там были не бриллианты) и покроет ли она мои истраченные за эти дни нервы?». Развернула.
   Какой к черту натюрморт? Передо мной было чудо! Причем – необыкновенное! Ну и что что оно имело контуры обыкновенного из лозы… коша. Но чем наполненного? Картошкой! Да какой? Сортовой! Семенной! Элитной!
   Тут уж лупа и очки мне не понадобились, потому что буквы на золотой ленте, которая опоясывала тот кош-кошелку, были величиной с картошку в ней и они гласили-кричали: «Мне не надо рая, если со мной Рая!».
   Неужели? Опять же без очков прочитала текст помельче: «Самохваловичи. Сорт «Рая» гласила   бирка, прикрепленная к ручке коша сбоку…

   P.S.

   * Совет бывает сельский, а в моем случае это – Совет ветеранов.
   Мой друг вдовец, его взрослая дочь с детьми живет в Америке.
   Я тоже – не замужем. Мой  продвинутый… внук живет на Севере.
   Декокт – отвар из лечебных трав.
   Подружка Сюзи – маленький, но очень вместительный автомобильчик марки Suzuki Wagon. Тоже автомат.
   В Самохваловичах находится институт картофелеводства
   Чуть не забыла: на пенсии я тоже пишу. Так, по мелочи. Но не про любовь, как мой блаженный (друг-приятель-чел-мэн), а про … картошку.


   Рассказ опубликован в коллективном сборнике «Самотная зорка Венера», Минск «Мастацкая  лiтаратура», 2012
   В журнале "Северо-Муйские огни", Бурятия, Россия, №5,2012.
   "Картошка - хлебу и... любви присошка" -- книга прозы. Гомель. "Барк" 2013г.
Перевод с белорусского автора