прошлое постучалось в дверь байка

Николай Нефедьев
Да уж…  Прошлое  постучалось ко мне в гости…
Прошлое  из 60-70-х… Времена   были  Брежнева.  Леонидом его звали. До сих пор помню имя. Широкие брови… И говорил он  не спеша…  Особенно когда на трибуне съезда  стоял… И ему  аплодировали и аплодировали  люди, народ, депутаты…

Об этом я пишу  без всякой критики… Без иронии…  Просто, как бы взгляд  со стороны… Это ведь все наша  история… Это мое детство, юность, молодость…
Нет на душе  к этому прошлому ничего плохого и критического…

Это просто  была жизнь, когда общество, люди свято верили, что построят коммунизм…
 Что я помню из прошлого? Хорошее помню… Счастливое…
 Но пишу об этом, не потому чтобы кого то учить,  воспитывать или спорить…

 Просто было такое время… Такая обстановка… Был Советский Союз…
Была школа… Был хлеб по 20 копеек.. И зарплата была у  моей  матери, у Марии Николаевны 54  рубля в месяц… И что странно…
Никто не сетовал. Никто из граждан не прыгал, не подпрыгивал на улицах и площадях…

Жили в деревне  и буряты и русские… Имя  было у деревни, вернее  название Жемчуг…
Это в Тункинской долине… Там  сейчас  обсерватория стоит…. Это около рядом с курортом Аршан… Не были там? Ну очень живописное местность. 

Наверное, это  похоже на Швейцарию… С одной стороны Саянские горы, с другой  сопки, покрытые лесом…   И Тункинская долина,  она как  бы, ладони…  И в этих ладонях протекает река Иркут…
И там в этой долине всегда была повышенная    сейсмичность…
Сколько помню себя, всегда там трясло… По три –четыре балла  - это как  пить дать…

Это как  на завтрак или на ужин… И помню скрип бревен…
Избы  у сельчан  были сплошь из бревен и из бруса…
И когда  происходило землетрясение  - тогда избы  как бы  шевелились, туда - сюда –обратно…  Так скалы, Саянские вершины  великаны  росли в высоту…

Понемногу, по три миллиметра в год…
И вообще… Земля в Бурятии   она  как бы примыкает к земле Монголии… Это на юге, ближе к Китаю…
Так и  жили мы русские,  как бы на краю света… Около озера Байкал…
Лес, фауна, рыба... В те годы 60-х, 70-х, были  еще  богатыми, и дикими…

   Повсюду  кони и коровы и козы… Животноводство у бурятов  были  основной  хозяйственной формой  жизнедеятельности…
А вот мы русские, их было мало, процентов 10 всего… Мы  вели овощеводство… Сеяли картошку и овощи…  Тем и жили в основном…  На жизнь хватало…
Картошка  была вторым хлебом…  Жареная, вареная, толченая,  и в скорлупе…

А хлеб покупали, который был по 20 копеек… Его всегда было  достаточно.  На семью, где было пятеро детей   закупалось по 6, по 8 булок хлеба…  Приносили хлеб  до дому в авоськах...  Мясо было в магазинах всегда… Помню, был  такой  продукт  комбинжир.

На нем чаще всего стряпали оладьи и блины… Было и масло и молоко… И конфеты были…
И сахар… И водка была… Два  87 -  стоимость  этой продукции… Два  рубля и 87 копеек…
Пили, конечно, многие  жители… и по праздникам и без…
Алкоголь… Как же без него.

 Это было мерилом всего…  Это была валюта… И дров из лесу привезти…
Травы накосить…. И скот  забить   на мясо…  Или построить дом…  Или вскопать пашню по весне… «Чатушка», поллитра, - так звалась валюта…
Конечно, была в ходу  и самогоночка  ядреная…

  Кто пил ее, тот знает и помнит…
А погода была не чета нашим временам… Под  40 -45  градусов мороз был… лютый можно сказать мороз… Особенно  злыми были Крещенские морозы…
Тогда мы, школьники  радовались этим морозам… Занятия в школе отменялись на неделю...

И русские дети, и бурятские дети, радовались таким дням…
Как никак,  был  лишний  выходной…
 Все осталось в прошлом…
Но особенно запомнились дома…
Построили пришлые шабашники дома двухквартирные.  Их было 8 – 6 штук. Красивые дома были…  А в фундаменты забыли положить арматуры… И бетон  разрушился…
Стены  растрескались и   после трех- четырех лет  дома  пустили под снос…
Только дома из дерева здесь могли стоять долго и счастливо…

А эти дома из цемента и камней  были как  неудачный опыт человечества…
И конечно, стоили не малых денег для колхоза…
Войны не было, а дома разрушились…
   Вот так и учились  местные власти и строить и жить…
Вся страна наша училась жить… Выращивали пшеницу, разводили скот, заготавливали в лесу древесину, строили дома…

Дети ходили в школу… Затем дети, которые  очень хотели  учиться в институтах, уезжали в города, и  покидали эти деревни...
Что могла дать деревня для  молодежи…
А магазин  со спиртными напитками всегда был рядом…
Сбегал и прикупил  «бутыльку»  и сразу как то и повеселее  жить становится…

А теперь времена совершенно другие…
Пить водку стало несколько не модно… И накладно  стало пить…
Вред от алкоголя  стал более понятен  для  людей…
Трезвый образ жизни  стал  основой для нашего общества…
 Это теперь… А раньше…  Раньше, человек упавший, в расслабленном  релаксе, это было обычным  явлением…
Ну выпил, ну  упал человек… Отлежится и пойдет дальше… С кем не бывает…

 Да уж… Такие времена были…
А сейчас…  Сейчас и культура повыше… И люди стали другими… И я  другой…
Более  сообразительный… Я  стал писателем… Кто бы  знал, что из меня  вырастет…
А ведь вырос… В возрасте 50 лет как начал рассказики сочинять, так и продолжаю по сей день…
Можно долго вспоминать о своем   прошлом…

Оно меня воспитало, через это прошлое  и семья и  дети  у меня появились…
И этот, как его, алкоголь, он прошел мимо меня…
Я  и мои близкие, дети мои, и внуки – их не затронула пагубная страсть к выпивке…

Как то Бог миловал…
Вероятно, мне повезло…
На этом все у меня, о моем прошлом…

Оно, каким  бы оно не было, таким и сяким, оно все равно для меня близкое и дорогое…
….
Всем удачи и настроения…
….
Ваш автор…
…Иркутск…
17.11.2023 год   
( как то прошлое постучалось в мою память…)