Струна и торнабой, этимология

Сергей Курочкин 3
     В лесу выросло, из лесу вынесли,
     На руках плачет, а на полу скачут.
     В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп,
     На колени возьмёшь — заплачет.

     Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Балалайка вошла в фольклор на рубеже XVIII века, когда стала распространённым инструментом в России. С 70-х годов XVIII века она попадает на страницы произведений русских поэтов: В. И. Майкова, А. О. Аблесимова, Г. Р. Державина. А с конца XIX века балалайка стала восприниматься не только как музыкальный инструмент, но и как символ русской нации, России. Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью и гуслями, одним из символов музыкального творчества русского народа. Струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной или овальной формы корпусом, имеющий от трёх до шести струн остался без этимологии. Да и однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Гусли, например, названы так, потому что гусли - это струна. Струна дала название кобзе, бандуре, гитаре, а вот насчёт балалайки таких свидетельств нет, хотя струн на ней довольно, так в чём же дело?

      В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке. В первой половине XIX века балалайки продолжали делать в основном всего с двумя струнами. Николай Гоголь в «Мёртвых душах» описывает характерную для своего времени двуструнную балалайку с округлым (овальным или грушевидным) корпусом, изготавливаемым из тыквы-горлянки: «Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окна почти в одно время два лица: женское, в чепце, узкое, длинное как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двуструнные лёгкие балалайки…». Я. Штелин говорил о Петре I, что «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»

      Когда закончилась Северная война, Пётр принялся расписывать, кому что делать в новой стране, чем заниматься, вводя реформы. Меншиков уточнил, Мин херц, а что Стародубскому краю? Сам оттуда из Почепа (Малороссия). На что получил ответ, пусть продолжают разводить баранов. И объединил земли мало-, бело- и велико- в скором времени в империю. В этой связи и параллельно можно прояснить певчее прозвище: кобзон - явно от кобзы и есть даже схожие прозвища и фамилии, а музыкант - кобзарь, сказитель. Что может связывать кобзу с лютней и гуслями, или бандурой? Пандурой, гитарой и балалайкой, коль инструменты эти струнные и в чём отличие.

     Термины коба и куба означают одно и то же, а изменения в написании произошли с исключением буквицы оуки из алфавита вместе с ять и другими, затрудняющими, якобы, чтение Петру. Были времена Бояновы и гусли (от слова струна), потом пришли - лютье и гитары. Кобзарь явно не лютнист, но у него музыкальный инструмент - лютнеподобный и струнный щипковый с 4 (и более) парными струнами. Кобза (укр. кобза ладкова, венг. koboz) состоит из корпуса и грифа в отличие гуслей. По простому себе объяснить, таки к ящику приделали рог (гриф), а струны остались, куда же без них, ибо - «струна» в просторечии, что и легло в дальнейшем в название гитара. Венгры вкладывали божественное значение (boz) в имя инструмента, который и предназначался для хвалы, как способ пропаганды своего времени. Струна или «st runa» - святая руна - на всех языках без исключения. Имя «кобза», «кобоз», «кобуз» и т. п. можно проследить вплоть до первого тысячелетия. Арабский путешественник Х столетия Ибн Русте (Ибн Даста), рассказывая о Руси, отмечает следующее: «У них есть различные музыкальные инструменты, такие как лютни-кобзы, гусли, дудки, а также дудки почти в два локтя длиной, тогда как кобза имеет восемь струн. Напиток их приготовлен из мёда…». Музыкальный инструмент кобза широко известен с конца XII века и наиболее ранние изображения встречаются даже на церковных и монастырских фресках XVI века. Тарас Шевченко увековечил в своём творчестве образ кобзаря - народного сказителя, сопровождавшего свои песни-думы игрой на кобзе. К. Хильдебрандт, участник шведской делегации к гетману Богдану Хмельницкому, посетив Русь веком следующим (в 1656-1657 годах), подробно описывает своё пребывание и приём, оказанный гетманом. В неформальной обстановке гетман играл на «лютне». Жуков на гармошке, Черномырдин на баяне, а Штирлиц чуть было себя не сдал - на балалайке типа саза. Саз (от персидского слова «инструмент») - музыкальный инструмент типа лютни семейства тамбуров. Распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Иране, Турции и в других странах Востока. Когда я слышу армянскую песню "Ов, сирун сирун..!", то первая мысль приходит в голову, вот почему "красавица" положила имя гуслям, ибо струна: "st runa" - святая руна на всех языках. В стихотворении «Песня любви» армянский поэт Костандин Ерзнкаци (XIII-XIV вв.) также упоминает этот музыкальный инструмент:

     Тебя вокруг ищу я взглядом
     И если знаю: ты не рядом —
     Мир кажется мне сущим адом,
     И ты одна тому виной!

     Но если я тебя замечу,
     Я сердце болью изувечу,
     Я саз возьму, пойду навстречу, —
     Я стать хочу твоим слугой.

     Армяне первые приняли христианство в составе языческого государства в 301 году, став царством - Аястан это рай, свидетельствуют древние карты. А на Украине с XVII века слово «кобза» стало синоним бандуры. Не стоит путать инструменты (кобзу с бандурой или сазом) при всём визуальном сходстве, но с XVII века бандура вытеснила кобзу, и название «кобза» как бы перешло на бандуру. А «бандура панская» - пандура - польский музыкальный инструмент, представляющий собой соединение украинской бандуры с гитарой. Стоит приоткрыть этот «ящик пандоры» и музыка польётся в струнку от boz до дуры. Изобретение приписывалось самому богу Пану (как и рама в панораме) из ряда других струнных инструментов: испанской бандуррии в частности. Хлеб по-испански - пан, а страна: из-пан-и-я. Как всё просто. Слово выводится посредством лат. pand;ra к др.-греч. ;;;;;;;; (трёхструнная цистра). Поэтому - пандура претерпела много эпитетов в облике, если с латышского - «пан песница» (серб.) или «пан кулак», то с латыни - «твёрдая сковорода», прямые переводы. Сходство образов неоспоримо. Что на белорусском языке «жорсткая патэльня», то на испанском - сковорода для паэльи. Хотя, какая разница, на чём жарить остатки пищи? Однако. Греческая ;;;;;;;; (пан-дура звучит) - Пандора на всех языках пишется, но каков перевод! - Удача. Раскрывая звук на слагаемые: Удачі, удачи, поспехаў, срећно, sretno, viel Gl;ck, ve;a ;tastia, powodzenia - счастья, удачи, успехов! На всех языках, а у немцев особенно «много/гораздо» - viel  Gl;ck, где viel звучит - «фе» (вера, религия), а vel/вел положено в основу большой (зур), великий (могол) в отличие от малого. Как порождение вопроса, если Азия Малая есть, где Большая?

    На фресках лестницы Киево-Софийского собора мы видим пять родов музыкальных инструментов; один из них древние гусли или арфа, другой;- труба, третий;- флейта, четвертый;- подобие малороссийской бандуры, пятый;- две металлические тарелки. Кто-то считает, что коба - "неукротимый" (прозвище Сталина), но это кличка-следствие, ведь Коба, что и кубо, ср. Кубань, Куба, кубизм, кубок. Названия реки, страны, чаши, края и награды - слились в звуке. А по смыслу кубок, не обязательно угловатой формы и обличием с куб, но сосуд, ёмкость (чаша Грааля). Уместна будет и Молочница - скульптура с разбитым черепком - по образу и подобию басни Лафонтена - о девушке с разбитой крынкой - на камне Екатерининского парка сидит грустная красавица. По-испански cubas - чаны/чан, когда заказываешь пиво и говоришь "кубо", приносят ведро со льдом и бутылками, как у нас подают вино. Прозвище «кобзон» состоит из кубо/кобо плюс зон, а зон = сон, сун, сан, сын. Всё вместе: кобзон - мамкин сын (теология). Этимология от кубка, от чаши и чана - отчего и слово колчан, и чин. Прозвище «темучин» пока оставим в покое, его времена наступят через полвека. Пока же Боян с гуслями и плачь Ярославны  1185 года: «Светлое и тресветлое Слънце! -  всемъ тепло и красно еси! Чему господине простре горячюю свою лучю на ладе вои? Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче». Туга - церковное слово, означает дань, иго, но! Татары с монголами явятся на Русь только в следующем веке. Нонсенс? Интересненькое дельце вырисовывается в этом свете. Орды нет - иго есть. Лучи свил в пряжу (тугую) - «тули затче», что закрытый колчан, ибо тулие - для стрел. Город оружейников Тула и талия (гитары) - от этого слова; а от кубо/губо - губернии и чинопочитание при едино-начал-и-и, о чём Евклидово «Начало» и гласит.

    О, сколько мне открытий чудных готовит просвещенья дух... И действительно, чем светлее - тем темнее. Слово свиток, например. Сербское свiт, оно же украинское и белорусское (предположим, что языки были 2 тысячи лет тому назад, а держав не было, а такое возможно, как и с русским языком, просто произошли чудеса творения). И нам многое в этой связи недоступно для разумения, если «русь» явилась в 862 году, как могла быть написана «Александрия Сербская» на языке русском за три века до р.х., - это загадка. Это дела давние, а вот сегодня на примере рек - близкое. Если Лутенок от Лютни (сынок от мамы), то река в истоке из болот имеет название - Лютня, а среднее течение Лутенок. Сначала мама - потом сын. Хотя, общепринятое понятие в менталитете российском другое, что с ручейка начинается река. Если Иисус наше Всё, то как же мама? Всё наоборот? Так и с инструментами, вроде одна общность (Россия!), а у кого-то балалайка, у кого-то лютня с гуслями, а струны у всех инструментов, да названия разные. И все неизвестные. Толи хвилологи наши такие, толи что? Насчёт лютни хочу... Известно историкам, что воевода у Ярополка был некий Лют, который учинил клюками да ваззнями гибель Олегу и Ярополку (в помощь Владимиру с варягами). От этого же слова - Малюта, Мартин Лютер... Жестокий, беспощадный (о человеке). Лютый враг. «Помещик у нас больно лют». «Лютень» - древнерусское название февраля. Это завершающий месяц зимы и 12 по счёту, если считать декабрь - десятый (децембер). Февраль: укр. лютий, белор. люты, польск. luty. Лютень (приток Мшаги) - река в России, протекает по Солецкому району Новгородской области. Считается, что слово лют - от фр. lut - "замазка", но если наоборот прочесть - «тул». Перевод: lut - читать/разбирать, никакая не замазка. Руина чти, это о чём, какой руне, или золотое руно барана? Державина предсмертные строки о главном, ужели, чти начало жизни? Разбираясь, замечаешь что слово состоит: "раз+брать" и сразу - братья на одно лицо, но уже без чести и достоинства лица. Под масками. А в латинской транскрипции: lut = «1 ас» (первый ас?), но звучит lut - алеут. Этноним имеет, якобы чукотско-корякское происхождение - от слова аляв-вытэ «те, у кого на голове обод». Но что с этим «ободом» делать дальше, учёные не знают. Далее «из неустановленной формы» сравнивают ... алиут «островитянин». Тупик полный, ибо «остров» на церковной фене - название старообрядца или «брынь». Смотрите статью о Брянске. Продолжу: «Aleut - уроженец Алеутских островов, неизвестного происхождения, вероятно, от туземного слова». Алутиик (также «алютик») - эскимосский прибрежный народ, населяющий южную Аляску. Алюторцы - коренные жители северной части Камчатки. Алеут, алютик, алюторец (буквально) - первый, начинатель. А этимологии нет. Согласно «Вики-с-Педей», одно название происходит от другого. А что они значат и где взялись - да бог весть... Вот так. Хотя, чего уж проще пареной репы, если лют и тор слились в алюторе... Алюторским языком по данным переписи 2010 владеют 25 человек в России. Вот вымрут и знать не будут, почему деревянный обод на голове носили? На бочке обруч (или на чане) назывался «обида» - обить - один пояс один путь.

      Происхождение лютни, тем более доподлинно неизвестно. Ведь слово то же самое. Странно, но меня версии стали интересовать уже куда больше, чем аксиома. Лютня (польск. lutnia < итал. liuto < араб. аль’уд - дерево) - струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. В начале VII В начале VII века схожие лютневидные музыкальные инструменты появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. По другой версии, в VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему Балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии. Итальянское слово liuto - луте и лютня - от корня лут, а перевод буквально: «лут или». Слово, напоминающее надпись на кресте на сирийском языке (Или Или... на кого ты нас покинул), а сирийцы - носители языка арамейского, на котором по преданию разговаривал Иисус Христос. Путаница в обращении (отцу - сыну) устраняется с помощью слова лут - «глина», галина - курица, а Лютня - река. Итак, решаем тождество. Река родила сына и назвали его Лутенок. На берегу реки деревня Дурни, а всё вместе - бандура из дерева, если вкратце о топонимике одного местечка Брянщины - Клинцы на Лутенке (Московке). Бывшую слободу переименовали в посад «клИнцы», что значит - дети, отроки и гвозди. Восточнее Клинцов есть другая река Лутня  и усадьба И.С.Тургенева - Лутовиново (Спасское). И всё бы хорошо, но в чём загвоздка? А вот в чём. Если ручей Божий - начало реки Ипуть (Бога путь), то тут - Лютня мама в истоке, а Лутенок - устье... Совершенно иная философия, и не «с голубого ручейка начинается река», не-е-т, а исток - мать ручья. И эта топонимика из одного места, ведь Лютня-Лутенок (Туросна, он же Туросна Картавая и Московка - река пяти названий) питает Ипуть, а дальше путь в Сож (бог). Как всё запутано. Частая смена настроения влияет на расположение духа сказителя, и, то его на гусли потянет струну ущипнуть, то на кобзу или бандуру, а то гитаре рог погладить, приобняв за талию...

      Как бы то ни было, к концу XVII века популярность лютни стала заметно падать, так как её постепенно вытесняли такие инструменты как гитара, клавесин, а несколько позже и фортепиано. А что же, балалайка? Балалайка пришла навстречу лютне и пандуре - это старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента - домры. «Домра широко применялась скоморохами на Руси в XVI—XVII веках как сольный и ансамблевый («басистая» домра) инструмент, но начиная с XVII века, после выхода ряда церковных и государственных указов (один из них 1648 года царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий»), согласно которым скоморошество подвергалось гонениям, инструмент не использовался. С исчезновением скоморохов исчезла и домра. Современный облик домра обрела в 1896 году, после реконструкции В. В. Андреевым вятской балалайки. В современном русском языке исполнитель на домре называется домристом. Слово dumbra (лат.) - лес, но «dum bra» - моя рука - «у той час як бюстгальтар» - дурны добры - глупо хорошо... Какой инструмент, такие и частушки. Потому что с норвежского «dumbra» - глупый, с латышского - грязь, с татарского думбра - тупица. Кулак, рука, сковорода и те же образы. Хотя, бра/bra - настенный светильник, подсвечник или держатель для лампы, прикрепляемый к стене. Какой-никакой светоч, родня свiту и свитку (уменьшительное значение слову свет), однако, с негативным оттенком тому свитку, что был на палочку намотан. При дворе Софьи Палеолог из Европы в качестве придворных музыкантов завозились лютнисты, что могло повлиять на появление/модификацию домры у скоморохов, которые пытались скопировать/модифицировать европейскую лютню. По легенде, именно наказанный и сосланный в Сибирь скоморох Кирша Данилов и изобрёл инструмент, а будучи к тому же неисправимым матерщинником, включил в название «торнабой» прочтение матерной фразы в обратном порядке. Вполне возможно, что домра могла существовать до начала XVIII века, о чём свидетельствуют жалоба на служащих Александро-Свирского монастыря Тихвинской епархии под Петербургом (помимо домры также упоминается балалайка), датируемая 1719 годом. Монастырь в 100 верстах от Старой Ладоги, первой столицы Руси. В документе «Происшествие в Александро-Свирском монастыре», обличающем служащих, в числе обвинений, помимо пьянства и курения приводится игра на гудках, свирелях, волынках, балалайках и домрах. Впоследствии, музыкальные инструменты вместе с шахматами были изъяты и были разбиты о камень перед всей братией.

    Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу: бал-, -ал, ла- и -лайк, что вместе - о любви и дружбе в шутку. Звукоподражательная форма со значением "говорить, болтать, ботать" (в восточнославянских диалектах также - "шутить"). У Пушкина - Балда, с татарского балта - топор, название залива и моря - Балтика. Отражение в словах баламут, балабол, балагур, балакарь и др. По реке плывёт топор из села: Куй-ку-Ева! Лаять лайки от души. Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента - развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688г.). В последующие века балалайка становится самым популярным и часто упоминаемым русским музыкальным инструментом в письменных, изобразительных и устных фольклорных источниках. Полиграф Полиграфыч виртуозно владел инструментом со дня рождения... Самый известный русский и белорусский инструмент, ставший, наряду с гармонью и гуслями, одним из символов музыкального творчества русского народа. Однозначной точки зрения на время возникновения и этимологии балалайки не существует. Вполне вероятно, что слово происходит от слова «бала» (ребёнок, дитё), которое само озвучено процессом дела - бряцанием. Восходит к общеславянскому bolbol (словац.) - «было было» (того же значения), сравните схожую ономатопею «варвар». Гол (лат.) - мяч, он был, ён быў, він був - таковы значения слова. Закономерный вопрос, кто был, он? Аббревиатура ін/ин/іх - Иисус Христос.

      Струна как основа имени инструмента: struna (чех.) - нить; складывается из слов славянских языков: st runa = святая руна, первая речь, Страница №1; st r una - ул. номер один.

     * фото: Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге. А. Попов, 1853
     16.11.2023, Санкт-Петербург.