9. 2 Возникновение и развитие сознания

Лариса Болотова
               Как же возникло и развивалось человеческое сознание?

 «Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.  Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения  и взаимодействия людей друг с другом».

                То есть, если этого нет, то сознание человеческое не возникнет? Нет причины для его возникновения? Для становления сознания ребёнка необходима совместная деятельность и активное общение взрослого с ребёнком. Тогда возникает вопрос: «С кем общались первые люди, что у них возникла речь и, следовательно, человеческое сознание?».

«С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средство мышления (обобщения)».

                Хочу уточнить, что речь идёт о земном человеческом сознании.

                Получается, что если бы не было бы речи (слова), то человек не мог бы мыслить. Так как мыслит он словами. Можно ли мыслить без слов? Можно, образами, используя свой опыт.

«Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив своё всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание, и становиться его достоянием в форме значения и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причём такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребёнка формируется на базе  и при условии существования коллективного сознания путём его присвоения (интериоризации, социализации)".

                Из сказанного можно сделать заключение, если сначала развивается коллективное сознание, а потом индивидуальное, то  существует поле информации, из которого идут все знания.

Филогенез – процесс изменения и развития психического состояния живого организма под влиянием эволюции.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности.

Интериоризация – переход из внешней для организма среды во внутреннюю. Применительно к человеку интериоризация означает превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Согласно культурно-исторической теории формирования высших психических функций интериоризация является одной из базовых черт личности».

                Возможен ли обратный процесс: из внутреннего во внешнее?

«Особо важное значение, для развития человеческого сознания, имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себя психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через  восприятие им своих собственных творений".

                Для материального воплощения мыслей, образов, представлений и чувств нужна энергия. Откуда она берётся?

 "В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознаёт, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отдельный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, то есть осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. … данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом».

                Как развивалось мышление до возникновения речи? Оно было образным.

«Мышление человека, развиваясь, всё больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются всё более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное».

                Идёт переход от конкретных понятий к общим, объединяющим?

«Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании её современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. … Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.

В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причём это развитие, по-видимому, идёт с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

Магистральным направление дальнейшего развития человеческого сознания становиться расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающей мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства. С начинавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно- нравственную».

                Изобилие товаров? Можно ли предугадать будущее развитие, используя основные тенденции развития в настоящем и с учётом прошлого опыта?

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 116).