20. 5 Общее в религиях

Лариса Болотова
 «В последней главе своей книги «Многообразие религиозного опыта» проф. Джемс говорит:

«Боги и вероучения различных религий, конечно, противоречат друг другу, но существует однообразное явление, свойственное всем религиям – это душевное освобождение … Человек начинает сознавать, что высшая часть его существа родственна чему-то, общему ей по качеству, но безконечно превосходящему её; в то же время он постигает, что может приобщиться к этому «нечто» и спастись, если его низшее «я» будет окончательно им подавлено»…

«В чём же состоит объективная истина содержания религиозного опыта?» «Представляет ли это «нечто» только продукт нашего воображения или реальное бытие? Если оно реально существует, то в какой форме? … Как следует понимать это «общение», в реальности которого так убеждены религиозные люди?»

«Теоретическая задача различных богословских учений состоит именно в ответе на эти вопросы, и здесь проявляется всё их разноречие. Все они согласны с тем, что это «нечто» существует реально, хотя некоторые утверждают, что оно существует в образе личного Бога или нескольких богов, тогда как другие видят в нём только идеальное стремление. Разногласие всех этих учений ярче всего обнаруживается в истолковании переживаний «общения». Теизм и пантеизм, природа и второе рождение, спасение и Карма, безсмертие и перевоплощение … доставляют материал для нескончаемых споров об этом вопросе».

«Я высказал мнение, - говорит проф. Джемс, - что безпристрастная наука о религиях может выделить из разногласицы этих споров общий остов учения, который она должна облечь в такую форму, чтобы оно не противоречило выводам естествознания. Это общее всем религиям учение наука о религиях должна принять за примиряющую гипотезу, в которую могли бы уверовать все без исключения люди».

                О какой гипотезе идёт речь?

«И я считаю возможным высказать, как гипотезу, предположение, что чем бы ни было в потустороннем то «нечто», общение с которым мы переживаем в религиозном опыте, по эту сторону оно является подсознательным продолжением нашей сознательной жизни».

«Сознательное Я человека является непосредственным продолжением более широкого по объёму Я»…

«Последние пределы нашего существа пребывают, как нам кажется, в совершенно иной области бытия, чем чувственный и «постигаемый мир».

              Получаем, что человек похож на матрёшку, состоящую из нескольких, входящих одна в другую. Физическое тело одна из них.

«Эту область можно назвать мистической или сверхъестественной… Мы принадлежим к этой области в гораздо большей степени и в гораздо более интимном смысле, чем к видимому миру, потому что мы больше и интимнее всего живём в том мире, где родятся наши духовные стремления и идеалы … Общение с этим невидимым миром есть реальный процесс с реальными результатами».

Это общение мы видим в мистике.

«Все корни религиозной жизни и центр её мы должны искать в мистических состояниях сознания», - говорит проф. Джемс.

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 196).