Какова же мудрость небесных ангелов?
«265. … она до того превосходит человеческую, что между ними не может быть и сравнения …»
Почему?
«266. … они живут в небесном свете, а небесный свет, в сущности своей, есть Божественная истина, или Божественная мудрость, и свет этот в одно время освещает и внутреннее зрение ума (mentis), и внешнее зрение глаза …»
Они воспринимают этот свет всем своим телом, то есть, связаны с информационным полем непосредственно?
«… к тому же ангелы пребывают и в небесном тепле, которое, в сущности своей, есть Божественное благо, или Божественная любовь, от коей рождается в ангелах желание быть мудрыми … все их мысли и все их чувства текут согласно небесному образу, который есть образ небесной мудрости …»
Следовательно, они мыслят согласно определённой программе?
«… их речь есть речь мудрости, ибо она непосредственно и сама собою вытекает из мысли их, а мысль их – из чувства любви …»
В каждом ангельском слове есть безчисленное множество вещей, которые не могут быть выражены словами человеческого языка, ибо в каждом ангельском слове содержатся в непрерывной связи тайны мудрости, которых человеческая наука никогда не достигает.
«Превосходству мудрости ангелов содействует и то, что все предметы, которые они видят глазами и постигают внешними чувствами, согласуются с их мудрость, ибо предметы эти суть соответствия и, следовательно, внешнее изображение всего, относящегося к их мудрости …»
О чём мыслят, то и видят?
«Кроме того, мысли ангельские не ограничены и не стеснены, подобно мыслям человека, понятиями о времени и пространстве; пространство и время принадлежат природе, а природное отвлекает ум от предметов духовных и лишает зрение разума своей обширностью …»
Они яснее и реальнее видят окружающий мир, чем человек?
«… мысли ангелов не обращаются более к земному и вещественному и не прерываются никакими заботами о житейских нуждах; следовательно, эти предметы не отвлекают их от удовольствий мудрости, как это бывает с мыслями людей на земле; ангелы всё получают от Господа даром, одеяния – даром, помещение – даром … и сверх того им даруется удовольствия и радость по мере принятия ими мудрости Господа.
Они получают удовольствие от познания мудрости так же, как человек получает удовольствие от еды, секса и других материальных благ.
Испытывают ли ангелы голод, как человек? Думаю, нет. Их насыщает любовь Господа.
Почему ангелы могут вмещать в себе столь великую мудрость?
«267. Ангелы потому могут вмещать столь великую мудрость, что внутренние начала их раскрыты и что мудрость, как и всякое совершенство, растёт, направляясь внутрь и, следовательно, по мере раскрытия внутренних начал. …»
То есть, если человек будет стараться приобрести мудрость, то его внутренние начала будут раскрываться и расширятся, для восприятия ещё больше мудрости?
«У каждого ангела есть три степени жизни, которые соответствуют трём небесам …, у которых открыта первая степень, находятся в первых, или последних небесах; те у которых открыта третья степень, находятся в третьих или самых внутренних небесах. Мудрость ангелов небесных соответствует этим степеням; поэтому мудрость ангелов самых внутренних небес непомерно превосходит мудрость ангелов последних небес … Эта разница происходит оттого, что мудрость высших степеней заключает в себе частности понятий, а мудрость низших степеней – общие начала, в которых частности содержатся; частности относятся к общим началам, как тысячи или мириады к единице; вот в каком отношении находится мудрость ангелов высших небес к мудрости ангелов низших небес. Но тем не менее мудрость ангелов низших небес превосходит в такой же степени мудрость человек, ибо человек находится во плоти и её чувственных началах, а плотское чувственное начало человека принадлежит самой низшей степени. … но этого нельзя сказать о тех людях, коих мысли поднялись выше чувственного (низших чувств?) или коих внутренние начала открыты небесному свету».
В чём ещё велика мудрости ангелов?
«268. Как велика мудрость ангелов, можно судить из того, что на небесах всё взаимно сообщается. Разумение и мудрость одного сообщаются другому. Небеса полны общения всех благ, ибо небесная любовь такова, что всякий хочет, чтобы принадлежащее ему принадлежало и другому; вследствие этого никто на небесах не считает своё благо за подлинное или настоящее, если оно в то же время не находится и в другом: вот от чего происходит и небесное блаженство. Это свойство взаимного общения принадлежит ангелам от Господа по свойству его Божественной любви.
269. … То чего ангелы не высказывают вполне словами своей речи, они дополняют звуком, которому присущи чувства, относящиеся к предметам речи: … ангелы выражают чувства любви своей посредством звука, а понятия мысли, от любви происходящие, посредством слов, посему и слышанное на небесах называется несказанным. Таким же образом ангелы могут в немногих словах передать всё, что написано в целой книге, и придать каждому слову смысл, возвышающий его до внутренней мудрости …»
Не связана ли эта способность ангелов с тем, что они общаются друг с другом и могут сказать даже то, что ранее не знали?
«Ангелы внутренних небес могут также по звуку (интонации? вибрации?) и нескольким словам говорящего узнать всю его жизнь, потому что в разнообразных, с мыслями согласованных звуках слов, они постигают господствующую в человеке любовь, в которой как бы начертаны все частности его жизни. Из этого видно, какова мудрость ангелов: она в сравнении с человеческой – как мириада с единицей, или как двигательные, безчисленные силы всего тела в сравнении с происшедшим от них движением, которое на вид представляется единичным, или как тысячи подробностей предмета под отличным микроскопом в сравнении с целым предметом, едва видимым для простого глаза».
Каким образом ангел это делает? Видит ли ангел жизненный путь человека – судьбу? Его внутренние начала? Общается ли при этом он с другими ангелами? Попробуем понять по словам самого ангела.
«… ангел стал, по степени мудрости своей описывать возрождение; он представил по порядку до сотни тайн, относящихся к этому предмету, и каждую тайну он исполнил понятий, в которых были ещё более внутренние тайны; и он сделал это от начала и до конца, изложив, каким образом духовный человек снова зачинается, как бы носится в утробе, родится, растёт и постепенно совершается; ангел говорил, что он мог бы увеличить ещё многими тысячами число этих тайн; что сказанное им относилось только к внешнему человеку, а что тайны, относящиеся к возрождению внутреннего человека, гораздо многочисленнее».
Это подобно нашим словам. Каждое наше слово связано с множеством других слов. Каждое слово имеет определенное понятие, которое необходимо знать. Возникает разветвлённая система слов. В отличие от ангела, видящего всё тайны внутренним зрением, человек не может всё это увидеть глазами, а только познать через ум.
Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 123).