Опасный гость

Виктор Тарасов 5
 Весной, как только пригрело солнышко, и подул южный ветер,  мы  с другом Михаилом Базелишиным отправились на горную реку, чтобы открыть очередной рыбацкий сезон. Шли бодро, веря  в удачу и благоприятные погодные условия.
  - Когда дует северный ветер, лучше заниматься домашними делами,- поделился  своим секретом  Михаил. -  В такое время рыба слишком пассивная и, стало быть, клева не будет.
    Проточка Широкая, на которой мы обычно рыбачим, за зиму сильно  обмелела,  «посеяв» на своем пути множество перекатов, ямок. И мы, долго не думая,  решили пройти ниже - туда, где она впадает в основное русло Хора.
     С высокого берега реки мы с удовольствием наблюдали, как   тщедушное течение  речушки,  слегка «бодая» быстрый поток, закручивалось на месте, образовывая множество мелких крутельков и круговых волнений воды - идеальное место для ленка и тайменя. Закинув спиннинги, мы стали  ждать ярых поклевок.  Но шло время:  уже и солнышко оказалось за спиной, а спиннинги так и не встряхнулись от «спячки».
    -Хоть бы мелочь какая-нибудь клюнула, - словно соскучившись по объеденным крючкам и наглым  атакам усатых пескарей,  заворчал товарищ. - Сегодня, как видно, не везет.   Видать  к перемене  погоды, а этого рыба не любит. Пойти что ли по ямкам  гольянов   надергать, - засуетился он. 
    Коль стрелки часов показывали обеденное время,  мы быстренько распалили костер, вскипятили чай, и стали жарить на ивовых прутьях домашнее сало. Легкий  весенний ветерок, подхватив дразнящий аромат сельского деликатеса, уносил его вдаль, взбудоражив вездесущих соек и крикливых ворон. Вслед за ними зашуршали в траве мыши-полевки, и забегали колонки.
- Пожалуй, вернусь в верховья проточки и половлю на ямках, - бросил, поднимаясь с бревна после чая, неугомонный Миша. Я же решил остаться на месте,  занявшись  любимым делом, - фотоохотой на  уток.
- А ты, когда надоест бродить по речке, возвращайся назад.  Надо же доесть то, что осталось, - в свою очередь, предупредил я товарища. - Не тащить же домой!
  Часа через два я поворошил угли в костре, и принялся печь картошку и жарить оставшееся сало. Вот - вот должен был подойти проголодавшийся на свежем воздухе Базелишин, да и домой пора возвращаться. 
Неожиданно с реки донесся  рокот  рульмотора, и тут же прозвучали два выстрела из  ружья. Повернувшись на звук, я увидел приближающуюся моторную лодку, двух мужиков в ней и пролетевших над нами испуганных уток.   Промазали! - обрадовался я.
    -  Клюет что-нибудь? - крикнул мне один из охотников, когда их лодка причалила к противоположному берегу проточки. Услышав мой не радостный ответ, они  немного посовещались, а затем завели мотор и умчались вверх по реке. Я же, не дождавшись дружка, быстро собрал свое снаряжение и отправился на встречу с ним.
        На самом краю берега, под ветвистым берестом, где обычно удил рыбу Миша, я увидел лишь оторванную от чурочек  досочку от лавки и  дымящийся островок прошлогодней листвы.     «Неужели ушел один»,-  подумал я, осматриваясь вокруг.
       … В народе существует старое правило: пошел с человеком в тайгу или на речку, с ним и должен вернуться -  всякое может  случиться.    «…Может быть, обиделся на меня или же из-за неудачной рыбалки «вспылил»,- думал я, возвращаясь в одиночестве домой. Но на крылечке своего домика я, к удивлению, увидел поджидавшего меня озадаченного чем-то Михаила. На мой  упрек  он честно признался, что сильно испугался вышедшего на перекат бурого медведя: с облысевшей головой, видимо, больного и голодного.
    - Косолапый остановился посреди галечной отмели, посмотрел  на меня, а затем повернул голову назад,  уставившись в ту сторону, где мы  обедали,- стал рассказывать товарищ.  - Воспользовавшись этим, я  оторвал доску от лавки и давай колотить ею по чурке,  пока не раскололась. Тогда поджег пятачок листвы и, не оглядываясь, побежал  домой.         
    - Очевидно,  медведь еще издали учуял запах сала и  направился в нашу сторону, - стал объяснять Михаил Базелишин. - И когда его напугали охотники, он был уже близко от тебя - всего лишь на другом берегу обмелевшей Широкой.   Испугавшись людей, косолапый побрел вверх по берегу, чтобы сделать крюк и выйти к месту пикничка  с другой стороны. Вот почему и оказался на  перекате.
    Теперь и мне стало понятно: потапыч перешел брод, пересек тропу, по которой я должен был возвращаться, и  направился ко мне в «гости».  Выходит случайно разминулись…  Немного помолчав, я с улыбкой рассказал Мише о смелом пятнадцатилетнем пареньке собиравшим в тайге с отцом и младшими братьями черемшу. Обратив внимание на  висевший у него на поясе нож, я спросил: «Марк, а ты не боишься встретиться с медведем?
- Я дядя Витя, их не боюсь! Быстро живот вспорю!.. Пусть лучше не попадаются,- чуть выпятив детскую грудь,ответил хлопец.         
    … Получается, в тайге нынче и почаевничать небезопасно и, суетясь у костра за приготовлением походного «тормозка» нужно всегда помнить, что на аппетитный запах  слетаются не только  вороны и сойки:  может наведаться и опасный зверь.
  Тем более, когда нет рядом,  таких смелых и отважных ребят…
 
Виктор Тарасов