Особенности творческой манеры Геннадия Емельянова

Екатерина Тюшина
      Геннадий Емельянов много писал о судьбах трудовых людей Кузнецкого металлургического комбината и Запсиба.  Его яркий писательский талант высветил немало судеб и характеров кузнечан. Но о чем бы и в какой форме ни писал Емельянов, он всегда выступал как яркий, самобытный писатель, умеющий заинтересовать читателя и заставить его задуматься о самом насущном и сокровенном, о том, о чем думает, но молчит каждый.
       Родился он 11 мая 1931 года в селе Курагино, Красноярского края. Во время войны семья переехала в город Новокузнецк. В 1955 году закончил факультет журналистики Московского государственного университета и вернулся в Кузбасс. Работал ответственным секретарем и заместителем главного редактора газеты «Колхозник Кузбасса». В 1959 году был направлен на строительство Запсиба редактором многотиражной газеты «Металлургстрой». С 1963 года работал собственным корреспондентом газет «Комсомолец Кузбасса» и «Кузбасс». С 1965 года – ответственный секретарь редакции газеты «Кузнецкий рабочий».
      Его первый рассказ опубликован в газете «Московский комсомолец» в 1952 году. В 1961 году в Кемерове издан сборник рассказов «Когда друзья рядом». Написана в соавторстве с Г. Немченко. Затем появился сборник рассказов «Друг Серега».
      Очерки, рассказы и повести печатались в журналах: «Сибирские огни», «Наш современник», «Огни Кузбасса», в областных и городских газетах.
      Автор книг: «Когда друзья рядом...», «Глубокая борозда», «Берег правый», «Хочу удивляться», «Далекие города», «Капля из моря», «Запсиб – железная держава», «Бабьим летом», «Медный таз из сундука», «В огороде баня», «Истины на камне», «Арабская стенка», «Проснитесь, пришельцы», «Горячий стаж» и др.
      В 1968 году был принят в члены Союза писателей СССР.
      Член Союза журналистов СССР. Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат премии Кузбасса за книгу «Две встречи» (1993). Обладатель специального гранта Администрации Новокузнецка для издания книги «В огороде баня» (1997).
      Долгое время жизнь Емельянова была связана со стройкой Запсиба и Кузнецким металлургическим комбинатом. И главными героями его произведений были люди, связавшую свою жизнь с этими металлургическими гигантами. Строительству металлургического завода в Сибири посвящен роман «Берег правый». Но не только производственная тема освещается в романе. Больше всего писателя волновали моральные проблемы: «Подспудно и давно меня волнует тема «Дело и человек», – писал автор. – Не надо думать, что вот, мол, сперва нам хлебушко насущный, а после – все остальное. Так не получится: мы ведь делаем будущее не только в материальном воплощении, но и гражданина будущего делаем! Одно от другого неотделимо, и нельзя допускать, чтобы человек только давал, растворяясь в большом деле, – он должен приобретать и накапливать моральные ценности».
      Он гордился вышедшей в Москве, в издательстве «Советский писатель», документальной книжкой «Горячий стаж», в которой рассказывал о горновых и сталеварах с вечным, от дышащих огнем печек, загаром на лицах, о «думных мужичках», как он любил называть изобретателей, о «кротах»-горняках и странниках-геологах. О всех тех, кого он хорошо знал и любил.
      В лирических повествованиях «Далекие города» и «Бабьим летом» рассказывается о деревенском юноше, вступающем в самостоятельную жизнь и проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться.
      С повести «В огороде баня» начался новый этап в творчестве Емельянова. Юмористическая, ироничная повесть о дачных буднях 1970-х годов, написанная по реальным событиям из жизни писателя, раскрыла в писателе интересную грань таланта – склонность к яркому бытовому юмору и сарказму, направленного против махрового мещанства. Но сквозь юмор проглядывает горькая усмешка писателя над российской неуклюжестью и неустроенностью, над разваливающимся на глазах бытом.
      В сатирической повести «Арабская стенка» писатель развенчивает образ современного обывателя, который все свои способности, все помыслы посвятил никчемной цели – приобретению дефицитных вещей.
      Отдельной страницей в творчестве Емельянова стоит фантастика. Не просто фантастика – а социальная сатира в форме фантастики вперемешку с плутовским романом и размышлениями писателя о Родине, окунувшейся в безвременье. Что вполне в духе Геннадия Емельянова, который, по мнению критика Русланы Ляшевой «не подлаживался под особенности того или иного жанра, а подстраивал жанр под свой замысел».
      Своеобразным сатирическим памфлетом на современную действительность стала фантастическая повесть «Медный таз из сундука». Бытовая сатира, где медный таз – это автомат пришельцев, вошедших в контакт с простыми жителями Сибири. Попытки высокоразвитых пришельцев внушить землянам экологическое мышление происходят на фоне легко узнаваемых, и потому неотразимо смешных реалий 1970-х годов. Комический фон позволяет проговаривать и серьезные вещи о том, что советское общество постепенно опутывает мещанское увлечение бытовой роскошью.
      Жанр повести «Проснитесь, скитальцы!», можно назвать как сатирико-юмористическая фантастика. Несмотря на фантастический сюжет, писатель иногда подспудно, а иногда и открыто касается самых болевых точек в жизни современного общества. С юмором и горькой иронией он проводит героев через жизненные обстоятельства, помогая им решать свои проблемы. Инопланетян Федор Федорович посещает сибирское село Покровское, где вступает в контакт с его жителями и пытается помогать людям. Однако доброта его весьма странная. Он просто одаривает сельчан дефицитными товарами, поощряя таким образом нежелание трудиться. В результате колхозный забулдыга скотник Лямкин становится кем-то вроде странствующего проповедника, а прощелыга-геолог Ковшов обретает тонко чувствующую натуру. Эти и другие герои повести – все они вроде готовы к духовному исцелению, которое обещает им инопланетянин, и все же есть в них какая-то ненадежность. И только деловой, энергичный председатель колхоза Сидор Иванович не теряет головы от щедрот инопланетянина. Он твердо уверен в том, что нельзя надеяться на помощь каких-то пришельцев, а нужно трудиться самим на совесть: растить и собирать высокие урожаи, улучшать культурно-бытовые условия.
      Полностью фантастическим событиям посвящена повесть «Истины на камне». Космический корабль с Земли высаживает на Голубой планете, где предполагается наличие жизни и даже цивилизации, одного из космонавтов Логвина-младшего, или просто Ло, и улетает. Космонавт оснащен необходимым автоматическим оборудованием, помощниками – роботами, главный из которых – автономный мозговой центр по имени Голова. Земля уже давно совершила скачок в эволюционном развитии, на ней разрешены все технические проблемы и цивилизация достигла высочайшей степени совершенства. Здесь же, на Голубой планете, господствует едва ли не каменный век и в техническом, и в нравственном отношении. Но очень скоро землянин убеждается, что и здесь все далеко не просто. Оказывается, на планете обитают существа, похожие на земную саранчу, только больше по размерам и гораздо более опасные. Так называемые «стрекотухи» представляют собой огромный рой, управляемый разумным центром по имени Королева Марго; они заняты поиском пути к совершенствованию, к развитию. Но поиски эти идут на уровне стихийном, так как они совершенно лишены нравственного, духовного начала. В них нет боли и тревоги, в них нет тепла и заботы, сострадания к слабым, к живым существам. Они для них только объект их эксперимента. Поэтому их поиск становится источником зла и страданий для коренных жителей планеты. Наряду с ними на Голубой планете обитают и сверхразумные, но бездушные гуманоиды, когда-то потерпевшие крушение на этой планете. Высокие, желтокожие и голубоглазые, они не смогли утвердить себя на планете и вынуждены были уйти в подземные пустоты, где почти впали в состояние биологического анабиоза, став основанием для легенды о некоем божестве, Могучем и Неизмеримом, обитающем под землей. Там же, в подземных пустотах, обитает и кучка праздных и жадных старцев, выдающих себя за приближенных Пророка и держащих остальных жителей планеты в страхе и суеверии. После общения с инопланетянами, космонавт Ло понял, что главная опасность, угрожающая человечеству – бездуховность. И единственный путь помочь вымирающему народу – это научить его не только работать, но и делать добро, а также понимать друг друга. А поскольку путь этот долгий, то он решает остаться на планете, чтобы помочь аборигенам. Ему приходится камнем и зубилом, как древнему человеку, высекать на камне старые, как мир, истины, пусть и не оригинальные, но по мнению писателя, бессмертные: «Быть добрым труднее, чем быть злым. В здоровом теле здоровый дух. Помогать слабым, значит делать их сильными. Перед едой овощи мой кипяченой водой» и др. И высшим проявлением человечности для обитателей Голубой планеты стали его слова о том, что он остается здесь не по приказу, а из чувства долга и сострадания, ибо мы остаемся людьми до тех пор, пока сохраняется в нас совесть, жалость, милосердие.
      Геннадий Арсентьевич Емельянов ушел из жизни 4 апреля 2000 года.
      Пройдя непростой трудовой и жизненный путь, Емельянов оставил богатое творческое наследие. Но и много творческих планов остались нереализованными.
      Мечтал издать серию книг для школьных библиотек с литературными портретами писателей-земляков, тех, чье творчество должно знать будущее поколение: Александр Волошин, Евгений Буравлев, Виктор Чугунов и др.
      Осталась рукопись незавершенного романа «Украденные души», над которым писатель работал долго, с большими перерывами, вызванными не только личными причинами, но и стремительными переменами в жизни страны. Главный герой романа – потерявший жену и ставший одиноким шахтер-ветеран – постоянно с горечью размышляющий о своей долгой жизни, о сегодняшнем малопонятном дне и о завтрашнем – от которого неизвестно чего ждать. Реалистические картины современной жизни в романе перемежаются сценами фантастическими. Главный герой находит в лесу полуживого человека, выхаживает его и настолько привыкает к нему, что считает сыном, но тут выясняется, что спасенный им человек – посланец иных миров. Своими добрыми поступками и активными действиями, направленными на утверждение всеобщего добра, инопланетянин постепенно приучает своего спасителя по-иному смотреть на мир, но вдруг исчезает, оставив старому шахтеру тоску по названному сыну и размышления о его чистом, незамутненном бытовыми мелочами сознании, которое он начинает воспринимать, как завещанное ему духовное наследие.
      Уже после смерти писателя, разбирая его архивы, дочь Елена Геннадьевна Емельянова нашла рукопись еще одного незаконченного романа «Двое из-за бугра». Рукопись отредактировали и опубликовали в альманахе «Кузнецкая крепость». Однако тираж альманаха был небольшой, и публикация прошла незамеченной. Не помогла и публикация в этом альманахе главы из произведения, где два американских шпиона – Бык (Петя Веревкин) и Пантера (Вася Селиверстов) попадают в перестроечную Россию и на поезде под перестук вагонных колес и разговоры за жизнь с попутчиками доезжают до города Энска (Новокузнецк).
      27 декабря 2012 года газета «Кузнецкий рабочий» и Елена Геннадьевна учредили конкурс, участникам которого предлагалось дописать продолжение неоконченного романа Г. Емельянова «Двое из-за бугра». По условиям конкурса, незаконченный роман надо было завершить, сохранив: а) особенности стиля писателя; б) главных героев романа, выведенных писателем; в) антураж времени, в котором происходили описываемые события, но развив сюжет произведения: зачем приехали в Энск американские шпионы, что с ними стало и так далее.
Перед теми, кто должен был взяться за работу, стояла трудная задача: сохранив особенности творческой манеры Геннадия Емельянова, написать увлекательное продолжение его романа. На конкурс было представлено два варианта продолжения;– новокузнечанина Александра Савченко и Вячеслава Сидорина из Мурманска. Победителем стал Александр Савченко с названием: «А поутру они проснулись в совсем неведомой стране».
      Писатель ярких образов и запоминающихся характеров – таким будет жить Геннадий Емельянов в памяти тех, кому дорога история Новокузнецка, история Кузбасса, история Родины, с доброй, вечно юной душой, с непрактичным характером доверчивого мальчишки, собирающего замерзших в студеные холода птах и старающегося их отогреть у своего огня.
      6 июля 2003 на могиле Геннадия Емельянова был открыт памятник. По выбору семьи писателя мраморный памятник изготовлен в виде свитка рукописи по эскизу студента строительного техникума Сергея Кравченко.
      В 2006 году в Новокузнецке на фасаде здания, ул. Кирова, 10, где жил писатель, установлена мемориальная доска.
     «Мне нравятся сибиряки, – писал Емельянов в «Слове о Родине», – и предпочтение я отдаю тем, кто начинал, тем, у кого билось и бьется в груди неравнодушное сердце, кого вел вперед могучий дух первооткрывателей». Таким сибиряком был и сам писатель Геннадий Емельянов.



Фото из Интернет