Рыбалка на озере Большой Берчикуль

Владимир Кривохижин
Кемеровская область

Большой Берчикуль
     Озеро на левом берегу среднего течения реки Дудет, с которой сообщается через протоку. Располагается на территории Утинского сельского поселения в Тисульском районе.
     Это самое крупное озеро Кемеровской области. Длина озера составляет 8 км, а ширина — до 4 км. Площадь поверхности — 15,9 км;. Площадь водосборного бассейна — 46,2 км;. Высота над уровнем моря — 324,1 м.

     В озере Большой Берчикуль обитают рыбы: налим, толстолобик, белый амур, лещ, карп, язь, линь, ерш, окунь, пелядь, карась, щука, сорога, хариус.
     В окрестностях озера Большой Берчикуль обитают: утки, гуси, зайцы, лисы, белки, барсуки.
     Берчикуль — село в Тисульском районе Кемеровской области. Входит в состав Утинского сельского поселения[5]
     Центральная часть населённого пункта расположена на высоте 339 метров над уровнем моря[1]. Расположен на берегу озера Большой Берчикуль
     По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в селе Большой Берчикуль проживает 230 человек (114 мужчины, 116 женщин).
                Википедия

   1962 год (примерно), отец получил отпуск, и они с матерью решили съездить в места, где мать родилась, конечно взяв и меня и сестру Люду. Я помню названия населённых пунктов: Берикуль, Берчикуль, Комсомольск, Тисуль. Именно в Берикуле родилась моя мама, и провела там детские годы. Добирались до Берикуля с пересадками. От Кемерова до Тисуля летели самолётом АН-2, местных авиалиний. Затем до Берикуля (он же Рудник, где раньше добывали золото) ехали автобусом. Помню, что посёлок располагался на холмистой местности, поросшей темнохвойным лесом, и через которую протекала небольшая, каменистая речка. Кажется, мы подходили и к дому, где раньше жили бабушка Анна Степановна и дед Семён Никифорович Ятченко с детьми: моей мамой, братьями Борисом, Гришей.

   Посетили и знакомых мамы, живущих в посёлке Берчикуле, рядом с озером Большой Берчикуль. Представьте, озеро Большой Берчикуль (сейчас это одно из самых посещаемых туристических мест в Кузбассе) является таёжным озером, а это значит вокруг сосны, ели, бурелом. Можно пройти рядом и не увидеть его спокойную гладь. Человек, который привёз меня, сестру, отца и мать на телеге, запряжённую в лошадь, рядом с которой бежал жеребёнок, говорил: "Сейчас доставлю вас до Берчикуля, и будете рыбку ловить прямо из окна дома, где остановитесь". Конечно, немного не так, но посёлок действительно находился очень близко к озеру, а дом, где мы поселились, располагался на его берегу.

   Утром, когда ещё все спали я, взяв удочку, стоявшую у крыльца, пошёл рыбачить. От берега отходили мостки, у которых стояли весельные лодки и с которых, вероятно, полоскали бельё. На этих мостках я и устроился. Когда я шёл к мосткам, то прокручивал в уме как буду ловить озёрную рыбу? Будет ли клевать? Но сразу после заброса снасти, стоило только поплавку успокоиться, как сразу поклёвка и здоровенная сорога у меня на крючке. Я в восторге так заорал, типа: «ПОЙМАААЛ», что она сорвалась с крючка и уплыла. Проходящий мимо местный житель, видя мою неудачу, посоветовал вести себя потише, не то, что рыба на крючке, но вся живущая в озере сбежит. С тех пор на рыбалке я стараюсь вести себя тихо и скромно. Что говорить? Маленький был, эмоций через край.

   Эмоций хватало и сестре. Как-то отец пошёл с нами исследовать окрестности Берчикуля. Пошли в право вдоль озера, где увидели небольшую тихую заводь, вроде омутка. Берег перед ним был крутой, высотой в полтора метра. Место интересное и мы решили здесь порыбачить. Однако, мы взяли с собой только удочку, потому что советчики сказали, что червей найти можно в любом месте. Но это оказалось не так. Нашли одного и то с трудом. Как и на рыбалке с мостков и здесь рыба клюнула почти сразу.

   Один трофей есть, но он сожрал червяка. Что делать? Отец придумал: вытащил из рыбы глаз и насадил его на крючок. Сделали заброс и опят поклёвка. Отец поднял удочку и, вот осечка, рыба сорвалась с крючка и полетела вниз. Это ж надо! Людмила не выдержала такого и кинулась за рыбкой прямо в омут, стараясь её поймать. Конечно, поймать не получилось. Отец, видя, что дочь попала в воду, бросился её спасать. Когда они выбрались на берег, стало ясно — с рыбалкой покончено. И отец, и сестра были мокрыми, грязными от песка, глины, травы. Одежду отжали, и мы пошли к дому, где остановились.

   Рыбачил не только я. Рыбачили и местные жители, но они предпочитали ловить рыбу сетями. Что такое несколько сорожек, пойманных на удочку? Так себе удовольствие. Это улов для кошек, пусть они рыбёшками занимаются, чем подозрительно пучить глаза на утят и цыплят. Однажды и наш хозяин дома решил отправиться на рыбалку вместе с моим отцом. Конечно же взяли сеть. Меня они не стали брать, как я их об этом ни просил, мол ты ещё маленький и будешь только мешать. Кроме того, рыбалка сетью дело опасное. Мало ли что может случиться.

   Погрузились они в лодку и на вёслах поплыли по озеру, в противоположную сторону от посёлка, провожаемые моим завистливым взором. Не было их несколько часов, вернулись уже под вечер, но было ещё светло. Рыбы было много, буквально вёдрами переносили её из лодки к хозяйственным постройкам внутри двора дома. Хозяйка деловито взяла топор и начала кромсать рыбу на мелкие куски, бросая их землю, куда сбежались утки и куры. Кормились охотно. Курам, почему-то, больше нравилась чешуя. Хотя чешуи было полно вокруг, петух всё равно царапал землю и звал курей, которые бросали своё кормное место и со всех ног бежали к петуховому… Пришёл и котяра, который без спросу утащил одну рыбу.

   Погостили, надо собираться домой. До большака от Берчикуля нас так же отвезли на телеге. Выгрузили вещи на обочине дороги и стали ждать автобус. Примерно через час вдали показался автобус ПАЗик; он быстро ехал и оставлял за собой шлейф пыли. Мы обрадовались, взяли в руки вещи, но тут произошла осечка — автобус пропылил мимо нас, не остановился. Почему? Может вахтовиков куда вёз? Мы расстроились и уселись у своих пожиток. Пошли разговоры, что можем опоздать на самолёт, билеты на который были куплены заранее. Больше всего расстраивался отец, чертыхался. Но делать нечего, ждём. И дождались. Так же в дали из-за колка показался такой же ПАЗик, он так же быстро ехал и так же пылил.

   Теперь отец, как главный в семье, решил не пускать всё на самотёк. Он расставил наши вещи поперёк дороги. Между вещами встали мы: отец, мать, сестра и я. Теперь автобус не проскочит. Однако, дальше пошло всё просто. Автобус подъехал, остановился и двери открылись, как бы приглашая: — заходите. Мы сели в него, последним заходил отец, объясняющий водителю, почему мы перекрыли дорогу, а водитель понимающе кивал головой, но улыбался. Затем ещё проще: аэропорт Тисуля, аэропорт Кемерова, дом.

Вспоминая эти места, я не могу не вспомнить о своих: дедушке и бабушке, когда-то живших здесь.

   По линии матери дед Семён Никифорович Ятченко работал золотодобытчиком на шахтах Кемеровской области в районах Тисуля и Берикуля (в те времена эти места относились к Новосибирской области). Мать рассказывала, что он был очень трудолюбив. После смены в государственной шахте он ходил стараться на отвалы породы, которую уже перебрали промышленным способом на предмет золота, но как бывает не на все 100%. Официально разрешалось искать золото на этих отвалах и использовать найденное по своему усмотрению. Конечно, чтобы найти золото в отработанном материале надо постараться, поэтому таких золотоискателей называли старателями, да и вообще там, где при добыче драгметаллов использовался только кустарный ручной труд, рабочих называли старателями. Умер он от неудачно сделанной операции аппендицита. Видеть его мне не пришлось.

   Бабушка Анна Степановна (где и кем работала сведений у меня нет или забыл), но помню рассказ моей матери, что, выйдя замуж за деда, у неё были сложности с рождением детей - всё время выкидыши. Что делать? Вероятно, местный священник посоветовал обратиться за помощью к церкви. На тот момент самая престижная была в Томске. Вот и собрались несколько женщин с проблемами, как и у Анны Степановны и пошли своим пешим ходом в Томск. Что удивительно, после посещения томской церкви все ходившие туда стали благополучно рожать.
Бабушка родила Григория Семёновича, Бориса Семёновича, Аркадия Семёновича и мою мать Лидию Семёновну. Тут хочешь не хочешь, а поверишь в чудодейственную силу церкви. Она довольно часто приезжала к нам в Кемерово - и с подарками. Для меня лучшими подарками были кедровые шишки, орехи и жвачки из смолы хвойных деревьев. Особенно нравились жвачки, которые обладали непередаваемым, замечательным вкусом и запахом. До её приезда мы конечно тоже жевали жвачки, но они были из битума.

Февраль / Ноябрь 2023 года                Владимир Кривохижин