Стакан бензина на флягу сгущенки

Олег Яненагорский
«Стакан бензина на флягу сгущенки»…
Размышления после открытия фотовыставки
Олег Яненагорский, член Союза писателей России. 17 ноября 2023 г.
Фото сделаны автором телефоном

Об открытии фотовыставки «Жду. Люблю. Югра» я уже писал https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6214/all .
И еще не раз скажу, что это – «дело нужное и важное».
Но, как гласит старое идиоматическое выражение, «Дьявол кроется в деталях»…
Много лет назад, еще когда жил в Нижневартовске и только начинал писать рассказы, опубликовал «Комбинацию». Кто-то в этом тексте уловил только «верхний смысловой слой» - повествование о конкретном убийстве, и про то, что некрасивая девочка, с косоглазием и кривыми зубами, может стать секс-символом мирового уровня…
К слову сказать – обе истории подлинные, в том смысле, что произошли на самом деле… И девочка была реальная, а не из литературных фантазий, и убийство сам расследовал… https://vk.com/id383659748?w=wall383659748_6205/all
А вот более глубокий смысл, как мне казалось тогда, остался не понятым… Хотя он был выражен прямыми цитатами: «Я пытался объяснять и аргументировать, апеллируя к разуму, доказывая, что судьба – это комбинация многих факторов. Приводил мнение Мориса Мерло-Понти, о том, что человек и обстоятельства в равной степени зависят друг от друга: человек выбирает обстоятельства, а они – выбирают человека.
Меня поддержал Олег Петрович, утверждая со ссылкой на авторитет Бицилли, что «среда» творится личностью в той же мере, как «личность» творится средою. И если индивидуальная воля может повлиять на изменение условий жизни, то, в свою очередь, и изменившиеся условия жизни начинают влиять в новом направлении на индивидуальную волю…».
Когда-то, воспитанный советской школой, я был «суровым материалистом». А теперь меня можно назвать «идеалистом»… В том смысле, что «сознание определяет бытие». А на сознании очень сильно, хотя порой и незаметно, влияют символы… Специально изучал этот вопрос, когда (в научных целях) исследовал символику уголовных наказаний.
Сегодня утром в интернете наткнулся на тот старый рассказ, перечитал его и сделал перепост, а через полтора часа поехал в «Югра-Классик» на открытие фотовыставки…
На сцене выступали те, чьи родные и близкие сейчас воюют… Я не политик, не государственный деятель или высокое должностное лицо, которым (пока) положено говорить не слово «война», а только «СВО». Я - обычный пенсионер, у которого есть свое мнение. Впрочем, несколько дней назад услышал из уст Президента РФ – «на войне как на войне». Наши воюют на территории бывшей Украины, ставшей западной колонией, за спасение человечества… И это – не высокие и пафосные слова, а суровая Реальность.
Четыре женщины из Нижневартовска рассказывали о своих близких… Последней выступила мать – у нее сын погиб на этой войне… Я слушал ее и понимал, что у меня «перехватило горло»… У нее уже нет надежды на возращение сына.
А потом я снова пошел рассматривать фотографии… и обнаружил на нескольких снимках «незначительную деталь»… Они оставили в душе осадок. На фото были женщины в бейсболках… пару снимков я здесь поставил для иллюстрации. Я смотрел на фото и думал: «А могли бы наши бабушки и прабабушки в годы Великой Отечественной войны носить платки, косынки, шапки с надписями на немецком языке? Например, Moskau или Tjumen»? Я вспоминал свою бабушку, оставшуюся вдовой в тридцать лет… с тремя детьми… и не мог представить ее в косынке с надписью Tscheljabinsk…
Не один раз слышал, что надписи Ugra (вроде бы) формируют «позитивный бренд» ХМАО «за рубежом»… Слушал и вспоминал, что русский язык – один из официальных языков ОНН. Так может быть, нужнее и важнее для «имиджа» везде и всё писать русскими буквами – «Россия», «Югра», «Ханты-Мансийск» и прочее? Если мы не уважаем свой государственный язык, признанный ОНН языком международного общения, то в чем можно убедить иностранцев? Для них мы так и будем «туземцами», никогда не могущими сравниться с "белыми господами", грабящими наши богатства.
Уважение других начинается с самоуважения.
Да, конечно, я знаю, что в бейсболки с надписью «Ugra» вложена «куча денег» и надо как-то «отбить эти затраты»… Но кто нас заставляет это носить? Мы сами это делаем… «вбивая» в подсознание себе и окружающим «комплекс социальной неполноценности».
На одной из фотографий увидел женщину в бейсболке с надписью на русском языке – Югра. Обрадовался и не заметил, что та же модель на фотоснимке рядом в другом головном уборе, но уже с «гордой надписью» «Ugra»… Рассмотрел это только дома на компьютере
Говорят, что не только «Дьявол в деталях»… но Бог! И еще раз повторю: «… среда» творится личностью в той же мере, как «личность» творится средою».
Будем внимательны к чужой символике и символам… Англосаксы очень хорошо понимали и понимают их разрушительную силу. И умело ее применяют… против нас.
А еще мне вспомнился другой случай, произошедший 10 лет назад… на том же месте в КТЦ «Югра-Классик»… Надеюсь написать об этом в «Воспоминаниях о деньгах … своих и чужих».