Авантюра с Максом Планком

Ион Жани
     Немецкому физику-теоретику, основоположнику  квантовой физики,  Лауреату   Нобелевской премии по физике (1918), Максу Карлу Эрнсту Людвигу Планку, известному просто, как Макс Планк (1858-1947), после того, как он стал известным в научных кругах просвещённого  Запада, частенько приходилось ездить на разные  встречи, которые, как бы сегодня сказали, были направлены на популяризацию  науки.   Общаться с аудиториями в разных городах и весях Европы, в которых помимо служителей Минервы, большинство составляли  обыватели, испытывающие потребность  приобщения к неким таинствам материального бытия, приходилось  на достаточно доходчивом языке, конечно, насколько это было возможно, говоря о квантовой механике.

         Очевидно, что  со временем,  лекции от гения приобрели достаточно  оптимальную форму. Что предполагает  в т.ч. достаточно скучный повтор одного и того же. Конечно, подобное мог заметить человеку, которому  вольно и невольно  приходилось присутствовать на всех лекциях, в разных аудиториях. И, конечно, такой человек был. Это был бессменный и преданный водитель гения. Вряд ли длительное общение с гением могло пройти бесследно для любого человека, тем более водителя. Согласитесь, быть водителем в 19 веке было дано не каждому. В конце концов, водитель должен был ещё и уметь разбираться  в механизмах и частях автомобиля, который  был чуть ли не вершиной  инженерной мысли того времени.
Возможно, в т.ч. этим объясняется то, что  со временем водителю не стоило большого труда  в  определённом смысле  овладеть азами теории квантовой физики, вплоть до того, что он мог в определённых аудиториях  заменить  самого мэтра. Согласитесь, без современных возможностей  визуальной идентификации  личности,  риск быть уличенным, выдавая себя за другого,   тем более с согласия оного,  в те времена был минимальным. Да,  конечно,  до  вряд ли ему удалось бы  с такой же уверенностью выступить перед признанными мужами от науки того времени, но  в аудиториях с теми самыми обывателями, мало кто мог бы засомневаться в его  научности.  Как бы ни было, существует поверье, что нечто подобное п впрямь произошло. Возможно, по причине недомогания, а быть может это была дерзковатая инициатива, точнее, авантюра водителя заменить  светоча науки, как то  он решился самому провести лекцию перед  почтенной аудиторией,  в присутствие самого. Говорят, лекция прошла  феерично. Не раз аплодисментами были прерваны далеко непростые, очевидно  не всем присутствующим понятные витиеватые  умозаключения, «новоиспеченного» светоча науки.  Остаётся только гадать и представить, чего стоило самому Планку слушать   свою  теорию от «самого себя», сидя  в зале в качестве своего водителя.   

Согласитесь, зрелище  не из разряда  ординарных и не для слабонервных. Однако, история на этом не заканчивается.  Тем более, что  подобная замена случалась не раз. Видимо, самому Планку наскучило одно и тоже повторять и повторять, к тому же, водитель вполне справлялся с  ролю дублёра, порой  превзойдя метра  в  манере  предоставления  материала  большинству  присутствующих.

И вот, в качестве «вишеньки на торте», - как водится, как то раз, после очередной лекции,  некий  любознательный из присутствующих, а быть может,  человек  много  сведущий в  сути  квантовой теории и науки в целом, задал  вопрос по теме и далеко  не из разряда простых.  Какого же было удивление самого Планка, изначально,  испытавшего некую тревогу  за  близость  провала, по сути, авантюры, когда «сам» же, пристыдил задающего вопрос, мол, видите ли не дело светоча науки отвечать на столь простые вопросы, на который может ответить даже «его» водитель. И, как говорится, не моргнув  глазом,  указал  на «водителя», сидящего  где то не в первых рядах.
А нам, хоть как, причастным к этой истории, остаётся только представить  степень  недоумения  присутствующих, обреченных  убедиться в уровне знаний просто «водителя» самого светоча науки…. 

Москва
17.11. 2023 г.