Любищевский дворец

Анатолий Марасов
Любищевский дворец
 (размышления, заметки, сновидение)
1.
Россия на протяжении последних трёх столетий (своей строго документированной истории) породила немало выдающихся людей, в частности, в культуре. Насколько имя А. А. Любищева может соответствовать уровню такого человека?
Опуская критерии выявления такой личности (они, полагаю, многообразны), возьму только критерий…бесстрастного судьи (!) в области науки и философии. Очевидно, такому критерию должен соответствовать человек с безупречными и глубокими знаниями (и беспристрастными, как полагается судье) во многих областях человеческой жизни.
«Неприлично молчание мне»! – протест мыслителя против аракчеевщины-лысенковщины в с/х и биологии, выраженный открыто и направленный в ЦК партии в середине 50-х годов, – есть  не только проявление позиции «бесстрастного судьи», но активная (и мужественная) позиция настоящего гражданина своей Родины. Об этом замечательно написал М.Д.Голубовский в предисловии («За честь природы фехтовальщик») книги «В защиту науки» (1991), см ниже список статей о Любищеве.
А.А. Любищев против извращений в с/х и биологии в итоге, кроме десятков статей, приведённых в  вышеупомянутой книге, написал фундаментальный труд «О монополии Т.Д. Лысенко в биологии», изданный в 2006 г (несколько сот страниц) в серии «Памятники исторической мысли», а всего, как свидетельствует О. П. Орлицкая, жена Любищева, антилысенкиана его насчитывает 1107 с…
Наука, безусловно, источник знаний, как и философия, как  указывают, источник мудрости.
А вот Ю.Шрейдер (Наука – источник знаний и суеверий, Новый мир,1969, № 10) и Ю. В. Чайковский (Наука без истории – ремесло убогое, Химия и жизнь, 1992, № 10) говорят иначе!На эту же тему откликнулись академик математик  А.Д.Александров (Раз уж заговорили о науке, Новый мир, 1970,№ 10 и в письме академику энциклопедист А.А. Любищев, опубликовано ХШ Любищевские чтения, Ульяновск, 2001:3-39.
Действительно, так ли «всё» безупречно в науке и философии? Вот именно, не в «частностях», какими бы трагичными они  не были, но в смысле глобальном? Общечеловеческом?
«Безупречность», возможно, проверяется временем, но и ...непосредственно – тщательнейшим анализом и рефлексией самих учёных и мыслителей….
…переоценка интеллектуального и нравственного становления самого человечества наступает «всё равно», тем более, сейчас, когда оно (человечество, пусть и в «лице» развитых стран) выступает уже как фактор реальной силы, способного уничтожить не только самого себя как  Разумного «носителя» жизни, но Жизнь вообще на Земле, лишив её  физической среды обитания…
*
Из писем: Генетику М.Д.Голубовскому от 12.10.65 г он пишет, что «придерживается старой доктрины Сократа–Платона-Аристотеля, что единственной подлинной человеческой добродетелью является разум». По Любищеву «несомненно, из тупика вывело человечество не наука и не искусство, а религия…».
Ему же от 31.01.66: «В Москве у него был не один, а три доклада, один из выступавших в прениях сравнил меня с Иоанном Предтечей». Любищев отметил, что «более лестного сравнения не ожидал».
 В письме зоологу А.А. Передельскому от 29.04.63 считает, что «гораздо уместнее меня сравнивать с деятелем католической церкви Игнатием Лойлой, и, если мне удастся выполнить более или менее план моей жизни, то я буду доволен, если меня сравнят с Н.Кузанским или недавно умершим Тейяр де Шарденом».
*
И Любищев (как Предтеча!) «ещё» в 60-ые и 70-ые годы выступил с более глубокой переоценкой становления «самой» науки, уточняя роль философии для неё: «Уроки истории науки», 1969, опубликовано  в книге «Наука и религия» в 2000 г;  и, несомненно,  «Линии Демокрита и Платона в истории культуры» (не окончено), опубликовано в 2000.
Обе работы носят беспрецедентный характер по (так необходимой !!) переоценке становления Человека разумного… Интересно, что первая работа в сокращённом виде публиковалась под названием «Уроки самостоятельного мышления» в 1975 г  (!) в ж. «Изобретатель и рационализатор», т.е. за четверть века до книги!!.Я думаю, кстати, что именно это название «более отвечает» содержанию….
Я не ставлю своей задачей оценивать подобные фундаментальные сочинения, тем более в Предисловиях к этим 2 томам издательства «Алетейя» они имеются; моя задача гораздо более скромная – привлечь внимание сейчас, в конце первой четверти  века ХХ1, т.е. уже к свершающемуся обществу потребления, которое во многом нивелирует (страшно подумать!) разницу в –измах, утверждая безграничный примат личности над обществом:
Камо грядеше, человече? Не Господи, а – человече!
И когда же философия будет источником (действительно) мудрости? будет ли, перефразируя  Канта, – как служанка, неся факел (а не шлейф!) перед Госпожой, освещая ей путь? и кто останется у нас Госпожой? Ведь знание и вера в силу диалоговой сущности Человека равноправны (вера органична человеку)! Как можно не замечать этого?
*
Не может быть примата личности над обществом, как и примата общества над человеком!
*
Как личность, А.А. был одарён и целеустремлён смолоду, но был и открыт  для общения: можно смело сказать, что беспримерная 30-томная переписка с сотнями корреспондентов, да ещё в стране, охваченной макроидеями разом построить коммунистическое будущее, была небезопасна.
Только перечисление имён самых известных людей ХХ века, включая руководителей партии и государства (!), со всеми  которыми Любищев глубоко обсуждал самые животрепещущие вопросы, займёт страницы; т.е. личная осведомлённость А.А. и его трактовка фактов и событий в разных областях жизни и культуры непосредственно проходила «апробацию» на прочность  в сугубо авторитарном государстве….
Поэтому, в последние годы его жизни, когда пресс советского образа жизни ослабевал, и когда его разумная критика находила едва ли не «официальный» выход, тем более, уже после ухода из жизни самого  мыслителя,  когда стали пробиваться на поверхность повседневной жизни миллионов людей идеи и оценки «старого профессора»…  И наступило время …прозрения.
Конечно, оно наступило в результате неутомимой  деятельности плеяды ярких людей – цвета российской интеллигенции, в «нашем» случае перечислить их всех невозможно, поэтому (с моей точки зрения) упомяну только тех, кто принял активнейшее участие в обработке и сохранению 100-томного Архива энциклопедиста А.  А. Любищева, а также пропаганде его идей и творчества: математик и философ  Ю.А.Шрейдер, математик Р.Г.Баранцев, эволюционист и палеонтолог С.В.Мейен, эволюционист и историк науки Ю. В. Чайковский, социолог А.Н. Алексеев, генетик М. Д.Голубовский, философ, поэт и мифотворец  Ю. В.Линник,профессор УГПИ нашего города Р.В. Наумов….

2. Литература о  Любищеве А.А. (только в моём архиве):

                1. Д. Гранин. Эта странная жизнь. Ж.Аврора, 1974, №№ 1, 2.
                Эта странная жизнь. М. Сов.Россия,1974. 110 с.
                2. П.Г.Светлов. Вехи  жизни А.А.Любищева. В сб. Проблемы эвоюции, Новосибирск. Том 1У, 1975, с.198-204 (в сокращении). Полностью – в книге «В защиту науки» Л.1991, С. 5-13.
                3.  Ю. А. Шрейдер. Три жизни профессора Любищева. В книге «Пути в незнаемое». М.1978, с.391-397.
                4.  М.Д Голубовский. За честь природы фехтовальщик. В книге «В защиту науки». Л. 1991, с. 14-24.
                5.  А.А.Любищев.  Академия наук СССР, Научно-биографическая серия. Авторы: Баранцев,  Голубовский,  Дмитриев, Зубков, Калинин, Ковалёв, Мейен, Равдель, Светлов. Шрейдер. (Помимо текста приводится список публикаций о Любищеве – 66 наименований, указан объём Архива энциклопедиста – 2000 п.л). Л. Наука. 1982. 142 с. 
                6. С. В. Мейен, Ю.В. Чайковский. О работах Любищева по общим проблемам биологии. В сб. «Проблемы формы, систематики и эволюции организмов».  М. 1982, с.5-23.
                7.  Ю.А. Шрейдер. Заметки об Александре Александровиче Любищеве. В сб. Любищевские чтения, 1999г, с. 7-31.
                8. Г. Любарский. Незримый колледж, которого нет. Любищевские  чтения, 1999 с. 31-38.
                9.  Ю. А. Шрейдер. Линия Любищева. В книге А.А.Любищев «Линия Демокрита и Платона в истории культуры».Л. 2000,с.5-23.
                10.   Р.Г. Баранцев. На пути к единому знанию. В книге  А.А.Любищев. «Наука и религия». Л. 2000, с. 5-10.
                11. Эта странная жизнь. Тольятти, 2002, предисловие  М. Голубовского, повесть Д. Гранина, с.11-128. Из творческого и эпистолярного наследия А.А.Любищева, с.129-246.
                12. Р. Л. Берг. Любищев. В сб. Любищевские чтения. 2002, с. 3-23.
                13. М. Д. Голубовский. Тайный жребий профессора Любищева. В книге «Расцвет и упадок цивилизаций», СП-б, 2008, с. 5-11.
                14.  Е. А. Равдель. А.А. Любищев. Там же, с. 12-42.
                15. Г.М.Парашкевич. Самые знаменитые учёные России. М. 2000, с. 471-482.
                16. Переиздавая  ставшую библиографической редкостью теоретическую работу А.А.Любищева, изданную в Перми (1924), Оргкомитет Чтений попросил генетика М. Д. Голубовского и историка науки и эволюциониста  Ю.В.Чайковского написать Послесловие к работе (А.А.Любищев. О природе наследственных факторов.  Ульяновск, 2004, 211с):
                Чайковский Ю.В. Неуслышанный совет Любищева…(вместе с примечаниями с. 153-176).
                Голубовский М.Д. Становление генетики и парламент идей…(с.177-211).
                17. О Любищеве см также аналитические материалы социолога А.Н. Алексеева («Драматическая социология и социологическая ауторефлексия». М.: Норма, 2003,  том 1 (раздел 6.5.1).
                См. повтор:  А.Алексеев, А. Марасов. Человек на все времена. Журн. Семь искусств,  редактор Евгений Беркович.№ 1 (70), январь 2016. https://7iskusstv.com/2016/Nomer1/Alekseev1.php. В распечатке форматом А-4 – 74 с.
                18.  А.А.Любищев. Творческий портрет. Ульяновск, 2001.180 с.В книге –  размышления  С.В. Мейена о работах  А.А.Любищев (68 с), ответы на анкету Ю.В. Линника многих учёных  (100с.), отрывки из писем А.А. А.И.Голубу и В.П.Орлову.
                19. Ю.В. Линник. Памяти А.А. Любищева. В сб. «ХУШ Любищевские чтения». Ульяновск, 2004, с.107-117.
                20.  Р.Г. Баранцев. Люди в письмах.  Вокруг Любищева. Т.2. Москва-Ижевск, 2007. 498 с.  Любищев в моей судьбе (вместо предисловия), с 6 – 23.
                21. О.А.Козина. О проблеме антиномий в работе А.А.Любищева «Наука и религия». В сб. «Любищевские чтения», 2008, т .2, с.329-349.
                22. Ю.В.Линник. Платонизм Александра Любищева, с.73-81. Альманах Юрия Линника. Вестник будущего. Петрозаводск, 1995,92 с.
                23. Ю.В. Линник.  В Альманахе Эвтерпа» (2009) напечатаны под общим названием «Любищевское» три работы: «Проблема демаркации науки и метафизики в свете идей А.А.Любищева», «Платон –Бергсон –Любищев» и «Александр Любищев и теорема Гёделя» (с.4 – 8).
                24. Р.Г. Баранцев. («Лорд-хранитель» и духовный организатор научных конференций памяти А.А. Любищева в разных городах – А.М.). Люди в письмах. ВОКРУГ ЛЮБИЩЕВА. Москва-Ижевск. 2007, 498 с.
                И - другие работы.....
3. Сон
…с Лидой (Лидия Ивановна, моя супруга, скончавшаяся в в 2011 г) стоим где-то возле своего пединститута и…спорим
Спорим о том, что поначалу с 87 г и особенно  в 90-ом году, когда в связи со 100-летием  А.А. Любищева широко и торжественно отмечался юбилей энциклопедиста (пресса, телевидение, книги и даже Учреждение областной Любищевской премии), а вместе с тем ежегодные научные конференции в Ульяновске и Тольятти с многочисленными гостями – учёными со всей страны,  выстраивался своеобразный Дворец имени мыслителя…И во сне мы с Лидой явно (во сне!!! и наяву) были причастно к этому! И жил Любищевскими Чтениями, конечно, не только я, но и Лидочка…
И во сне мы проходили именно мимо Дворца имени Любищева, рядом с УГПИ, – вдоль крутого берега Волги (прозываемого Венцом) – здания, внешне напоминающего роскошный Екатерининский дворец  в Царском селе… Но Лида мне указывает-напоминает, что помещения этого Дворца потихоньку  отдают совершенно чужим владельцам…И во сне начинаем упрекать друг друга в том, что мы эти помещения…не отстояли!
..конечно, нам и невдомёк было, что причиной всему этому (утери Дворца; а на самом деле – утраты  обществом внимания к личности и идеям великого мыслителя) была неуничтожимая инерция равнодушия к ним «обществом», которое  едва ли не за тысячелетие своей истории,  словно просыпалось от собственного беспамятства считанные годы… Ведь идеи Любищева не укрепляли идеологию, очевидно, большинства во власти!
А мы с Лидой…гордились! Гордились именно своей причастностью и к идеям Любищева, и к работе к проведению научной конференции памяти Любищева в Ульяновске, где он работал с 1950 по 1955 гг и жил до мая 1972 г…
*
Тяжёлая ментальность «Симбирской столицы» (всё-таки) пожрала светлые выплески своей истории без следа, забыта даже Любищевская премия! Забыты просветляющая человека свобода, критическое мышление А.А.Любищева…
*
Отчего гордились?
*
И вот отшумели годы с тех пор – работы по организации Любищевской конференции памяти Великого человека, как и вообще годы после моей работы в пединституте…Я на самом деле не просто работал в вузе, но, по сути, учился в Любищевском университете, как я уже ранее написал:http://proza.ru/2017/02/08/2041 (6. Любищевский университет).
Парадоксальной оказалась эта параллель!
И я всё «оглядываюсь» и «оглядываюсь» на данную «дихотомию» (! Не больше ни меньше!), и, конечно, не смогу её преодолеть…
*
…разве можно забыть слова о Любищеве: «Вы второй человек после Аристотеля!» И написано сие слушателями семинара в МОИПе в приветственном Адресе по случаю Его Дня рождения..
*
Дополнение:

Среди напечатанных  членами Оргкомитета  чтений Любищевских работ мы имеем небольшую по объёму брошюру «Философия социализма» (не окончена, в виде набросков) , Ульяновск, 2008. 177 с. (тираж – 150 экз.). Но какую брошюру! Слава Богу, что мы её напечатали! (спасибо спонсору – фирме «Поликс» Нижний Новгород), директор Куренков В.Ю.)
Приведу несколько цитат из неё:
«Человеческая история – великая эстафета по пути к социализму» (с.100).
«Для того, чтобы сделать нравственно обязательным постулат необходимости социализма необходимо доказать:1. Что постулируемый социалистический строй синтезирует все достоинства предшествующих общественных строев: «совершенная свобода частей при совершенном единстве целого»; 2 что такой строй возможен (с.35).
Наконец, в главе о философии личности (об основах морали): «Социализм  - синтез индивидуализма и коллективизма» (с.83)…..
*
Да, Александр Любищев, конечно, не только бесстрастный судья в анализе неотъемлемой для всего человечества Культуре Его становления, но и мужественный гражданин в своей любимой Родине!
И – гуманист в прозревании будущего Человека, далеко и далеко не утопического …