De bono et malo

Юлиан Смирнов
                De bono et malo
                О добре и зле


• Переходя из настоящего в прошлое, оставаясь, утверждаясь и «пребывая» в минувшем, прошедшем, зло вовсе не становится благодаря этому злом меньшим.
• Тесное соседство добра и зла в эмпирике, на уровне чувственно воспринимаемого, чувственно-телесного сущего, – вовсе не аргумент в пользу идеи тождества и равнозначности добра и зла.
• Существование «нейтрального» (нейтрального с этической точки зрения) – вовсе не аргумент в пользу идеи соотнесённости добра и зла.
• Эмпирическое существование смеси добра и зла, смеси динамичной и (или) пассивной, контекстуальной и (или) фрагментарной, – вовсе не аргумент в пользу идеи тождества, тождественности добра и зла.
• У добра нет полумер: мельчайшее проявление добра есть проявление абсолютного блага; именно поэтому полудобро – не добро. 
• Глубинная сущность добра заключается в его действенности: истинное добро, истинное благо не может быть пассивным, инертным, косным. 
• Если в человеке уживаются (1) человеческое, (2) сверхчеловеческое, (3) недочеловеческое и (4) противочеловеческое, то, следовательно, в нём есть и одновременно присутствуют (1) добро, (2), то, что пребывает по ту сторону добра и зла, (3) то, что чуждо добру, и (4) то, что добру враждебно.
• Главный источник зла, коренящегося в человеческой природе, – не склонность людей к пороку, а человеческая глупость.
• Наивысшая человеческая добродетель – способность к самопожертвованию.
• Главный человеческий порок – лицемерие.
• Главная человеческая добродетель – великодушие.
• Утилитарное, потребительское отношение к добру – не добро.
• Демонстративное, показное добро – не добро.
• В природе, которая бесконечно чужда сознанию и самосознанию, благо-добро дано и проявлено как красота. В мире природы благо-добро выражает себя посредством красоты, и благость природы заключается в её красе.
• Те сферы витального, которые чужды или лишены сознания и самосознания, приобщены ко благу посредством красоты.
• Между злом во благо и благом во зло надлежит поставить знак равенства.
• Если универсум бесконечен, то, очевидно, в нём одновременно сосуществуют бесконечное добро и бесконечное зло.
• У добра и зла нет высшего предела. Максимальное добро бесконечно. Максимальное зло также бесконечно.
• У зла нет национальной принадлежности. Зло интернационально.
• У зла нет классовой принадлежности.
• Великое зло – проявление не великой силы, а пустой и никчёмной слабости.
• Невозможность контекстуального различения добра и зла – вовсе не повод для того, чтобы их смешивать между собой.
• Самоутверждение в добре – путь от добра прочь.
• Показное добро ничем не лучше скрытого зла.
• Разглагольствующий о добре и зле склоняется ко второму.
• Тот, кто говорит о добре, бесконечно далёк от того, кто творит добро.

               
               
                *   *   *   *   *