О христианском учении 15. О Евангелии от Петра

Лина Соловьева
О Евангелии от Петра
   
             Есть несколько Евангелий, по разным  причинам  не вошедших в Новый Завет. Среди них  хотелось бы  остановиться на Евангелии от Петра. Действительно, Петр - любимый ученик Иисуса, и сам больше других учеников любил Иисуса, имя его неоднократно упоминается в Евангелии, и именно Петру  Иисус завещал пасти овец Его.
           Евангелие от Петра  было написано наряду с известными  Евангелиями нового Завета (От Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) в I веке, но, к сожалению, до наших дней дошло  в виде небольшого отрывка (всего одной главы), найденого в могиле средневекового монаха аж в 1886г. в Египте, в рукописи на греческом языке.  В последнем стихе рукописи автор называет себя Симон Петр.
             В сохранившемся отрывке Петром как прямым  свидетелем и участником событий описано распятие и воскресение Христа. Описание в целом совпадает с четырьмя Евангелиями Нового Завета, однако содержит также и некоторые уникальные черты и уточнения. Это единственное из названных Евангелий, где повествование ведется от первого лица, отчего картина происходящего становится еще убедительнее. 
             Начало повествования - это продолжение описанного в Новозаветном  Евангелии от  Матфея, глава 27: 15-26, где Пилат, не увидевший в Иисусе никакой вины, трижды предлагает народу отпустить Иисуса. Но народ, подбиваемый старейшинами, настаивает на казни Иисуса. «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего, смотрите вы» (Матфея, 27:24). 
            Продолжаем от Петра (по Петру): «…Из иудеев же никто не умыл рук, ни Ирод, ни кто-либо из судей Его. И когда никто не захотел омыться, поднялся Пилат» (Петра 1: 1)… Мы видим, как общались друг с другом Пилат и Ирод: Ирод обращается к Пилату : «Брат Пилат…»  (Петра 2:5).
            Далее, как и другие Евангелисты, Петр пишет, как Иисуса вначале били и измывались над Ним , а затем распяли посреди двух разбойников.   Иисус молчал, будто не испытывал боли  (Петра, 4:10). И что один из разбойников упрекнул стражников: «Мы из-за зла, которое совершили так страдаем. Он же, явившись спасителем людей, что дурного сделал вам?»( Петра 4:13). Они же, разозлившись на него, приказали в отместку не перебивать ему голеней, чтоб  смерть его была более мучительной (Петра 4:14).
            Слово за слово, следуя  за Петром и погружаясь в атмосферу Евангелия, глядя его глазами, через его боль сострадания вместе с ним и другими любящими Иисуса, невольно ощущаешь себя присутствующим при тех событиях.
            Петр описывает, как в полдень мрак окутал всю Иудею.  Иисуса напоили уксусом и желчью, чтобы он быстрее умер, поскольку по предписанию, хоронить нужно до темноты - и тем самым «довершили грехи над головами своими» ( Петра 5:17).  Многие же, полагая, что наступила ночь, ходили со светильниками и отправились на покой. И Господь воскликнул:  «Сила, моя, сила, ты оставила меня!»  - и испустил дух. И в тот же самый час разорвалась завеса в храме. Когда тело Иисуса сняли с креста и положили на землю, «земля сотряслась и начался великий страх». Потом снова засветило солнце, это был девятый час вечера. Иисуса отнесли в гробницу.  Старейшины, иудеи и жрецы поняли, какое зло они совершили, и стали бить себя в грудь. «Я же с товарищами моими печалился, и, сокрушенные духом, мы спрятались, ибо нас разыскивали, как злодеев и тех, кто хотел сжечь храм. Из-за этого всего мы постились и сидели, горюя и плача, ночь и день до субботы» - пишет Петр ( Петра 6:25-27).
           До сих пор в целом, за исключением некоторых подробностей и деталей,   описание совпадает с каноническими Евангелиями. (Незначительные различия в описании есть и между каноническими Евангелиями, что лишь подчеркивает их оригинальность, а не тиражирование).
           Но вот  Петр опосредованно  указывает четверг как  день распятия Христа. Повторим, он и с ним другие ученики сидели и плакали  ночь и день до субботы.  В четырёх Новозаветных Евангелиях днем казни Иисуса считается пятница. Сам же Иисус, согласно Евангелиям, говорил, что после казни  проведет в сердце земли три дня и три ночи, как Иона (праведник-пророк из Ветхого Завета ) провел во чреве кита три дня и три ночи (Матфея 12:40). Но если Иисус воскрес в воскресенье (по всем Евангелиям), то с пятницы по воскресенье одного дня и одной ночи не хватает до трех. Однако, если Иисус был распят в четверг (по Петру), то противоречия не возникает!
           Дальше Петр пишет, как по просьбе испугавшихся народа книжников, фарисеев и старейшин Пилат дает им стражников, чтобы привалили камень ко входу в пещеру и охраняли опечатанный семью печатями  вход, чтобы никто не похитил тело Иисуса и не создал видимость воскресения Его. (По логике изложенного, это было в пятницу) (Петра, 8:28-33). В субботу  рано утром пришла толпа из Иерусалима посмотреть опечатанную гробницу (Петра 9:34). Получается, Петр дополнительно подтверждают хронологию событий: Иисус был распят в четверг.
            По Петру, у пещеры, где был погребен Иисус, стражники во главе с центурионом Петронием (впервые называется имя стражника) разбили палатку и по двое круглосуточно стерегли вход (у других апостолов, в общих чертах, то же: стражники стерегли вход в гроб, где находилось тело Иисуса).
            Дальше в Евангелии от Петра   следует уникальное  описание того, как ангелы пришли за Иисусом. Приведем слова самого Петра:
       «35. И в ту же ночи, когда рассветал день Господнен,- сторожили же воины по двое каждую стражу - громкий голос раздался в небе. 36. И увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. 37. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. 10.38. И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя (гробницу). 39. И когда они рассказывали, что видели, снова увидели выходящих из гробницы тр х человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. 40. И головы-двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. 41. И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?" 42. И был ответ с креста: «Да»» (Петра 10: 35-39).
           Дальше, в общем и целом, события - как и в канонических Евангелиях, но в вИдении  Петра: жизненный и трогательный рассказ о том, как Мария Магдалина, ученица Христа,   совещается с другими женщинами по поводу того, как им, не рискуя попасть в руки иудеев, свершить над Иисусом то, «что совершают женщины над близкими умершими»,  и как им собственными силами отодвинуть камень, и решают:  «И если мы не сможем, положим у входа, что принесли в память Его, будем плакать и бить себя в грудь вплоть до нашего дома». (Петра 12: 50-54). Создается впечатление, что Петр присутствовал при их разговоре. У гробницы Ангел  сказал им, что Иисус «восстал и ушел, откуда был послан». «Женщины, объятые ужасом, убежали». (Петра 10: 12:50-13:57).  Затем повествование обрывается на рассказе о том, что ученики, плача и горюя из-за совершившего, каждый пошел в свой дом и Петр с Андреем и Левием, взяв сети, отправились к морю…

      
….
      К этой главе, с полными  мистики картинами,  хотелось бы  добавить двух минутный  документальный фильм  2012 года,  «2 ангела забирают душу праведную». Предлагаю читателю посмотреть этот фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=1hA62JluLVs

___

Евангелие от Петра: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-petr.shtml