Не сломленные - 2

Андрей Грачев 2
Чулков Иван Денисович.

Другим выдающимся асом 41 иап был Чулков Иван Денисович. Он тоже был опытный пилот, закончил ещё в 38 году авиаучилище.

Первую победу ас одержал 22 июня 41 года. Он в одиночку атаковал группу из пяти бф-109 в районе Белостока, сбил в ходе боя один из них, остальные обратились в бегство. Судя по всему, он имел дело с 1 отрядом JG51. Сбитый им бф-109 был на самом деле лишь подбит. Пилотировал его оберфельдфебель Хайнрих Хёфемайер, в будущем - знаменитый ас. В тот день одержал свои четыре первые победы в карьере, и, видимо, слишком переоценил собственные силы. Самолет его совершил вынужденную посадку, а сам Хёфемайер получил лёгкое ранение. Что до ю-88, то он явно был из состава KG51, которая в тот день понесла тяжёлые потери.

28 числа уже в районе Могилёва ас заявил ю-88, из той же эскадры. Этот ю-88 был сбит стремительной атакой и упал прямо на окраине аэродрома.

29 июня ас вылетел на разведку в район Бобруйска, был атакован группой бф-109, сбил одного из нападавших, но и сам был сбит, совершил вынужденную посадку на территории врага и долго добирался до своих. Сбил его фельдфебель Отто Шульц из 4 отряда JG51, это была всего 3 победа в карьере этого пилота. К сожалению, победа Чулкову записана задним числом с его слов и подтверждения по немецким документам не имеет.

Следующую победу ас одержал лишь ночью с 21 на 22 июля, когда полк был передан в состав ПВО Москвы. Ас ночью вылетел в район Звенигорода, причём это был его первый ночной полет. Самолёт МиГ не был специально оборудован для таких полётов. Однако Чулкову удалось сбить ю-88, упавший недалеко от Звенигорода. В темноте ас определил тип неверно: это был до-17 из 9 отряда KG3. Советский ас ориентировался на свет двигателя, и, действительно, ему удалось поджечь один из двигателей вражеского самолёта, после чего он разбился.

Затем 15 августа ас заявил уже в районе Старой Руссы PZL-24. Конечно же, никаких польских самолётов здесь не было. К сожалению, в тот день не зафиксировано и потерь похожих немецких самолётов в данном районе. Впрочем, на следующий день здесь отмечена потеря одного hs-126 из 2(H)/23, и есть вероятность, что попросту одна из сторон спутала дату.

С этого момента у аса началась результативная серия. 17 августа ас сначала в паре с Азаровым летал на разведку, обнаружил одиночный немецкий разведчик Do-17 и сбил его (победу записали обоим пилотам), а затем уже сопровождал свои "Илы" и, обороняя их, сбил бф-109.

Советские пилоты часто путали немецкие двухмоторные бомбардировщики, и в этом случае сбит был ю-88 из 6 отряда KG77, совершавший вылет на разведку. Что до бф-109, то в прицел Советского пилота попал самолет из 7 отряда JG27, пилот спасся с парашютом.

19 августа в паре с Азаровым Иваном Михайловичем Чулков совершал вылет на разведку в район Шумска. Их атаковала большая группа бф-109. В ожесточённом бою Чулков заявил сбитый бф-109, но потерял ведомого: Азаров был сбит и попал в плен. Самолёт самого Чулкова получил повреждения, но он всё же смог уйти от врагов и благополучно посадить самолёт на аэродроме. Немцы заявили в том бою оба МиГа сбитыми: отличились Хельмут Рампель и Герхард Баркхорн из 6 отряда JG52, причём для будущего второго аса это была четвёртая победа. В свою очередь, один из бф-109 получил тяжёлые повреждения от огня истребителей и был списан после посадки.

21 числа ас сбил бф-110. Мы уже упоминали про эту победу в очерке о Липилине. 22 числа снова ас одержал сложную победу, обстоятельства которой не вполне однозначны. Немцы предприняли мощный удар силами бф-110, на отражение налёта успели вылететь всего два лётчика - Липилин и Чулков, однако им удалось сбить одного из нападавших и успешно отразить налет. Победу записали Чулкову как парную, но в списке побед Липилина её нет. Таким образом, произошла путаница, видимо всё же это была личная победа аса, которая стала в его карьере последней. Это был бой против группы SKG210. Поскольку одномоторные немецкие истребители в бою не участвовали, мы можем сделать вывод, что немцы решили: бф-110 не нуждаются в сопровождении. Напрасно: потери составили два таких самолёта. Один был сбит огнём с земли, а другой сильно поврежден в воздушном бою и разбился на вынужденной.

В общем, у Чулкова тоже подтверждаемость побед очень высока, и он умел в воздухе всё: и проводить внезапные атаки, и вести долгий оборонительный бой против истребителей.

После этих боев потрепанный полк долго отдыхал. Зимой бои возобновились и, увы, принесли полку потери. 2 февраля погиб один из лучших асов полка, Чулков Иван Денисович. Во время вылета на задание были встречены бф-109, в ходе боя Чулкова потеряли из виду остальные пилоты, которые не смогли сохранить строй. Чулков не вернулся на аэродром. Его обнаружила пара бф-109 из 2 отряда JG54, сбит советский лётчик был фельдфебелем Хербертом Броэннле, который был весьма результативным асом. Решила дело внезапная и точная атака.

Увы, лётчик уже был представлен к тому времени к Званию Героя, но при жизни получить его не успел...

Ковтюлев Дмитрий Филиппович.

Этот пилот в 41 году воевал на биплане и-153 и смог одержать на нем 10 побед! Причём шесть из них составили бф-109. Удивительный факт: ведь и-153 был совершенно устаревшей машиной к началу Войны.

За плечами Ковтюлева было уже две Войны - поход в Западную Белоруссию и финская. Великую Отечественную он встретил в составе 91 иап. В первые дни Войны полк понёс большие потери и фактически утерял боеспособность. Расформирован он формально не был, однако по факту все оставшиеся самолёты и пилоты были переведены в 20 иап. Интересно, что 20 иап летал на Яках, получилась довольно странная комбинация боевых машин.

Первую победу отважный ас одержал ещё 23 июня 41 года. Интересно, что ас командовал эскадрильей, хотя и был лишь младшим лейтенантом. В прицел лётчика попал хе-111. Здесь работала KG55. И, судя по всему, сбит был не просто пилот, а командир эскадры Бенно Кош. Погибло трое членов его экипажа, четвёртый был ранен. Не пострадал только сам Кош.

Затем уже в составе звена Ковтюлев сбил 26 июня в районе Острога два HS-126 и один ю-88. "Хеншель" был из 5(H)/21, и по немецким данным сбит был один такой экипаж. Кстати, по советским оперативным данным тоже. Ю-88 был из той же KG55.

30 июня в составе группы ас заявил hs-126, район Славуты. Очевидно, это был самолёт из состава 1(H)/23, который был в указанном районе сбит истребителем, погиб командир отряда оберлейтенант Меннингер.

Затем 2 июля во время вылета на разведку в районе Изяслава ас встретился с группой бф-109 и в ходе боя сбил одного из них. Его однополчане сбили два HS-126, свои потери составили одну "Чайку", пилот погиб. Это был бой против III группы JG3, и по имеющимся данным в указанном районе действительно был сбит один бф-109 этой группы в воздушном бою.

Затем 3 числа мы встречаем весьма странные заявки. Про этот день стоит рассказать подробнее.

По Быкову, в этот день ас сначала заявил бф-109 как личную победу в районе Славуты, а затем целых четыре бф-109 в составе группы из 6 самолётов в районе Шепетовки.

Откуда взял эти данные Быков, не совсем ясно, скорее всего из прессы. Наверное, корреспонденты придумали этот бой позже, так как по оперативным данным в тот день полк занимался перебазированием и вообще никаких боев не вёл. Отмечены также редкие вылеты на разведку, тоже без боестолкновений. В наградном документе эти победы тоже не упомянуты. Да и по немецким данным никаких подходящих потерь истребителей в данном районе не зафиксировано. В общем, судя по всему, эти победы не стоит рассматривать, и сам Ковтюлев на них не претендовал.

Реальную заявку ас оформил 9 июля в районе Коростышева на бф-109, причём она у Быкова почему-то значится в районе Коростень. Видимо, это был самолёт из состава III группы JG3, который примерно в указанном районе был подбит в воздушном бою, но дотянул до аэродрома.

11 июля шестёрку и-153 в районе Ревное атаковала группа бф-109, советские лётчики отчаянно отбивались, немцы наседали, тоже решив проявить упорство. Но в итоге победителями вышли советские пилоты: Ковтюлев сбил одного из нападавших, остальные ушли восвояси, потерь удалось избежать. Противостояли советские пилоты 6 отряду JG3, и сбил Ковтюлев унтерофицера Хорста Байера, имевшего 6 побед на счету. Пилот этот погиб. Ещё два бф-109 в бою получили повреждения, так что это была уверенная победа. И неудивительно: в составе полка остались только сильные, талантливые пилоты, выдержавшие страшные бои первых дней.

13 июля в составе звена ас выдержал тяжёлый бой с бф-109. Потерь в нем удалось избежать. Заявок поначалу тоже никто не оформил, но по наградным звено всё же сбило бф-109. Немецкие данные эту победу не подтверждают.

24 июля ас в ожесточённом бою в районе Белой Церкви заявил в составе шестёрки бф-109. Это был самолёт из 1 отряда JG53, он получил в бою очень существенные повреждения и совершил посадку на брюхо.

14 августа в районе Хотова ас одержал в составе пары последнюю победу в 41 году. Заявлен был бф-109. Записали её асу задним числом, и, к сожалению, по немецким данным она не подтверждается.

Итак, мы видим, что большая часть побед аса на и-153 имеет подтверждение. Причём большей частью эти победы одержаны, когда группы и-153 во время вылета на задание подвергались атакам бф-109. Лётчикам приходилось отбиваться, надеясь на ошибки немцев, которые, имея полное превосходство в технике и зачастую в количестве, могли вести бой по своему усмотрению. И, тем не менее, Ковтюлев одерживал победы в таких тяжелых боях. Удавалось сбивать и бомбардировщики.

В 42 году ас служил уже в 518 иап, на Калининском фронте, освоил Як-1, который был гораздо более современной машиной, чем и-153. Однако на нём асу не удалось добиться успехов...

15 февраля ас, будучи ведущим группы, возвращался домой, однако группа была атакована бф-109. Ковтюлев, прикрывая остальных (горючее у всех было на исходе), принял бой. Ему позже записали в том бою одну победу, но и сам ас был сбит. Покинуть с парашютом самолёт он не мог, однако выжил после падения. После долгого лечения он был списан с боевой работы, однако некоторое время служил в авиации. В 44 году он был вынужден окончательно уволиться в запас. Примечательно, что первую награду он получил только в 43 году, зато сразу какую: Звание Героя Советского Союза. Увы, в 45 году, уже после Победы, ас скоропостижно скончался от последствий ранения...

Сбит был ас, по немецким данным, в бою против 4 отряда JG51, победу одержал лейтенант Херберт Пушманн. Для данного пилота это был 11 успех. К сожалению, немцы в бою потерь не понесли.

Федоза Александр Порфирьевич.

Лучший ас 20 иап в 41 году малоизвестен даже специалистам. Между тем, он одержал 9 побед в боях лета 41 года. Из них 7 побед лично, одну в паре и только одну в составе группы.

Про аса известно немного. Известно, что Войну он начал командиром звена. Полк вооружался Яками-1, на тот момент лучшими советскими истребителями.

Первую победу ас одержал 26 июня, заявил ю-88. Он сбил его прямо над аэродромом Скоморохи, причём в ходе боя сам получил попадание в мотор и с трудом посадил свой самолет. Пострадала от его действий KG55, потерявшая свой самолёт с экипажем.

30 июня ас, прикрывая переправу около Острога, вёл бой с бф-109. Бой был сложный, был сбит лётчик Гаврилов, но спасся на парашюте. Сам Федоза тоже был подбит и посадил на брюхо свой "Як". Это был бой против группы 2 отряда JG3, пилоты заявили две победы, то есть оценили успехи верно. В бою был сильно поврежден "мессер" фельдфебеля Эрнеста Хеезена, имевшего 6 побед на счету. Он смог дотянуть до своей территории, но на вынужденной посадке его самолет сгорел.

6 июля ас одержал победу над бф-109, сопровождая свои бомбардировщики. Это был самолёт из состава 4 отряда JG3, пилот Куно Бёльц смог посадить самолет на брюхо, но он был разбит.

8 июля ас в составе группы из 5 самолётов сбил ю-88 в районе Новоград-Волынский. По немецким данным, из вылета в указанный район не вернулось сразу два ю-88 из I отряда KG51, один из них, очевидно, и сбили пилоты 20 иап.

Затем 26 июля ас западнее Киева заявил hs-126. Это был самолёт из состава 5(H)/31, в ходе боя он получил фатальные повреждения, очередью был убит наблюдатель хауптман Хельмут фон Франкенберг, командир отряда.

10 августа в районе Киева ас заявил хе-113, то есть бф-109 улучшенных характеристик. Вылетев в составе тройки на задание по уничтожению аэростата, ас заметил одиночный "хе-113", атаковал его и сбил. Судя по всему, в прицел Федозы попал лейтенант Эберхард Бок из 3 отряда JG3, который утром был сбит в воздушном бою. Это был сильный ас, имевший 21 победу на счету. Он смог спастись. По немецким данным, он был внезапно атакован прямо над аэродромом в районе Василькова и сбит, что совпадает с советским описанием.

11 числа в том же районе ас заявил хе-111. Он немного ошибся в типе: это был ю-88 из штаба II группы KG54, пилот лейтенант Вальтер Хёбер. Самолёт был сбит внезапной атакой советского истребителя, весь экипаж погиб.

15 числа ас заявил hs-126. Это был на самом деле Fi156 из 3(H)/32, который получил в бою тяжелые повреждения и сел на вынужденную в районе Жмеринки.

31 августа ас одержал последнюю победу в карьере, снова заявив hs-126. Точно в указанном районе отмечено повреждение такого самолёта из 5(H)/21, однако потеря отмечена как небоевая.

Как бы то ни было, мы видим, что у Федозы подтверждаемость побед очень даже высокая. Практически все его победы имеют веское обоснование, и в некоторых случаях от его действий страдали сильные немецкие асы. Стоит отметить, что ас действовал резко, стремительно, стараясь решать дело с одной атаки. Успешно сбивал и истребители, и бомбардировщики.

17 ноября 41 года отважный ас погиб в бою в небе Сталиногорска, ныне это город Новомосковск в Тульской области. Он вылетел ведущим звена на перехват группы вражеских самолётов и был сбит в ходе лобовой атаки на бф-110.

Странно, конечно, почему такой сильный и опытный ас допустил ошибку, пойдя на бф-110 в лоб. Ведь бф-110 был со лба особенно опасен, нес мощное вооружение в носовой части. Скорее всего, попросту бф-110 смогли вовремя совершить защитный маневр. Есть и другое объяснение. В небе Киева бф-110 использовались ограничено, Федоза ни разу такие самолёты не сбивал и, вероятно, плохо был осведомлён об их особенностях. Возможно, он считал, что данный самолёт - некий аналог Пе-2, который спереди был уязвимее, чем сзади (тыл надёжно прикрывался стрелками). Поскольку от немецких "одномоторников" - истребителей заявок на Яки в тот день в указанном районе нет, то мы должны признать, что действительно аса сбили пилоты бф-110.

Ас этот не получил при жизни никаких наград, лишь посмертно в 42 году награжден Орденом Ленина.