Работа есть работа

Сергей Смирнов 7
-Заводи, заводи! Не мучай ни себя, ни швартовый канат, - прокричал мне с буксира боцман Степан Синица.
 Намокший канат  тяжелый, словно чугунная гиря. Ладно бы выброску кинули, все легче. Но у нас же на речных маломерах принято, если швартовые подали, то будь любезен – закрепляй, как хочешь. Вот я и мучился. Хорошо хоть не стальной трос подали,   в городе на реке и такое возможно. Степану Синице хорошо, он оттарабанил службу на Тихоокеанском флоте, заработал повышенную «стипендию», теперь и наораться вдоволь может. Наш речфлот, конечно, не Тихоокеанский. Масштабы не те, да и цели  разные. Сейчас, например, наша бригада вытаскивает плавучим экскаватором донный ил из притока. Городские власти хотят этот широкий приток, одетый в гранит, сделать судоходным, то есть пригодным для туризма и хозяйственных нужд. Правда, сроки не определили, да и с кадрами туговато.  Я  и за швартового, и за моториста… Когда надо и кэпа подменяю. Корочка судоводителя имеется, не зря же речное училище оканчивал.
С нами училась единственная на все училище девчонка Вера Макарова. Много раз поступала, но на экзаменах баллов не добирала. Да и не брали тогда на речфлот женщин. Непринято это было. Но она упорная – к министру обращалась за разрешением. Добилась своего – приняли ее. И училась не хуже парней. И распределение получила вторым помощником капитана. Потом перевели капитаном на буксир…
По набережной снуют бегуны, велосипедисты и роллеры. В  полусотне метров от нашего «Гром»а  раскинул удочки упертый и наивный рыбак. На что он надеется в этих перепаханных и баламутных водах? В Питере то же самое. Там по Неве с ревом проносятся скутеры, стараясь попасть на вздыбленную волну от маломерок, почти непрерывно рассекают туристические катера, а невозмутимые рыбаки, как набережные сфинксы, целыми днями неподвижно глядят в воду, боясь пропустить добычу.
Набросив огон каната на тумбу, выступающую над высокой стенкой, я поспешил на корму, где также закрепил швартовный  кормовой  на киповую планку  через роульс. Надо было бы еще шпринги для надежности поставить, ведь начнут пассажирские суда туристов катать и разведут волну. Но да ладно, понтон небольшой, не снесет. Теперь можно работать. А боцман продолжал наблюдать за мной, будто я новичок в нашем деле.
Затарахтел пускач на землечерпалке, ухнул дизель, выпустив целое облако застоявшегося выхлопа,сначала черного и угарного масляного дыма, а потом серо-прозрачного облачка. Я в кабине за рычагами управления. Скрипит наша «старушка», но таскает  со дна вязкий и пахнущий болотом ил. Для большей производительности надобно роторным с отвалом пройтись по дну, но нельзя – канал узкий, земснарядом не возьмешь, развернуться негде.  На  сухопутье дорожная  техника  электроникой напичкана. Слегка дотронься до джойстика управления, и стрела с ковшом сама идет куда,выполняя команды оператора машины точно, без раскачки, ощутимых люфтов. Наша же землечерпалка работает на реках с пятидесятых прошлого столетия. Запчастей к ней уже нет. Ищем где придется: на складах пароходства, в бывших колхозных мастерских, пишем дорожникам…Пока справляемся.
Я опустил первый ковш на дно реки. Течения здесь почти нет, поэтому захватил грунт спокойно и ровно, затем ковш со стрелой медленно поднялся и развернулся на  баржу, пришвартованную к борту понтона.Синица все также безучастно стоял на буксире, положив руки на леера. Его участия пока не требовалось. Ему потом везти нагруженную баржу.Вдруг через открытую дверь его рубки откашлялось радио, и послышался голос  диспетчера:
- Боцман Синица, буксир «Гром», меня слышите?
Синица поспешил в рубку.
- Боцман, наверно, опять сачком по воде водишь для своего аквариума? Отваливай. Пойдешь в затон, заберешь баржу с песком и поведешь к новостройке в порт. Сюда же направляем свободный буксир «Скиф».
На «Скифе» же Верка Макарова ходит! В перерыве наконец поболтаем, а то увидеться и словом переброситься некогда, хоть и работаем в одной судовой компании.
«Скиф» подошел правильно и точно принял баржу на сцепное устройство. Из ходовой высунулась рыжеволосая голова Веры. Я поприветствовал ее, нажав педаль  звуковой сирены.
В обед, перемахнув через низкий борт «Скифа»,отправился в гости. Она в рабочей робе записывала что-то в журнал.
- Товарищ капитан, разрешите обратиться, - и шутливо приставил ладонь к выгоревшей на солнце форменке.
- Можно, - засмеялась капитан Вера.
Мы наскоро поболтали и перекусили. Вера торопилась:
- Мне сегодня еще в Южный порт надо успеть заскочить. Приволокли какой-то пароход в ремонт. На завод в док поведу. Так что давай по местам, работа есть работа, все остальное на потом...