Увидеть ангела

Виталий Кочетков
Модные бородки а ля Курбский, бритые головы. Сидя на скамейке, скользили взглядами по фигуре задумчивого Гоголя.
     - Как думаешь, дутый он или литой?
     - Пётр Первый - дутый, а этот - литой.
     - По-моему и этот дутый.
     - А ты постучи камнем.
     - И постучу.
     - И постучи.
     - Обязательно постучу, но не сейчас - позже…
     Давно хотел спросить у тебя, Амфитеатров твоя истинная фамилия или благоприобретённая?
     - Истинная. Один из моих предков к крепостному театру восходит. Барин придумал нашу фамилию. А твоя родовая или как?
     - Сиднев-то? Самая что ни на есть наследственная. Мои предки высидели её в шестнадцатом веке.
     - Честно говоря, жутко удивился, узнав, что ты занялся режиссурой, - сказал Амфитеатров. - Никак не пойму, чего тебе не хватает?
     - Многого, хотя у меня есть всё. Трансцендентная белиберда значится в этом списке, но, если серьёзно, хочется оставить в истории своё имя.
     - Чтобы оставить, учиться надо.
     - Чему и у кого – ткни пальцем. Вот то-то и оно, что не у кого. Разве что у советских мастеров. У Тарковского, в частности.
     Собеседник глянул на него с удивлением, потом признался:
     - Видел твой фильм «Палата № 7». Забавно, конечно, поместить поэтов в сумасшедший дом – там им самое место. Не думаю, правда, что эта задумка будет иметь успех.
     - Будет, можешь не сомневаться.
     - Ну не знаю, не знаю….
     - Чего не знаешь?
     - Не знаю, чем я могу тебе помочь.
     - И это говорит руководитель компании, входящей в холдинг «Газпром-медиа»!
     - Видишь ли, у каждой фирмы «Медиа» своя специализация. Мы, в частности, занимаемся продажей билетов и реализацией прав проката на телевидении и интернет-платформах. Выступаем сопродюсерами в некоторых проектах, хорошо зарабатывая при этом, но изредка, стараясь не переусердствовать, тем более, что в холдинге уже имеется соответствующая компания.
     - Меня интересуют твои связи наверху.
     - Связи есть, не скажу, что обширные. Могу помочь тебе в выделении субсидий Минкульта и Фонда кино. Могу оказать протекцию в компании, которая занимается прокатом авторского кино.
     - Это как раз то, что мне нужно.
     - Ну хорошо, а что ты собираешься снимать?
     - Чернуху! – засмеявшись, воскликнул Сиднев. – Чёрную комедию, в частности. Жаль что Тарковский не додумался снять ничего подобного. Судя по всему, он был напрочь лишён чувства юмора.
     - Какой юмор, если ему денег на картины не давали.
     - И мне не дают.
     - На кинофестивали не пускали.
     - И меня не пускают. На свои езжу.
     - У него женщин было – вагон и маленькая тележка.
     - И у меня вагон и маленькая тележка! Эка невидаль – бабы!
     - Поклонницы ему ноги целовали!
     - Не может быть.
     - Может!
     - Нет, ноги – это слишком. Руки ещё куда не шло, но ноги!
     - И, тем не менее, целовали. Потому что он гений, а ты чёрте что!
     - Почему это я чёрте что?
     - А потому… Слушай, а кому предназначено посвящение к последнему твоему фильму?
     - Моему дяде. Мой дядя самых честных правил. Святой человек Амвросий Палыч.
     - Редкое имя.
     - Редкое, и потому новые знакомые обязательно переспрашивали: «Как? Как?» – и улыбались. Дядя работал в газетном киоске, торговал периодикой. Дефицитные издания продавал из-под полы. Кое-что досталось мне.
     Дяди давно уже нет на этом свете. Подозреваю, что и на том-то его не сыщешь.
     - Это почему?
     Засиделся он в своём киоске. Двигаться жаждал, перемещаться. «Не всё же мне оседлым быть, говорил, кочевать хочу, кочевряжиться». Вот тебе и Сиднев!
     И вот как-то раз сосед наш (до сих пор помню его имя - Прохор Петрович) увидел «Сталкера» на канале «Культура» и делился впечатлениями от просмотра с моим дядей. Кстати, я тогда впервые услышал фамилию Тарковского.
     Трое – писатель, учёный и спасатель из МЧС, рассказывал сосед, бродят по какой-то заброшенной местности, дождь идёт, вокруг всё хлюпает, капает, разливается, а они бредут по бездорожью и о чём-то высокомудром рассуждают. Смотрел я добрых два часа - и ничего не понял. Может ты разъяснишь, что за чушь я смотрел на канале «Культура».
     - Как фильм называется? – хитро улыбнувшись, спросил дядя. Мне подмигнул.
     - Да хрен его знает! Какое-то непонятным импортное слово. Какое именно – не скажу.
     - Хусим?
     - Вроде того, но не матерное.
     - А режиссёр кто?
     - То ли Тарковский, то ли Ходорковский. Точно не помню.
     - А зовут как - Арсений или Андрей?
     - Анатолий по-моему. И знаешь, что сказал дядя Прохору Петровичу? Чтобы понимать «Сталкера», учиться надобно, желательно во ВГИКе, освоить все тонкости кинорежиссуры, а потом забыть всё, чему учили в этом долбанном институте. Напрочь забыть! И попробовать снять шедевр. Может получится, а может и нет. Как фишка ляжет.   
     - Оригиналом был твой дядя, - усмехнулся Амфитеатров.
     - Ещё каким! – согласился Сиднев. – Помню одну историю. Он уже был пенсионером, я – парубком, кое в чём кумекал, но не очень. И вот вышел он во двор с голым торсом, Сталин над левым соском, Ленин над правым, подмышками чешет и с завыванием начал вирши читать:
    «В этих шкерах ты как янки. Я сломал тебя по пьянке. Был всю жизнь простым рабочим. Между прочим все мы дрочим».
     Читает и хохочет - гы!
     «Харкнул в суп, чтоб срыть досаду. Я с ним рядом срать не сяду. А моя, как та мадонна, не желает без гондона».
     - Это что за дрянь ты читаешь? – спрашиваю у него. - Не стыдно?
     - Это Бродский, племяш. Его стихи. Ему за них нобеля дали. А нобель – это тебе не значок ГТО или Знак Почёта. Это нечто значимое. Жил в России в двадцатые годы знаменитый поэт Сергей Есенин. Ему маруха его, американка, обещала нобелевку выхлопотать. Повезла в Европу, потом в Америку. Там посмотрели на него, послушали – с переводчиком и без, а потом подвели итог: «Паренёк он, конечно, симпатишный – слов нет, но национальность не та. Неужели в советской России подходящего не нашла? Да и стихи у него не такие хулиганские, как требуются». Не стерпел Серёга такого оборота. Марухе по морде съездил – а не балуй! - и вернулся на родину, обиженный вусмерть. Ещё бы, помахали, понимаешь, нобелем перед носом – и не дали! Он и скорую смерть принял поэтому. Поэты люди впечатлительные, чуть что в петлю лезут: что Есенин, что Цветаева… А вот среди режиссёров никто не осмелился, даже Мейерхольд, хотя ему, кажется, сам бог велел.
     Верил ли дяди в байку, которую рассказывал, или придуривался, как Жванецкий в своих «дежурных» откровениях, точно не скажу. Чего не знаю, того не знаю, а врать не приучен.
     - Как же ты фильмы собираешься снимать, если не приучен?
     - А я фантазию пущу на самотёк, зачем мне ложь? Возьму какое-нибудь известное литературное произведение, Пелевина, например, испохаблю до последней степени, как это принято в современном искусстве, и экранизирую его, да так, чтобы никто не понял о чём фильм, но все бы офонарели и, выходя из зала, говорили: «Ни х.. себе, какая картина!» Ни себе, ни какой-нибудь тёте Марусе, которая никогда и не мечтала о главном, ей даже такую малость в руках подержать не довелось – не повезло бабуле. Я такой дивертисмент сниму, что мало никому не покажется. Четыре оперы и пять балетов одновременно! И какофонией всё экранное время заполоню. И всякие натуральные звуки присовокуплю – и вой шакалов, и крики павлинов, и блеянье баранов, и надрывные вопли ишаков - иа! иа! иа!
     И рашкины, рашкины, рашкины – в пыльных шлемах и без, как тот Булат, который пал на гражданской. Кстати, где он похоронен – за колючей проволокой или в либеральном чертоге?
     - Не знаю. Памятник посреди столичного Бродвея стоит, а где сам покоится, понятия не имею.
     - Вот всегда у нас так: умрёт человек - и все без понятия. Живём по понятиям - и ни хрена не понимаем! А я так думаю, что похоронен он в нескольких местах. Отчего? А чтоб не завидовали. Расчленили - и раскидали по городам и весям…
      - Ты лучше чёрную комедию сними, - улыбнулся Амфитеатров. - А что? – дёшево и сердито. Комедии привлекают самую широкую зрительскую аудиторию. Да, у Тарковского не было юмора, но у тебя-то он есть.
      - Может и сниму, - бестрепетно заявил Сиднев – он уже не слушал приятеля. - Кучи говна и мусора поеду снимать в Неаполь, потому как закордонные свалки и дерьмо не идут ни в какое сравнение с отечественными. Помойки, выгребные ямы, смиренного ангела на заднем плане с застывшей улыбкой на устах. Увидеть ангела и умереть и быть похороненным на чужбине – нет большего счастья для отечественного либерала.
     - Кладбище Сен-Женевьен-де-Буа для нас почти что родное, - сказал потомок крепостного артиста. - Мало какой зарубежный погост вызывает подобный трепет. Филиал Новодевичьего.
     - Развернусь во всю ширь, дам себе волю. Тарковский лошадей сбрасывал с колокольни - я сброшу с небоскрёба в Лахти-центре.
     Сниму какую-нибудь пустышку, торгующую матрёшками в виде либерального сообщества кукол, цена копеечная, покупай – не хочу. Никто, правда, не покупает. Сидит она, бедненькая, на Арбате. Арбат пустой - никого, кроме этой пошлой девицы, только она и прилавок, на котором разложена продукция народного творчества.
     Сниму, как в Венеции нефтяные вышки возводят супротив Дворца дожей. Ставят и оправдываются: мы, мол, ненадолго, лет эдак на двадцать, нефть выкачаем, а потом ретируемся, только вы нас и видели.
     Сниму знаменитый венецианский маскарад и Джакомо Казанову в каске с надписью «Роснефть». Я и артиста на главную роль подобрал, отгадай кого. Кто по-твоему лучше всех потусторонних гавриков играет?
     - Зеленский?
     - Точно!
     И далее:
     - Ты как к дожам относишься?
     - Хреново – дюже не люблю власть, тем паче дожей. Чем больше дожей, тем меньше порядка. Тем не менее, поддержу все твои начинания, вот только не надо нефтяные вышки в Венеции ставить.
     - Это ещё почему? Эйфель в центре Парижа этажерку возвёл и ничего – смирились. И к моим привыкнут.
     - Поставь виртуальную.
     - С какой стати я должен ставить виртуальную? Этот прохвост настоящую воздвиг, а я должен мнимой ограничиться?
     - Тогда поставь ветряную электростанцию в соответствии с «зелёными» поползновениями.
     - А это мысль. Может действительно ветряк соорудить?
    Поднялись со скамейки, перешли проезжую часть и, не спеша, двинулись по Мало-Афанасьевскому переулку.
    - Я тебя к себе не приглашаю, - сказал Амфитеатров. - Дома – нескончаемый ремонт. Я уже другую квартиру прикупил, так и там ремонт затеял. И что за жизнь пошла – ремонт за ремонтом, никакого продуха. Вечность подстерегает нас с каждой купленной квартирой. Так что, не стоит становиться режиссёром, чтобы припечатать себя к будущему.
     - А не скажи, - не согласился с ним Сиднев. - Бог в каждом человеке сидит. В ком-то несуразно большой – едва помещается, в ком-то крохотный, как стручковое семя, так что и не поймёшь, произрастёт нечто путное или рассосётся без следа.
     Зачем он это сказал, Амфитеатров не понял, но прислушался к себе. Ничего, правда, подозрительного не обнаружил, как ни старался. Вот ведь незадача!..

Москва
04.12.2021