Встречи в пути. Третья встреча

Арнольд Малыгин
                С О Б О Л И Н А Я      О Х О Т А

3 встреча. 67 лет. Ноябрь 2006 год.

         В этом году я немного приболел, но в лес меня всё же тянуло. Решил отправиться в тайгу на охоту. Только там, в тайге, можно набраться здоровья, подышать свежим лесным воздухом, отдохнуть душой. Хотел даже пожить в палатке, но случилось так, что мой друг Николаев Александр пригласил меня составить ему компанию и поохотиться с ним. Он имел свой охотничий участок, на нём несколько избушек, и я согласился. Его напарник по каким-то причинам не смог поехать, поэтому он обратился ко мне. Стали собираться. Саша брал с собой двух собак, принадлежащих его напарнику. У него, как и у меня, своих хороших собак не было. Ноши собаки сослужили нам хорошую службу и исчезли по различным причинам. Я взял молодую собаку, но на охоте она не была. Чтобы добраться до  охоты потребуется несколько дней. Первый день уйдёт на дорогу до деревни Саши и на паромную переправу через Лену. Второй и третий день придётся потратить поездкой на автомашине, затем ходьбу до первой избушки, это около восемнадцати километров. Расстояние вроде небольшое, но с непривычки, без тренировки, с солидным грузом за плечами, да по лесу, идти очень тяжело. Шагать надо по тайге, а там необходимо преодолевать различные  препятствия вроде лежащих поперёк деревьев, чаще, кочкарника. Обходишь, перелазишь, подныриваешь, изматываешься страшно.

Всё это лето я проболел, по настоящему не двигался, мышцы ослабли, поэтому мне каждый переход давался нелегко. Думал, что спина моя откажет. Мой товарищ, хоть и лет на десять младше меня, уставал не меньше. Мы шли и часто отдыхали, но до избушки дошли. Груз наш зараз перенести не смогли, и переносили по частям. От усталости я стал даже подумывать, что мне уже больше не ходить в тайгу. Такие мысли от перенапряжения приходят в первые дни почти всегда. Но, как правило, дня через три втягиваешься в работу, потихоньку приходишь в норму, и эти мысли покидают тебя.

В тайге настоящий снег ещё не выпал, хотя он и мелкий, но следы зверей и птиц довольно отчётливо видно. К сожалению, собаки по ним не шли. Его собаки, как и мой пёс, на настоящей соболиной охоте впервые и не понимали, что от них требуется. Саша от этого очень расстроился. Всё идёт не так. Сам очень устал, снегу мало, собаки плохо работают, и пр. и пр. Начал поговаривать, что всё, дескать, завязываю с охотой, завтра попрощаюсь со своими местами и вернусь домой. Но всё равно идём вперёд. Он с таким настроением, да и у меня дурные мысли возникают. Я старался держаться, как мог его успокаивал. Завтра отдохнёшь, сходим, посмотрим, как собаки себя поведут, разберёмся, что в лесу твориться, а потом будешь принимать решение.

Вечером пришли в избушку. Когда стали собак привязывать оказалось, что одна собака не пришла с нами, где-то бегала. Она появилась только утром. Смотрим, а у неё вся грудь в крови, кого-то задавила. За ночь хорошо отдохнули. На следующий день, плотно позавтракав, разошлись в разные стороны на разведку. Договорились, что идёт каждый своим маршрутом, должны подойти до груза, что оставили на пути в избушку, и там встретиться. Отойдя немного от избушки, я нашёл объеденного соболя. По всем признакам это Саса, так звали убежавшую собаку, поймала его накануне ночью и половину съела. Сегодня с ней пошёл мой друг Саша, а я с Дудой и с Мишкой. Встретились у груза, переночевали в палатке, обратно возвращались на следующий день. Сразу  Дуда с Мишкой умчались по свежему следу соболя. Мой Мишка вернулся обратно, а  Дуда нет. Шёл долго по следу пока я не услышал её лай. Километра три шёл на лай. Увидел Дуду, сидящую под деревом, и облаивающую соболя. Подошёл, подстрелил соболя и с хорошим настроением направился в избушку. Своего Мишку я привязывал к дереву, а Дуде дал потрепать соболя, чтобы знала, что от неё требуется. Облаивала соболя хорошо. Сидит под деревом, смотрит точно на соболя, беспрерывно лает. Никуда соболь не убежит, всё время под надзором.
 
Саша тоже добыл соболя, но в отличие от Дуды Саса чуть залает, а потом замолкает. По её следу моему напарнику пришлось долго искать, где она лаяла. Оказывается, загнала соболя в дупло, а сама убежала. Этого соболя он и достал. Настроение у него улучшилось, стал чувствовать себя лучше, паниковать перестал. Когда ему рассказал о своих успехах, он очень удивился тому, что Дуда нашла соболя, долго его облаивала и не отходила. Она  же никогда не охотилась на соболя. На следующий день мы ушли в другую избушку разными маршрутами. На этот раз он взял с собой Дуду, Он посчитал из моего рассказа, что Дуда лучше Сасы пошла на соболей. Саша за день проходил больше расстояние, чем я, да и места знал лучше меня. Поэтому ему нужна была лучшая собака, как он посчитал из моего рассказа.
 
Пока идём, мой Мишка от меня не отходит, а Саса где-то носится. Изредка появляется, а затем исчезает. В одном месте, недалеко от меня залаяла, и я быстро подошёл к тому месту, но её уже не было. Я стал внимательно разбираться в следах, стараясь понять, почему она лаяла.  Собаки в это время бегают туда-сюда, изредка Саса взлаивает, а уяснить на какое дерево она лает, не поймёшь. Я довольно долго ходил кругами, чтобы разобраться в следах. Потом большой круг сделал, но так ничего и не понял. Хотел уже уходить. Посмотрел ещё раз на деревья и на одном дереве заметил соболя. Пока собак  нет, решил выстрелить и подобрать соболя. Не успел и шага сделать к упавшему соболю, как собаки примчались откуда ни возьмись. Схватили соболя, взяли его на растяжку, вырывают друг у друга, пасти не раскрывают. Я навалился на их головы, разжимаю зубы у той и другой, с трудом отобрал его. Шкурку они всё же капитально испортили. Но всё равно был доволен исходом дела. Хорошо, что Саса загнала недалеко от меня, метрах в ста, а то бы он убежал.

Саша мне говорил, что Саса тоже может найти и облаивать соболя. Находит далеко, лает, но недолго и скоро убегает. Так и случилось на этот раз, пока я подошёл к тому месту, где она лаяла, а она уже убежала. Только вижу по следам, что соболь на дереве сидел, а потом соскочил и удрал. В отличие от меня Саша ничего не добыл, на Дуду рассердился. Оказалось, что она часто лает просто так, а когда приходишь, видишь, что она сидит и на пустое дерево брешет. Но всё равно у него настроение хорошее, один соболь вчерашний всё-таки есть. Много соболиных следов вокруг, вот только снега совсем мало, и давно не выпадал. Не поймёшь, то ли свежий, то ли старый след.

 На следующий день он пошёл обратно с Сасой и принёс соболя. А мы с Дудой пустые ходим. И в самом деле, она меня задолбала. Убежит по соболиному следу, потом лает. Я с надеждой пру туда, думаю, загнала соболя, тороплюсь, как могу, лезу напролом, и что же вижу.  Дуда сидит на пустое дерево лает. Мой же Мишка от меня не отходит, вроде по следу пойдёт, а потом возвращается. Но всё же Дуда мне ещё два соболя загнала, правда одного слопала наполовину. Я перед выстрелом Мишку привязал, а её не стал привязывать. Так она схватила соболя и умчалась с ним, и я найти её не мог. Пришлось отпустить Мишку, и он её нашёл быстро. Услышал, как они грызутся, и быстро подошёл к ним. Однако Дуда успела отгрызть соболю передние лапы.

Время шло, и пора было возвращаться домой. Я обещал жене пробыть в тайге не больше двух недель. Решили, что отвезу Мишку. Если меня отпустят, то вернусь, привезу продукты. Ну, а если не приеду, то Саша тоже вернётся. Дело в том, что продукты у нас уже подходили совсем к концу. Дома было всё нормально и меня отпустили еще на пару недель. Пока ходил туда, да обратно, прошла неделя и зима наступила всерьёз. Переправлялся через Лену на пароме уже в сопровождении ледокола. Конец октября, температура далеко за минус, ветер дует с далёкого ледовитого океана и продувает насквозь. Шуга сплошная идёт. Ледокол сопровождает паром, разбивает замёрзшие льдины причалов, в местах высадки и посадки автомобилей. Сел на паром в восемь утра. Водители все закрылись в своих кабинах, кто спит, кто ест. Я стал проситься погреться в кабину, так они даже дверь не открывают, а только башкой кивают, как бы ни понимают. Пришлось около выездной апарели поставить свой рюкзак, а самому с трудом удалось напроситься к матросам в каптёрку. Там было так тепло, что я разомлел и тут же уснул. Проснулся от скрежета льда, это паром приставал к берегу, ломая лёд. Прошло всего пятнадцать минут, как мы переправились на тот берег.

Когда начали причаливать, я пошёл к выезду. По пути у водителей прошу взять меня подвезти, но они мне все отказывают. Решил, пойду и стану на выезде  и буду каждого водителя просить меня подвезти. Подхожу к выезду с парома, а там стоит «Американец». Эти тягачи недавно появились у нас. Каждый тягач берёт, огромный прицеп. Высокая кабина, кухня вместе с прихожей и туалетом. Такие машины обычно пассажиров не берут. Водитель тягача стекло протирает, а я всё равно прошу подвезти меня. Он на меня посмотрел внимательно и говорит, чтобы я садился. Я удивился про себя, взял свой рюкзак и полез в кабину. А там лестница целая, чтобы в кабину попасть. Водитель изнутри открыл дверь и помог втащить тяжеленный рюкзак, а сам пошёл протирать стёкла дальше. Хотя мы стояли первыми, а выезжали самыми последними.
 
Шофёр сел в машину и говорит мне, что тебе вроде надо дальше ехать того места, которое я ему назвал. Спрашиваю его, почему он так решил. Он отвечает, что когда-то давно подвозил меня дальше. Я на лицо его не узнаю, но хорошо помню, как меня подобрал на дороге водитель на Камазе с полуторатонным контейнером. Вот и теперь с ним встретились, но сейчас он на американском тягаче, это меня с толку и сбило. Посмотрел внимательно, да это точно Сергей. Я так рад был этой встрече, третий раз он меня подвозит, он-то меня сразу узнал. Пока мы удивлялись нашей встрече, подошла и наша очередь выезжать с парома.

По дороге говорили на разные темы. Спросил его о новой машине. Купил американский тягач в Новосибирске.  А что Камаз оставил, чем эта машина лучше? Спросил я его. Да это всё равно, что УАЗик и иномарка. Я на Камазе за рейс по десть баллонов иногда менял, а здесь бескамерные шины, забыл, когда и баллоны прокалывал. Едешь, как на легковой иномарке, не трясёт, редко переключаешь передачи, в кабине просторно, все удобства. За эту поездку я всё это ощутил на себе, с комфортом доехал до места. Видно,  что дела у него идут,  хорошо зарабатывает. Я мысленно пожелал ему удачи в его делах.

Ехали мы комфортно, но до места решили не ехать, начало темнеть. Ночью по лесу не пойдёшь. Пришлось остановиться раньше, там, где была избушка другого охотника, в километре от дороги. Хозяин избушки из одной деревни с Сашей, чуть меня младше, охотится верхом на лошади. Встретил  меня хорошо, хоть и пришёл я к нему в темноте. Удивился моему позднему приходу. Поужинали, поговорили, я ему рассказал о цели моего прихода. Хозяин, звали его Семёном, он решил сходить к нам в гости, встретить Сашу, а заодно помочь по пути подбросить на лошади половину моего груза. Так мы и поступили. Саша был очень довольный, что мы пришли. Вместе поужинали и проговорили весь вечер, вспоминая жизнь, обмениваясь последними новостями. Пока меня не было, Саша добыл восемь соболей. Охота была хорошая, но он натёр так сильно ногу, что теперь еле ходил. Ногу так разбарабанило, что она еле помещалась в сапог. Когда я уезжал за продуктами,  отдал ему новые шерстяные носки грубой вязки, а он одел их на голую ногу. Надо было снизу надеть холщёвый носок, но он этого не сделал и натёр ногу. Утром они уехали. Хорошо, что Семён приехал на лошади, вряд бы Саша сам дошёл до дороги. Когда он вернулся в деревню, его тут же вертолётом увезли в больницу. Ещё бы немного, и можно было лишиться ноги.

Остался я один с Сасой, но построил своё пребывание неправильно. Надо было мне жить в одной избушке, охотиться потихоньку  в округе, а я пошёл по избушкам. Они стоят одна от другой на расстоянии дневного перехода. При переходах особенно не поохотишься. У меня же несколько дней ушло на эти переходы, и собака незнакомая. Поэтому добыл за десять дней только четыре соболя. На обратной дороге добрался до Лены. К  моему появлению она уже встала. Пришёл по льду в Покровск, это посёлок в 75 км от Якутска, а затем на автобусе добрался до дома. Поездкой был доволен. Охота, правда, была не продуктивная, но давно уже нет со мной моих отличных собак. Встретил в третий раз своего спасителя, это уже кажется символичным. Подвозил он меня на охоту и с охоты. Узнал его имя и фамилию. Это Педченко Сергей. Желаю ему всего хорошего в жизни, удачи во всём. Немного омрачила поездку травма Саши, но он от неё благополучно оправился.
                Арнольд.