Славникова, Ольга. 2017

Валерий Варуль
Вагриус. 2007.

Роман «2017» лауреат премии «Русский Букер – 2007». Написан в 2006 году, за 10 лет до юбилея.

Книгу «2017» я после прочтения «Стрекозы, увеличенной до размеров собаки», читать не спешил. «Стрекоза» очень не понравилась.

Однако «2017» стал достойным лауреатом.

Время действия: 2016 – 2017 гг. Уральский город. В нём живёт группа интеллигентных людей, которая занимается незаконным промыслом драгоценных камней в горах Урала. Во главе стоит профессор одного из высших учебных заведений. Эта группа не только добывает камни, но их и обрабатывает. Наиболее искусным огранщиком является сорокалетний Крылов. Его бывшая жена Тамара является одним из известных предпринимателей города. Необыкновенно богата.
 
Профессор с помощником в 2016 году нашли на побережье труднодоступной горной речки месторождение рубинов. Это случилось на исходе экспедиции, а также продуктов и последних сил. Поэтому они возвращаются на месторождение рубинов в августе 2017 года. Вся группа рассчитывает на удачный сбыт рубинов. Но хитники к назначенному сроку не возвращаются.

За это время у Крылова с последней женой профессора Татьяной разыгрывается бурный роман. Но этот роман основан на случайных встречах, а не на доверии партнёров. Оба скрывают друг от друга свои адреса и телефоны. Поэтому, если очередная встреча не состоится, то найти друг друга влюблённые не смогут. Кроме всего они обнаруживают соглядатая, который непонятным образом заранее узнаёт об их встречах и является заблаговременно.

И тут, более чем некстати, начинаются полувооружённые стычки между властями и празднующими 100-летие Великой октябрьской социалистической революции народными толпами. Обстановка накаляется не только в городе, но и в стране. На одной такой демонстрации Крылов и Таня теряют друг друга. Кроме всего начинается травля бывшей жены Крылова с целью отнять у неё бизнес.

Это, так сказать, обрывки сюжета.

Какое впечатление остаётся после прочтения романа?

Сначала кажется, что Славникова пишет не для нас, обыкновенных читателей, а для литературных критиков и жюри конкурсов. Но далее читать заставляет угнетающее ощущение комплекса собственной неполноценности: пять произведений жюри отвергло, я их прочитал и знаю, за что. А это-то чем лучше?

Продолжая читать, всё больше впитываешь в себя прекрасное повествование, чудесные описания (нет, не природы), а обстоятельств, что ли места, где блуждают хитники в Уральских горах. Всё тихо и спокойно, даже примитивная человеческая алчность проявляется как будто вперемешку с совестливостью старателей. Но является как в грёзе хозяйка гор, и обстоятельства играют уже другую, жертвенную мелодию.

Вообще, мистическое в романе пронизывает все сюжетные линии. И везде оно к  месту. А потом автор эту мистику переводит в разряд научно объяснимого факта, но делает это так, что очарование мистики не исчезает.

Как всегда, много мастерски точных наблюдений. Но все они, если можно так сказать, носят бытовой характер.

Например:
"Морщинистая рука, похожая на туго свёрнутый зонтик.
Тело наполняло белую рубашку, будто молоко, налитое в пакет.
В пачке «Парламента» болтались слабые, как макаронины, последние сигареты.
Голограмма смотрела неприятными глазами, похожими на ложки остывшего супа.
Стены кремля парили над дровяным болотом, будто развешенное на верёвках мокрое бельё.
Ночь была тиха как погремушка, взятая матерью у заснувшего ребёнка".
И т.д. и т.п.

Все цитаты для компактности мной сокращены, т.е. я привёл не все слова, содержащиеся в них, а только те, которые передают смысл.
 
Если охарактеризовать стиль Славниковой, то можно сформулировать вывод в свойственной ей манере: эпитеты и сравнения в романе подобны бельевой верёвке, на которой висят разноцветные прищепки (да простит меня автор). Т.е. манера передачи мысли чисто женская, сравнения все бытовые… Если от этого не избавиться, то невозможно стать великим писателем. А потенциал есть.

Читайте, господа, и не разочаруетесь.