Славникова, Ольга. Стрекоза, увеличенная до размер

Валерий Варуль
Вагриус. 2006.
(Рецензия была написана в 2007 году)

Ольга Славникова за роман «2017» получила премию «Русский Букер». Прежде чем читать «2017» решил прочитать другую её расхваленную книгу «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки».

Чувствуете, какое надуманное название?.. Вот и сам роман такой же.

Сразу же скажу, что с точки зрения профессиональных литературных канонов, Славникова хороший писатель. У неё мысли вьются, обгоняя одна другую. Иногда занос такой, что никак не дождёшься, когда же она вернётся к тому, с чего начала?

Ей присущи неожиданные и замечательные сравнения, повороты в судьбе персонажей. При чтении поражаешься её наблюдательностью и цепкостью в выхватывании из реальной жизни обстоятельств и удачностью их применения в романе. Одним словом, большой талант.

Но на что этот талант был истрачен! Она размазала его по нравственным помойкам. Выбрала, на мой взгляд, неправдоподобную тему взаимоотношений матери и дочери, которые всю жизнь, так сказать с младых ногтей, ненавидели друг друга. Причём мать была педагогом, завучем в школе. Для неё иметь нормальные взаимоотношения с дочерью – профессиональный долг. Просто поражаешься автору: зачем надо было писать о таких взаимоотношениях? Что она нашла в них привлекательного для читателя?

В романе нет ни одного светлого лица. Какого персонажа ни возьми, он обязательно подан с издёвкой. «… голова её напоминала внутренности разодранного дивана, хаос из жёлтой ваты и развесистых пружин». «Молодость её уже являла черты будущей старухи – в двадцать пять Маргарита была карга».  «Перед нею за столом сидели сотрудницы, сами такие старые, потрепанные, крашеные, будто никуда негодные малярные кисти». Это мной взято наугад.
 
А вот описание обстановки.
«… в глухом и горячем плацкартном вагоне, похожем на госпиталь с тяжелобольными».
«… испекла пирог с малиной, вышедший жёстким, точно просмоленная доска».
«Он предъявил имениннице пышнейший и безвкуснейший букет».
«Их герметические поцелуи выглядели так, будто выкручивалось и отжималось небольшое полотенце». И т.д. и т.п.

Если героиню один из персонажей приглашает на первое для неё свидание, то оно совершается на задворках, и гуляют они по помойкам. А сам парень оказывается сумасшедшим.

Герои совершенно не умеют себя вести. Завуч школы (главный герой), когда ей вручают подарок, не умеет поблагодарить гостя. Бегает от каждого дарителя, упрекая их в том, что они зря потратились на неё. Жила с ненавистью на всех, копила обиды. Считала, что все перед ней виноваты. Её голубой мечтой были собственные похороны, где обидчики соберутся каяться в не известных им нанесённых обидах.

Её дочь, – забитая матерью человеческая особь. Воровка из интереса, а не корысти. Опустившаяся уже в молодые годы женщина. Мать упрекала её во всём, не сподобившись чему-либо научить во взаимоотношениях с молодыми людьми, т.к. сама ничего не умела.

Основное время действия 1980-е гг. Но автор иногда забывается, и кое-какие детали в роман прорываются из наших дней.

Я сам вырос в то время, о котором написано в романе. Но никогда не ощущал, что вокруг меня сплошные трущобы и моральные уроды. Конечно, нелегко было жить в условиях сплошных запретов и дефицита всего, но люди вокруг меня были нормальные: умели любить и радоваться жизни.

Роман получился о полном разложении российского народа, т.к. Славникова охватила все сферы жизни. И везде искала только плохое. Читаешь с отвращением.
Наблюдая автора по телевизору, невольно приходит мысль, что внешний облик обеих героинь она списала с себя…

Где автор рос? В какой обстановке? Кто её окружал?