Когда цветет подснежник

Галина Харламова
Всю долгую зиму растения прятались под землей. Ни вьюги, ни морозы им были
нипочем. Ленивая травка все больше спала, а вот цветам было не до сна. Они постоянно беседовали о том о сем, так и коротали время.
– Мне кажется, – сказала однажды мальва, – что там, наверху, сейчас очень
интересно: сугробы по колено, реки закованы льдом, и стужа такая – оторопь берет. Вот бы взглянуть на все это хоть одним глазком! Мы только и слышим: зима, зима, а что это такое – не знаем!
– Может, и хорошо, что не знаем?! – воскликнула астра. – Говорят, мороз убивает
все живое, даже воду! Страшно!
– Не может такого быть, – возразила ей мальва. – Все это выдумки. Там, наверху,
по-прежнему живут люди, птицы и звери. Интересно: как? Разве они не боятся холодов? Почему тогда никуда не прячутся? Вот я и хочу подняться наверх, чтобы самой все посмотреть. Надоело лежать здесь, в темноте, в ожидании тепла. Скучно!
– Подумаешь! – фыркнула астра. – Какие пустяки! Главное, здесь безопасно! Не мы
придумали пережидать зиму. Так решила матушка Природа. Ведь мы, растения, не можем расти на снегу.
– Довольно споров, дорогие подруги, – весело воскликнул нарцисс. – Будьте
терпеливы. Зиме скоро придет конец. Вот тогда заживем!
И действительно, на дворе стоял март. Солнышко весело сияло на небосводе. Снег
стал тяжелым, покрылся темными пятнами. На домах и деревьях повисли сосульки. И
воробьи от души купались в лужицах, радуясь первому теплу. Но слишком сильной была зима: то по ночам вьюгой завоет, а то морозами затрещит. Тяжело было солнышку справиться с ней. Однажды оно постучалось к растениям:
– Эй вы, сони! Просыпайтесь!
– А не рано ли ты нас потревожило? – спросили цветы.
– Может, и рано, – вздохнуло солнышко. – Да только нужны вы мне. Помощи у вас
хочу попросить.
– Чем же мы тебе поможем?
– А вот чем. Пролетала недавно мимо стая диких гусей. А с ними была наша
красавица весна. Веселая, счастливая! Обещала скоро к нам заглянуть, просила встретить у околицы. Да только вот беда: встречать-то ее некому! Люди вечно заняты. Зверей и птиц не дозовешься. Одна надежда на вас. Помогите, братцы!
– Мы бы рады тебе помочь, – говорят цветы. – Но наверху до сих пор лежит снег.
Боимся замерзнуть.
– За это не беспокойтесь, – успокоило их солнышко. – Уж ради вас я постараюсь:
снег растоплю, проталин наделаю. Представляю, как обрадуется весна, когда увидит, что мы ее ждем.
– Ну коли так, мы согласны. Показывай дорогу!
– Погодите! Не спешите! – остановило их солнышко. – Всем идти за околицу нет
надобности. Выберите кого-нибудь одного.
– А чего тут выбирать? – говорит мальва. – Я пойду! Это мой шанс полюбоваться
зимними пейзажами. И я его не упущу.
– Почему это ты? – обиделась роза. – У нас достойнее тебя желающие есть. Кто тут
самый красивый? Кого называют «королевой цветов»? Кого все любят? Ну, конечно,
меня! Значит, весну встречать буду я.
– Это правда, – говорят цветы. – Роза – самый достойный кандидат.
    Следующим утром на небольшом островке земли, именуемом проталиной, расцвел
алый цветок. Красотой и нежностью он мог бы сравниться только с самой весной. Как вы уже догадались, это была наша храбрая роза. Она удивленно озиралась по сторонам. Да и как ей было не удивляться? Вместо привычных летних красок повсюду блестел снег. А вместо птичьих песен звенела капель. Неожиданно подул ветерок. Он сорвал с веток несколько холодных капель и бросил их вниз. Они попали на розу.
– Бр-р-р, – задрожала она.
– Тебе холодно? – засмеялся ветер.
– Оч-ч-чень. Не мог бы ты не дуть на меня?
– Подумаешь, неженка! – обиделся ветер и улетел.
– Эй, солнце! – крикнула роза. – Где же весна? Долго мне здесь стоять?
– Не знаю, – ответило солнышко.
– Не знаешь? Мы так не договаривались! Ты обещало растопить снег и лед,
говорило, что будет тепло. А тут сыро и сквозняки, и от твоих лучей мало толку. Не могу я здесь! Замерзну! Пропаду! Возвращай меня назад!
Делать нечего. Пришлось солнышку вернуть розу обратно.
– Ну что? – спрашивают другие цветы. – Встретила весну?
– Нет, – отвечает роза. – Ждала-ждала, так и не дождалась.
– Вот и хорошо, – обрадовалась мальва. – Я ее встречу.
– Почему это ты, а не я? – обиделась лилия. – Кого называют «цветком невест»?
Кто считается символом власти и богатства? Кого любят короли? Ответ очевиден. Значит, встречать весну пойду я!
– Это правда, – говорят цветы, – пусть лилия идет.
    Следующим утром на проталине, за околицей, расцвел белоснежный цветок. Его
нежные лепестки жадно ловили солнечное тепло. Цветок был прекрасен. Жаль, что
поблизости не было никого, кто мог бы полюбоваться его красотой. Лилия с интересом осмотрелась вокруг. И то, что она увидела, ее не порадовало. Да и чему было радоваться? Везде лежали сугробы, от них тянуло холодом. Вдруг на небе появилась туча, и вскоре она закрыла собой солнце. В воздухе закружились белые хлопья.
– Это еще что такое? – дрожащим голосом спросила лилия.
– Это снег, – засмеялись белые хлопья. – Ты что, снега никогда не видела?
– Нет, не видела, – пробормотала лилия. – А не могли бы вы полетать в другом
месте? Мои лепестки слишком нежны для вас.
– Вот зануда, – обиделись снежинки. Они падали на мокрую землю и таяли.
Снегопад продолжался недолго. Совсем скоро туча умчалась прочь, и на небе снова
засияло солнышко.
– Где же весна? – спрашивает лилия. – Почему задерживается?
– Обещала быть со дня на день, – отвечает ей солнце.
– Ты хочешь, чтобы я осталась здесь, в этом холодном месте? – испугалась лилия. –
Ни за что! Возвращай меня назад!
Делать нечего. Пришлось солнцу вернуть лилию обратно.
– Ну что, – спрашивают другие цветы, – встретила весну?
– Нет, – отвечает лилия. – Я ее не дождалась.
– Вот и хорошо, – обрадовалась мальва. – Настала моя очередь встречать весну. Я,
может быть, не так горда и нежна, как некоторые, но мне тоже не стыдно заявить о себе. Ведь не просто так люди называют меня «лесной феей». У меня есть и другое название – «шток-роза». Однако любят меня совсем не за красоту. Главное мое достоинство – это лечебные вещества, которые содержатся в моих цветках и листьях.
– Ступай, – сказали ей цветы. – Может, тебе повезет больше?
   Следующим утром на проталине, за околицей, вырос высокий стебель. Он был
покрыт крупными розовыми цветками, похожими на блюдца. Мальва расправила свои
листочки и, подняв голову, осмотрелась. Увидев всего в двух шагах от себя охапки снега, она радостно вскрикнула. «Наконец-то я узнаю, что это такое», – подумала мальва и потянулась к сугробу. Она дотронулась до его рваного бока и в тот же миг испуганно отшатнулась. Снег оказался совсем не таким, каким она его себе представляла, он был холодным и неприятным на ощупь. Вдруг резкий порыв ветра чуть не сломал мальву пополам. Она успела низко наклониться к земле и тем самым спаслась.
– Эй ты, нельзя ли полегче? – крикнула мальва ветру.
– Вот еще! – захохотал он в ответ. – И не подумаю.
Ветер подул с новой силой. По небу побежали тучи. А потом пошел дождь. Он
хлестал как из ведра. И вскоре мальва промокла так, что сил подняться у нее уже не было. Она лежала в холодной луже и плакала.
Наконец солнцу удалось разогнать тучи. А за ними и ветер улетел.
– Где же весна? – осипшим голосом спросила мальва.
– Обещала скоро быть, – ответило солнышко.
– Я промокла и продрогла до самых корней, – сказала мальва. – Выходит, молва не
врет. Снег и холод на самом деле губительны для растений. Теперь я в этом сама
убедилась. И если ты не вернешь меня обратно, я погибну.
Делать нечего. Пришлось солнцу вернуть мальву обратно.
– Ну что, – спрашивают другие цветы, – встретила весну?
– Нет, – отвечает мальва. – Я ее не видела.
– Больше мы ничем не можем тебе помочь, – говорят цветы солнцу. – Мы
старались как могли, но, увы, у нас ничего не получилось. Придется тебе где-нибудь в другом месте помощи поискать.
– Жалко, – огорчилось солнышко.
– Стойте! – из толпы цветов вышел подснежник. – Весну встречать буду я!
– Ты? – удивились все.
– Я!
– Ничего не выйдет, – захохотали цветы. – Весна такого малыша даже не заметит.
– Ну это мы еще посмотрим!
     Следующим утром на проталине, за околицей, выросли мелкие голубые цветы. Они
были невзрачны на вид, но зато не боялись ни снега, ни дождя, ни заморозков. Наконец прилетела красавица весна. С грустью взглянула она на зимнее царство. И вдруг среди бесконечных снегов мелькнул голубой лоскуток. Обрадовалась ему весна, засмеялась весело:
– Вижу! Вижу! Я уже здесь!
– Ура-а! – обрадовался подснежник. – Добро пожаловать к нам!
    …С тех пор так и повелось. Как только сойдут большие снега, по проталинам
появляются скромные цветы. Их нежные колокольчики клонятся к земле. Это подснежники или
первоцветы. Они – вестники весны!