Объединенные дивизионы - луч света!

Александр Бастрыкин
Объединённые дивизионы - луч света в милицейском царстве или…?

На всех этапах существования советской милиции огромное внимание уделялось совершенствованию структуры органов внутренних дел и системы управления ими.

В начале 70-ых руководством МВД СССР были приняты очередные любопытные нововведения- в городских и районных отделах внутренних дел повсеместно стали создаваться моторизованные подразделения ночной милиции (вневедомственной охраны) и ППС, входившие в состав объединённых дивизионов милиции.

Проведённый в Воронеже, Астрахани и Кинешме эксперимент подтвердил практическую ценность создания подобных дивизионов, особенно там, где ввиду небольшой численности милиционеров не представлялось возможным создавать самостоятельные подразделения ночной милиции и наружной службы.

В моём небольшом подмосковном ОВД в состав объединённого дивизиона милиции в 70-ые годы входили взвод ППС, ОВО, отделение ГАИ, медвытрезвитель, ИВС и ряд мелких подразделений (отделения по охране Центра космической связи и административного здания ОИЯИ). В 1980 году к ним добавилось ещё одно вновь образованное крупное подразделение- взвод по охране гидросооружений канала имени Москвы. Это уже был мощный «правоохранительный кулак», при умелом и грамотном управлении которым можно было поддерживать порядок в городе. Во главе дивизиона стояли командир и его заместитель по политико-воспитательной работе, работавшие в тесном контакте с руководителями структурных подразделений.

И это- ещё не весь личный состав дивизиона!
Основной плюс подобного формата- это оперативность принятия решений, позволявшая мгновенно изменить дислокацию сил и средств на обслуживаемой территории и прикрыть наиболее «слабые места». К тому же, значительно проще и более гибко решались материально-технические вопросы, в первую очередь, связанные с использованием служебного транспорта и обеспечением его ГСМ. А что это значит в работе милиции- объяснять не нужно.

Ещё один любопытный «штрих к портрету»: в объединённом дивизионе достаточно широко была распространена практика временной ротации кадров, когда при служебной необходимости (отпуска, болезнь, командировки и т.п.) любой милиционер мог быть временно переведён для несения службы в другое подразделение, становясь таким образом «универсальным солдатом». При этом не требовалось никаких его согласий. Так, например, за три года своей службы в должности милиционера ППС по решению командира объединённого дивизиона я регулярно замещал своих сослуживцев в ИВС, в отделениях по охране Станции космической связи и Госбанка, а также при усилениях нёс службу на посту ГАИ.

Тут необходимо вспомнить ещё одно важное новшество в организации и тактике охраны общественного порядка, появившееся в те же годы,- организацию несения службы наружными нарядами (ППС, вневедомственной охраны, ГАИ, медвытрезвителя и др.) по единой дислокации. Та разрабатывалась на основе анализа оперативной обстановки и предполагала комплексную и согласованную расстановку и использование нарядов в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В конечном итоге это позволяло добиваться высокой эффективности в службе при наиболее рациональном и экономичном использовании сил и средств.

В связи с этим создание дивизионов, объединивших в своём составе практически весь милицейский ресурс, оказалось как нельзя кстати. Единое управление имеющимися силами и средствами позволяло оперативно реагировать на изменения в оперативной обстановке и вносить коррективы в дислокацию постов и маршрутов наружных служб.

После того, как входящие в состав объединённых дивизионов структурные подразделения обрели мощь и организационную самостоятельность, актуальность данного формата сама по себе отпала и от него уже в середине 80-ых отказались. По крайней мере, так было в нашем ОВД. Хотя вполне допускаю, что кое-где такие дивизионы ещё какое-то время сохранялись. Интересно было бы узнать: имеют ли они место в современной полиции.

По материалам сайта «Трудный элеМЕНТ».