Выступление в Библиотеке Белинского 15. 11. 2023

Николай Ганебных
   Здравствуйте, уважаемые любители литературы!
    Разрешите мне начать с простой мысли: литература зародилась в  народе  далеко до  письменности и существовала  в виде устного народного творчества неопределенно долгое время, Не только сказки, былины и байки, но и частушки, песни, а  это уже формализованная речь. И устное народное творчество с книгопечатанием не исчезло, потому что оно отражает душу народа. Сошлюсь   на академическое издание в области литературоведенния  и языкознания, на  труд Николая Ивановича Неженца, появившемся в 1988 году «Поэзия  народных традиций»  в Издательстве «Наука». С нее  легко начать нашу тему
     Я буду  говорить об нашем Литобъединении «Петроглиф». Как будто автор про  нас пишет. Вот эта цитата:  «Лирика крестьянских авторов является закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Литературное, «пушкинское» органично слилось в ней со струей фольклорной, песенно-сказовой. Это обусловило появление в  творчестве Есенина и поэтов его плеяды различных жанровых форм изложения (песни-романса, лирического сказа, историко-мифологической зарисовки, бытовой новеллы)  непосредственно отразивших процесс сближения устной  лирики с  книжной»
     Я буду говорить о самодеятельной  поэзии. 
     Это когда человек не носит аксельбантов, полученных в  известном  писательском союзе. Но пишет хорошо, ярко, образно. Много людей  пишет стихи и прозу.  Об этом свидетельствует  платформа «Стихи.ру» с сотнями тысяч  пользователей. И все же у каждого зарегистрированного  пользователя круг  постоянных читателей невелик. Столь же мало читателей и у автора, который решит все же издать свою книгу. Как говорится, за свой счет, баш на баш. Начинающему трудно обратить на себя внимание.
    
     Трудно говорить как по писаному. Процесс сближения  устной  лирики с книжной  начинается в воображении поэта и заканчивается с появлением печатного экземпляра. Это самое важное для поэта – быть напечатанным, чтобы его мысли, а они появившись в конкретной жизненной обстановке,  вернулись в народ.  Наша уральская струя появилась еще в сборнике Кирши Данилова, но это явление  продолжается до наших дней. Известен огромный труд Владимира Николаевича Голдина,  его  семитомный труд по уральской поэзии.
       Голдин  просмотрел огромное количество  дореволюционных газетных публикаций  уральских поэтов, и частью газеты раннего советского периода. Казалось бы, сделан непосильный труд. Семь томов  библиографии.  Владимир Николаевич до своих последних дней возглавлял наше собрание Уральских библиофилов.  Начало делу положено, поэзия наша не осталась без внимания.
    Я расскажу, как еще один литературный  процесс зародился в Свердловске  и длится целые десятилетия. При журнале «Урал» сложилась целая поэтическая школа Николая Яковлевича Мережникова.  Он, известный  поэт,  возглавлял поэтический раздел журнала, Все, что в журнале, прошло через его руки и  сердце. И оказалось, что в редакцию приходило много  хороших стихов начинающих  авторов, вполне «конкурентоспособных», но в журнале не находилось  места для них. И у  него возникла мысль  вывести авторов  в «настоящую литературу», отпустить их в свободное плавание. Первый  выпуск «Складчины» появился  в две тысячи первом  году, и затем с завидной регулярностью серия выходила  раз в полгода вплоть до 20 выпуска, Это были счастливые годы для нашей уральской поэзии.
    Это событие сразу же вызвало определенное непонимание у ряда читателей. В солидной книжке  они искали  стихи «пушкинского» уровня.  Хотя,  с моей точки зрения, уровень  отдельных авторов  был изначально высок. Где-то в жирной  Москве на них не обратили бы внимания, но для литературной глубинки оказался важным  каждый голос, и из номера в номер уровень издания  рос. Я покажу здесь  совсем небольшой материал из седьмого выпуска. Мое внимание привлекла пожилая женщина, почтальон из села Большой Касаргуль, Катайский район, Курганской области. Мария Булыгина. Послушайте, здесь важно каждое слово, уловите лирическую интонацию, и перед вами будет обыкновенный человек, как он есть.

Вечор промчалася гроза
И молния сверкала,
Как будто бы  земле привет
От неба посылала.
А утром воздух чист и свеж
Не высказать словами!
Как будто ем
Как будто пью,
Амброзию с богами.

Сказано немного, но каков язык!  Какая непосредственность видения мира! Где еще можно было  бы  еще опубликовать эту изюминку?

И еще столь же короткое стихотворение:

Опять пришла Некрасова  пора,
Опять стоит несжата полоса.
Крестьянин  оказался не у дел,
Такой уж у него видать, удел

И еще жемчужина! Это стихотворение люблю больше всего:

Потеряла топор.
Украли!
Я плачу о топоре.
Вы скажете мне,
Что я дура.
А он был
Помощником мне.
Я плачу
О топоре.

    Не затерялась в безвестности бабушка Мария Булыгина. Она приезжала из своего Касаргуля в редакцию журнала и читала нам свои стихи . Это не  забылось! 
Кстати, все 20 выпусков  Складчины хранятся в  библиотеке, в краеведческом отделе
    

     Чем привлечь читателей? Бывают  у поэтов разные  выкрутасы. Но только здоровые корни питают  поэзию. Как  ни бы ни  рядился попугай в красивые  одежки,  а ведь  поговорить-то  с таким не о чем.

    Еще раз о Николае  Яковлевиче. Через его школу прошли  около трехсот человек, многие публиковались неоднократно как  в  «Складчине», так  и в самом «Урале». Многие стали членами творческих Союзов, выпустили свои  поэтические сборники. Наше литературное объединение «Петроглиф»  носит имя Мережникова. Оно зародилось внутри этих выпусков  и живо поныне.

    Каково же сегодня живется живому слову? Что же происходит? Скажу, не все так плохо. Библиотеки города и наша Белинка организуют встречи читателей  с поэтами различных  литобъединений  не только города,  но и области. Много  выступлений в других Библиотеках города, в Паустовке, в библиотеке  слабовидящих, в районных библиотеках.  Спасибо за это Светлане Александровне Надь, это очень важная и нужная работа.  На каждое такое представление, авторский монолог, приходит немало народа.  Давно бы пора журналу «Урал» возродить традицию издания таких сборников, как  это было раньше, на определенных достаточно  понятных условиях. Это нужно нашему поэтическому цеху.
 


    И теперь новая тема. Собственно ради нее я и получил приглашение выступить. 18 ноября исполняется  три века  нашему городу. Литобъединение «Петроглиф» выпустило к этой дате  книгу «Екатеринбургъ*Свердловск*Екатеринбург 300 лет в стихах».   Эту книгу заложат 18 ноября в  «Капсулу Времени», Экземпляр этой книги находится в краеведческом отделе нашей  Государственной научной библиотеки.   По материалам этой книги  состоялись телевизионные и радиопередачи на канале «Союз». 
   Через три дня на Плотинке  произойдет это событие, закладка Капсулы. Будет в ней и наша  книжка. Я поздравляю всех с  этой датой и хотел бы презентовать здесь книгу. В ней три раздела и более 40 имен.  При чем здесь  «Петроглиф»?  Это мы. Это объединение самодеятельных  поэтов, центр его дислокации  Центр Культуры и Искусств на ВИЗе,  проще говоря, Дом Культуры Виза. Мы зарегистрированы там как одно из его подразделений.  Сколько  нас? Заметно больше чем сорок авторов, представленных в  книге. Еще на организационном собрании, где меня избрали  первым руководителем, было решено так:  Членом  «Петроглифа»  может быть  любой, кто сам пишет стихи и при  этом принимает активное, деятельное участие в распространении поэтического слова. Тем самым, все, кто публиковался в «Складчине» вне зависимости от их реального присутствия на заседаниях Литобъединения могут считать себя потенциально нашими коллегами. К нам приходят все.  Когда  по истечении срока у нас состоялись перевыборы,   бессменным руководителем нашего ЛитО стала Никитина Наталья Ивановна.  На  сегодня Лито руководит Татьяна Шорохова. Сие не столь важно, кто приходит и осуществляет руководство, главное,  работа над словом. Хочется упомянуть тех, кто был в первых рядах: это Галина Лыжина, Владимир Белоглазов, Александр Крючков  и много других, имена которых зафиксированы в «Складчине». Широка география наших выступлений:  Полевской и Богданович, Каменск-Уральский и Югорск. Тобольск, Тюмень,  Нижние Серги,  Нижняя Синячиха, Михайловск,  Дальние Дачи в Челябинске на Бажовском фестивале. Мы выпускаем сборники, и эта книжка – далеко не первая. Так, у нас есть книга воспоминаний о Николае Яковлевиче Мережникове, и «Тысячный номер «Складчины», где уже в заглавии есть изрядная доля  юмора.
   Мы живем. Поддерживаем связи   с другими литобъединениями,  с  «Фениксом» в  Каменске- Уральском,  с литобъединением в Новоуральске, которое возглавляла уважаемая Галина Павловна Аверьянова, с многими ЛитО  города,то есть география весьма обширна. Еще о  новой книге. Ее тираж невелик, а интерес и спрос большой. Не можем мы похвастаться большими тиражами, Тем важнее  для нас каждый читатель.
      Расскажу немного о том, что может  интересно библиографам. На каждый сезон мы выбиаем тему и поэтому весь прошлый год работали над юбилейным изданием. Это стихи, которые есть в портфеле у  каждого,  некоторые написаны давно, другие  недавно, Но в каждом любовь к городу.  У  книжке есть  старых стихов, так одно из моих стихотворений было впервые напечатано в Тобольской правде, когда мы  приехали туда в Музей Крапивина.  Там живет наш Вячеслав Кориков, спасибо ему, он проявил настойчивость, а  отзыв на наше выступление в Тобольске   мы получили аж из Германии.
    Итак, в книге три раздела.Первый – «Здесь будет город заложен...» О нем уже сказали  Второй  «Славься, град Екатерины»  наполнен стихами- поздравлениями. Хочется выделить здесь нашего старейшину Копыткову Римму Михайловну, пережившую ужасы блокады и  с тех пор живущую в  нашем городе, который и стал ей вторым домом. А в Ленинграде дом, где она жила ребенком, был разгромлен. Прочту ее стихотворение. (Стр 65)

На уральской земле город как монолит
Среди гор вековых  исполином  стоит...
Триста лет он живет, но стареть не спешит,
Он с рассветом встаёт, чистой зорькой умыт.

Зеленеет по вёснам, растёт на глазах,
И могучие сосны стоят на часах,
И рябины горят у Исети-реки,
И стучат и гудят заводские станки.

Здесь когда-то над лесом лишь ворон кружил,
А Татищев нам град на века заложил.
В нём аллеи теперь тополями шумят,
Спозаранку трамваи бегут и звенят.

В этом городе сказы писал нам Бажов.
Город помнит дела наших славных отцов,
Что победу ковали в труде и в бою,
Отдавали и жизнь за Отчизну свою.

Пусть же граду стоять, хорошеть с каждым днём,
Чтобы детям расти было радостно в нём.
Пусть вовеки над ним каждый год по весне
Птичьи стаи летят, славя мир на земле.


    Классически стройные стихи Наиля Насырова (стр 138)  - Ведь город – это прежде люди
   Вот строки Наталии Ивановны Никитиной из ее стихотворения о Доме Бажова. Здесь Медной горы хозяйка «как будто ведала заранее,/ что не пройдет и десять лет, /другая жизнь в России грянет / и  надо в ней оставить след»
 Оно про улицы Екатеринбурга, улицы детства - Здравствуй, старый дружок, Верх-Исетский бульвар...  Я люблю этих улиц широкий разбег,/Старый Визовский пруд и Дворец молодежи, у кого-то  Канары, Ривьера, Казбек,/ У меня только остров Баран, ну и что же?..
 \Вот «Путешествие по вертикали"

Глаза закрою и  нырну
и уплываю, уплываю
Туда, где помнят про войну.
Туда, где рады Первомаю
Где все идет своим чредом:
Весна сменяется весною.
Вдали над городским прудом
Мелькают  чайки над  водою
Где мы гуляем до утра,
Не зная веселей забавы.
Идет экзаменов пора,
А в моде песни Окуджавы.
Туда где дышится легко
И ничего не продается
И где парное молоко
В кисельный берег тихо бьется..

 
Во втором разделе "Славься, град Катерины" помешены стихи Труфановой Екатерины,  Черкуновой Натальи, Копытковой Риммы, Покроева Михаила. В третьем "Ты мне дорог, мой город, в любую погоду" приведены стихи Ольги Белых   Лобанова Евгения, Захаровой Елены, Белькова Сергея и других. Более двухсот страниц стихотворного текста.



    Чем живет наше Лито? Люди активно пишут, обсуждают стихи, выходят с ними в библиотеки, школы. Руководитель нашего ЛитО  Шорохова Татьяна часто входит входит в жюри сетевых конкурсов,. Надо сказать, что она  ведет еще литературный кружок "Узорщиков слова". Так, 13 ноября на  собрании кружка разбирался текст "Житие-повесть о Иулиане  Лазаревской", книгу шестнадцатого века,о женщине, которая причислена к лику святых.  Во время правления Бориса Годунова  вспыхнул жестокий голод, и она продала все свое имущество, чтобы купить хлеб  и раздать его неимущим. Что интересно, книга написана о матери ее сыном, и отличается литературным талантом, так что прозвучал неизвестный ныне писатель того времени.
Это заседание оказалось интересным преподавателям литературы и русского языка.
   Ну, и  наконец, простите, не удержусь, прочту  свое стихотворение  из книги, про которое я уже сказал. Оно впервые было опубликовано в Тобольске и прозвучало в Литературном квартале на  телепередаче  у Елены  Сетник. (стр. 104)

Во власти переменных величин
Кряхтя, зализывает шерстку город 
Он славно этой ночью лил за ворот,
И вот на небо выплыл апельсин

И вот по краю розовый портвейн
И теплый сок тропического манго,
И бесконечный  голубой  бассейн
Для журавлей и птиц другого ранга.

И небо на стекло перевернув,
Синеет в  котловине пруд Исетский
В мозгу, как круглой каменной беседке
Гуляет ветряной тяжелый гул.

Топорщится в газончиках трава,
Лаская бок потомственной дворняжке,
А наглый ветер рвет из рук бумажки,
Стараясь тиражировать слова

Я на Плотинке, у воды сижу
На мраморной  скамье, официально,
Я хохочу и нагло и нахально, 
Но  лыко в строку о все-таки вяжу.

Словам внимая, на меня -_Беда! –
Толпа посмотрит, явно осуждая.
Им ясно, что я недостоин рая.
Что ж, видно, у меня душа шута.

Но вам не стоит так меня ругать,
Прошу присесть со мною для порядка.
Ведь вы и есть та самая тетрадка,
Которую боишься потерять.

Я весь в слюнявых розовых словах,
Сижу, от холода подергивая шейкой.
Коль надо,то постройте  кенотаф,
А я, упав, останусь под скамейкой.


С сентября и  до начала лета мы собираемся на площади Субботников в ДК ВИЗа  в 14.00 каждую первую  субботу месяца. Приглашаем всех вас,
Спасибо за внимание.

***
Я  получил первый отзыв на это выступление. Простите, я просто офонарел! Мне написал  Валентин Великий.  Быть  может, у человека впрямь такая фамилия? Или это псевдоним? Вначале идет моя фраза и далее вы прочтете его отзыв

Он списал мою первую фразу:

 
Не понравилась фраза банальностью. Может, и "здравствуйте" не надо было произносить? И вот что он пишет далее:

"Если бы во время моей работы в библиотеке я начал свое выступление как Вы, слушатели забросали бы меня тапками. Плохо. Очень плохо. Не случайно, конечно, в переводе с малороссийского наречия Ваша фамилия означает — Позорный."

 К вашему  неудовольствию, меня не забросали  тапками, Великий Валентин. Состоялось нормальное обсуждение.  Я  донес свои мысли.  Цель этой публикации была в том, чтобы  любители слова высказали  свое мнение, как   в городе чувствует себя  живое слово. Это был  разговор с  людьми, посещающими литературные объединения, -пушкинское, лермонтовское и др. Нужное дело.
   
  И вот... Ого!...
  Я не раз писал, что ни в коей мере не отказываюсь от своих корней. Мало ли было на  Руси фамилий: и Отрепьев, и  Голицын, и Грязнов и еще много разных.
  А "Великий" хлестко и нагло переосмыслил  мою фамилию.  Видимо сказать человеку  нечего. Я прекрасно и до него знал что в малороссийском языке есть слово гньба,   что означает жалоба, нытье. ламентация. Слово хлесткое -Позор. Но великий знаток языка знает же, что фамилии не переводятся. Не удержался. Дай, поиздеваюсь!  А это не смешная выдумка,не псевдоним, а настоящая фамилия, это знают коллеги.
  Если бы человек начал разговор со слова"здравствуйте" не грозил бы тапком, не писал бы ради хайпа... Если бы! В любом случае, попытка организовать мелкий скандальчик  не красит любого человека