Бросок кобры

Элла Титова
               

Конец 50-х годов, Калининград, поздняя осень. Младших школьников ждет увлекательное приключение — поход в зоопарк.

Надо сказать, что Калининградский зоопарк — один из трех исторических зоопарков России, наряду с зоопарками Москвы и Санкт-Петербурга. Основанный немецким предпринимателем Германом Клаассом в 1896 году Кенигсбергский, тогда еще, зоопарк отошел вместе с городом Кенигсбергом к СССР после немецкой капитуляции  1945 года  и был восстановлен на базе исторической территории. В 1946 году после смерти Калинина Кенигсберг был переименован в Калининград.

***

Учительница с тревогой поглядывала на Петю Иванова. Этот ребенок неизменно был организатором всевозможных шалостей и проказ. Во время пеших прогулок и экскурсий  Ольга Александровна обычно предпочитала сама вести мальчика за руку, от греха подальше!

«На прошлой неделе мне еще повезло, — вздыхала  учительница, — Иванов болел, и поэтому экскурсия  закончилась благополучно. Что он сегодня выкинет, Бог его знает, нужно не спускать с него глаз!»

Казалось бы, что может случиться в обычном зоопарке? Беседа с детьми проведена, будет экскурсовод, все опасные звери в клетках, на каждом шагу бабульки-смотрительницы…

— А знаете, — выступил Иванов, скучая в ожидании экскурсовода, — у директора зоопарка в кабинете сидит птица-секретарь! Она этого директора  от змей защищает, если они вдруг уползут из своего домика!

— Как это? — заинтересовались дети.

—  А вот так, птица-секретарь любит охотиться на змей. В Африке этих птиц специально приручают, и они защищают жилища людей  от ядовитых змей. Даже кобры их боятся.

— Не может быть, — испугались девчонки,  — а разве змеи в зоопарке просто так  ползают?

— Иванов, успокойся! — заволновалась учительница, — экскурсовод все расскажет, вот он уже идет к нам.

Начать решили с обезьянника.

— Дети, — привычно  затянул экскурсовод, — в этом обезьяннике у нас живут гориллы.

— А почему гориллы живут, а не обезьяны, если это обезьянник? — удивился  Иванов.

— А потому, что горилла является самой крупной человекообразной обезьяной, — терпеливо объяснил экскурсовод.

— Вот, дети, слева у нас самец гориллы, а справа самка гориллы.

— А где же сама горилла? — не унимался Иванов.

Дети потихоньку хихикали.

«Ну, началось…», — подумала учительница.

— Так, мальчик, как тебя зовут?

— Петя.

— Так вот, Петя, ты не умничай, а внимательно слушай!

«Неужели мы от этих произошли? — думали гориллы,  с ужасом глядя на кривляющегося Иванова, — позор-то какой!»

От обезьянника двинулись к павильону «Копытные Африки». Луч солнца неожиданно пробился в окно, упав сквозь решетку на грустную зебру.

— Нужно срочно открыть клетку! — заорал  Иванов, — а то у лошади загар неравномерный!

— Иванов, прекрати немедленно, — прикрикнула Ольга Александровна, — ты же прекрасно знаешь, что это зебра.

«Забавный мальчик», — подумал экскурсовод, едва сдерживая смех.

— Дети, а вы знаете, что зебра может вращать  ушами в любом направлении? Так она поддерживает связь с другими зебрами в табуне.

Иванов попытался пошевелить ушами, отвлекая детей. Коллективное внимание было безнадежно упущено.

— А мы пойдем смотреть змей? — спросил кто-то из детей.

— Пойдем, но только если ваш Петя не будет мне мешать.

Учительница решила поставить Иванова в пару с отличницей Катей. Он ей уже порядком надоел за сегодняшний день.
               
— Катька, хочешь,  покажу  тебе маленькую обезьянку? — коварно поинтересовался Иванов.

— Откуда у тебя обезьянка? — доверчиво удивилась девочка.

Иванов быстро достал из куртки осколок зеркала.

— Вот, смотри скорей!

Он поднес осколок к Катиному лицу на уровне глаз.

— Ну, что, видишь?

Девочка заплакала и побежала к учительнице жаловаться.

— Иванов, немедленно отдай мне зеркало! — строгим голосом приказала Ольга Александровна, — ну ты же поранишься, в конце концов! Вот ведь наказание на мою голову!

Осколок  пришлось отдать. Компания дружно двинулась к серпентарию. Глубокая  ниша была закрыта толстым стеклом, создавая внутри  специфический микроклимат.

Старушка-смотрительница клевала носом на стульчике рядом, обнимая швабру.

— Дети, — начал экскурсовод, — перед вами Ромбический гремучник. Эта гадюка живет только в Америке, и она очень опасна!

Гадюка привычно дремала на коряге.

— Обратите внимание на очень интересный окрас змеи. Вдоль спины проходит череда черных, с бриллиантовым блеском ромбов со светло-желтой каемкой. В зависимости от длины змеи таки ромбов может быть от 24 до 35 штук!  Гремучник может выделять до 660 мг яда, — это больше, чем какая-либо другая гремучая змея!

— А какая это какая-либо другая гремучая змея? — оживился Иванов.

— Гремучих змей в мире насчитывается около 40 видов! Но, ни одна змея не дает такое количество яда, как гремучник  ромбический!

В помещении было довольно душно, и учительница, у которой разболелась голова и от всей этой кутерьмы, и от противного  Иванова, решила ненадолго выйти на улицу.

Старушенция, заснув окончательно, выронила швабру. Вездесущий Иванов проворно поднял орудие труда, выпавшее из натруженных рук,  и вручил бабуле.

— Вот спасибо тебе, милок, — промямлила она, опять погружаясь в дремоту.

Экскурсовод объявил детям, что ему нужно отлучиться минут на десять и чтобы они пока сосчитали ромбы на спине большой гадюки.

Иванова  начала  одолевать скука. Он постучал по стеклу костяшками пальцев, но змея не реагировала.

— Да она ненастоящая! — сообщил он одноклассникам, — кто же будет держать в зоопарке настоящую ядовитую змею, это же очень опасно!

Дети, которые  предпочитали держаться от застекленной ниши на почтительном расстоянии, осмелели и подошли ближе. Катя выдвинулась вперед и тоже постучала ладошкой по стеклу. Змея не шевелилась.

— Ну, что я говорил? — победоносно проверещал  Иванов.

Дети начали дружно молотить по стеклу. Но, Гремучник мирно спал, игнорируя разбушевавшихся малышей. В результате стекло начало опускаться вниз, скользя по направляющим.

Змея открыла глаза и с интересом наблюдала за происходящим. Экскурсанты  со страшным визгом, толкая друг друга, бросились на улицу. Иванов, пораженный случившимся, застыл на месте, не в силах оторвать взгляд  от гадюки. Она периодически вытаскивала раздвоенный язык и гремела хвостом.

И тут бабуля со скоростью, достойной броска кобры, метнулась к уже почти полностью открытому змеиному обиталищу  и прижала гадюку  шваброй к стене. Тряпка образовала над головой рептилии  симпатичный капюшончик.

— Что ты стоишь, как вкопанный? — закричала она, грозно глядя на Иванова, — беги на улицу!

На крики детей примчались дежурные, срочно вызвавшие герпетолога*. Он бежал к месту происшествия, сжимая в руках нехитрый инвентарь:  палку с крюком на конце и специальный мешок, который рептилии не по зубам.

 А в это время рекордсмен по количеству «удоев» яда злобно шипел, прижатый шваброй, с ненавистью глядя на свою мучительницу, и воинственно гремел хвостом.

— Пошипи тут еще, — не менее злобно отвечала  бабулька, —  получишь шваброй по  башке!

Герпетолог ловко перехватил змею  палкой, а освобожденная старушенция подняла стекло почти до упора. Палка была извлечена через оставшуюся щель и замок на стекле защелкнулся. Опасность миновала. Гремучник униженно уполз под корягу. В этот день больше никто не решался посетить серпентарий.

Бабуля смахнув пот, взяла любимую швабру и принялась мыть пол.

— Натоптали тут, как слоны! — ворчала она, планомерно уничтожая следы детских ботинок.

Ну что тут скажешь? Как ни крути, а самый опасный зверь в зоопарке — человек!


*Герпетолог — ученый, изучающий пресмыкающихся и земноводных, либо ветеринарный врач, который занимается лечением ящериц, змей, крокодилов, черепах и прочих животных подобного рода.