Никита Владимирович Богословский вторая часть - ок

Борис Пономарев 3
Никита Владимирович Богословский (вторая часть — окончание)

Сочинение данной песни стало, по сути дела, жизненно важным экзаменом для Никиты Владимировича. Все дело заключалось в том, что Л.Д.Луков категорически потребовал от Н.В.Богословского и Б.С.Ласкина создать такую песню, которая вошла бы в шахтерские души и полюбилась бы им на долгие годы. Борис Савельевич справился с этой задачей чрезвычайно быстро, причем Леонид Давидович принял его текст без единой поправки. А у Н.В.Богословского дела шли из рук вон плохо. Он представлял режиссеру одну версию мелодии за другой, и все они категорически отвергались. И когда Л.Д.Луков решил для себя, что композитора нужно срочно заменить, Никита Владимирович принес ему 44-ю версию, которую режиссер с восторгом принял, этот экзамен был сдан на «отлично», и Н.В.Богословский стал постоянным композитором фильмов Леонида Давидовича. Песню «Спят курганы темные» в фильме пел, причем очень неплохо, актер Лаврентий Емельянович Масоха. Но впоследствии, при записи на грампластинку, ее совершенно потрясающе исполнил Марк Наумович Бернес, поэтому название этой песни у нас сразу же вызывает ассоциацию именно с его именем. 

В столице Украины Н.В.Богословского застала Великая Отечественная война. Вместе с Киевской киностудией он был эвакуирован в мой чрезвычайно любимый город Ташкент, в котором мне посчастливилось появиться на свет еще в довоенном 1938 году. Я жил в самом центре города, на улице Жуковского, в доме 12, а буквально в паре сотен метров от него, по адресу Пушкинская, 29, находился (и находится там, к счастью, до сих пор!) трехэтажный жилой дом. Я не раз писал в своих повествованиях, что наша Земля круглая, что судьбы людей на ней переплетаются самым причудливым образом, и этот дом в очередной раз явился подтверждением правильности такого утверждения.

Он является для меня весьма памятным: в нем жила семья Марии Карповны Ахназаровой, замечательного человека, высокопрофессионального медика, главврача родильного дома, находившегося на нашей Жуковской улице. Именно она дважды принимала роды у моей жены Ани Культаковой. Благодаря ее золотым рукам, на белый свет целыми и невредимыми появились наши дети — дочь Юлия и сын Максим. В этом же доме жила семья очень хорошего человека, доцента кафедры оперной режиссуры Ташгосконсерватории Товия Александровича Руднева, самого крупного филателиста Средней Азии, о котором я в свое время написал отдельное повествование «Т.А.Руднев». В этом же здании жили несколько моих одноклассников.

В данном доме «по уплотнению» городские власти разместили немалое количество людей, прибывших после начала войны в Ташкент в рамках эвакуации. В нем обитали Фаина Георгиевна Раневская, Марк Наумович Бернес, Борис Фёдорович Андреев, Пётр Мартынович Алейников. Жившие в нем мои школьные друзья в 40-е годы говорили мне, что в их доме в самом начале войны непродолжительное время проживала «секретарша Бывалова» из фильма «Волга-Волга» со своим маленьким сыном, которая затем была перенаправлена по плану эвакуации в столицу Киргизской ССР город Фрунзе. Никто тогда не мог даже предположить, что эта «секретарша» впоследствии станет половиной чрезвычайно успешного семейного эстрадного комедийного тандема «Мария Миронова и Александр Менакер», а их маленький сын превратится в невероятно популярного артиста театра и кино Андрея Миронова.

И в данном месте я вновь возвращаюсь к главной теме своего повествования, а именно к появлению в нашем городе Никиты Владимировича Богословского. По приезде он был размещен в этом же доме, в двухкомнатной квартире, в которой проживала семья директора узбекской оперной труппы театра имени Свердлова Рахима Меджидовича Кариева. Я недаром написал выше о причудливом переплетении судеб людей на нашей планете: с дочерью Рахима Меджидовича Бернарой (ставшей впоследствии знаменитой балериной, Народной артисткой СССР) я ходил в один и тот же детский сад, размещавшийся в доме 8 по улице Жуковского, а с его сыном Эрнстом учился первые несколько лет в одном классе школы №50 (потом он перевелся в другую школу).

Эта семья предоставила Никите Владимировичу отдельную комнатку, в которую он позднее привез свою семью, и все они прожили в ней до конца войны. В этой квартире он писал музыку к фильмам, снимавшимся на Ташкентской киностудии, в том числе знаменитую песню «Лизавета» к фильму «Александр Пархоменко» (на стихотворный текст Евгения Ароновича Долматовского), а также потрясающие песни «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали» к фильму «Два бойца» (на стихотворные тексты Владимира Гариевича Агатова). Должен сказать, что ранее мной было написано повествование «О фильме «Два бойца», в котором я весьма детально описал и то, как создавалась песня «Темная ночь», истинно народный символ Великой Отечественной войны.

Никита Владимирович говорил: «Я делю свою жизнь на три этапа: до войны, война, после войны… И хотя жизнь «после войны» самая длинная, она для меня промелькнула слишком быстро, пусть и было в ней много хорошего и значительного. А вот «до войны» и особенно «война», которая длилась четыре года — это для меня огромные периоды жизни, насыщенные событиями, значительные, важные, главные». 

Хотя жизнь после войны промелькнула для Н.В.Богословского слишком быстро, он сумел за этот период времени сделать очень и очень многое в самых различных сферах своей кипучей, чрезвычайно многогранной, деятельности. И это совершенно не удивительно, так как он был своего рода трудоголиком, невероятно работоспособным человеком, не умеющим и не желавшим отдыхать. Никита Владимирович говорил, что отдыхать скучно, поэтому для него отдыхом было переключение с одного вида творчества на другой.

После Победы в Великой Отечественной войне он написал немало песен, но самыми известными стали «Три года ты мне снилась» на стихотворный текст Алексея Ивановича Фатьянова, созданная для киноленты «Большая жизнь»
(вторая серия) режиссера Леонида Давидовича Лукова, снятой в 1946 году, но выпущенной в прокат в 1956 году, а также «Романс Рощина» на стихотворный текст Николая Константиновича Доризо для фильма «Разные судьбы» режиссера Л.Д.Лукова, выпущенного в прокат в 1956 году. Всего за свою жизнь Никита Владимирович Богословский написал более 300 песен, музыку для 119 фильмов и 80 спектаклей, 8 симфоний, 3 оперы, а также музыку для многих радиопостановок. В пятидесятые и шестидесятые годы он работал на радиовещании и телевидении, был ведущим знаменитой телепередачи «Вечер веселых вопросов». 

Я недаром написал выше о том, что он был многогранным человеком. Доказательством тому служит то обстоятельство, что он был единственным в Советском Союзе  действительным членом четырех творческих союзов: Союза композиторов, Союза кинематографистов, Союза Театральных деятелей и Союза журналистов (уму непостижимо: как такое могло произойти при отсутствии у Никиты Владимировича партбилета?! Не случайно его называли баловнем Судьбы!).

Свою литературную деятельность он начал в молодости, когда принялся писать газетные фельетоны, а в конечном результате написал массу статей, немало сатирических и фантастических рассказов и семь книг, включавших в себя романы и воспоминания. Никита Владимирович был человеком весьма независимым по своему характеру: «Я всегда делал только то, что хотел. Хочу — музыку пишу, хочу — романы. И никто мне указывать не может!».

Превосходное знание французского языка и огромная популярность привели к тому, что в 1974 году он стал Почетным президентом Ассоциации друзей Франции, в результате чего у него появилась возможность ездить в эту страну без каких бы то ни было проволочек, что он и делал часто и с большим удовольствием, в том числе и для работы над музыкой к французским фильмам. У него завязалась крепкая дружба со многими мировыми деятелями культуры, такими как Франсис Лемарк, Мишель Легран, Дюк Эллингтон (который часто гастролировал во Франции со своим оркестром). Очень дружеские отношения возникли у него с чрезвычайно популярным актером Жаном Марэ, который был еще и крупным предпринимателем, владельцем известной парфюмерной фирмы. По этой причине, Жан Марэ стал ежегодно присылать ему в подарок мужские духи, выпускаемые его компанией (Никита Владимирович был большим любителем благовоний).

Упомяну любопытный случай, связанный с его знанием иностранных языков. Однажды он летел из Австралии в Париж. Рядом с ним сидел весьма интеллигентный субъект, полиглот, читавший то «The Times» (чрезвычайно известную мировую газету, издаваемую в Великобритании), то «Le Figaro» (старейшую ежедневную французскую газету). Никита Владимирович пытался поговорить с ним на французском языке, затем на английском, но тот бурчал в ответ что-то совсем невразумительное. Встречавший Н.В.Богословского в парижском аэропорту приятель-журналист, окинув взглядом толпу вышедших из самолета пассажиров, сказал ему: «С тобой ваш премьер летел». Никита Владимирович стал искать глазами Алексея Николаевича Косыгина, а оказалось, что он пытался заговорить в самолете с главой Временного правительства России Александром Федоровичем Керенским.

Широчайшую известность в нашей стране он имел не только по причине великолепной музыки и песен, написанных им, и несомненного литературного дарования, но и благодаря потрясающему чувству юмора, присущего ему, а также знаменитым шуткам, остротам и розыгрышам, которыми он славился. Его называли королем розыгрыша. Вот что он сам говорил об этой стороне его жизни: «Розыгрыш — это театр для себя. Я разыгрываю только друзей и только тех, кто обладает чувством юмора. В противном случае это либо хулиганство, либо месть. Никогда не разыгрываю женщин. Из вежливости, из галантности. Потом имеет значение уровень обидчивости и не всегда адекватное восприятие шутки». 

На юбилейном вечере, посвященном шестидесятилетию Никиты Владимировича Богословского, с очень интересным поздравлением выступил и один из крупнейших композиторов ХХ века Дмитрий Дмитриевич Шостакович: «Нашего юбиляра я помню еще с начала тридцатых. Тогда в Ленинград неожиданно приехал пианист Исай Александрович Добровейн, уже живший за границей, и дал один-единственный полузакрытый концерт. Билетов на него не было, я шел в Консерваторию через служебный вход, как вдруг передо мной возник какой-то юнец и, указав на меня пальцем, сказал: «Этот — со мной». Так я впервые узнал имя наглеца: студент Никита Богословский!». 

Никита Владимирович осуществил в своей жизни немало розыгрышей, но утверждал, что ему очень часто приписывали шутки и розыгрыши других людей. Я сейчас приведу в качестве примера розыгрыш, о котором поведал он сам, так что этому рассказу можно доверять стопроцентно:
«Будучи в Париже, я задержался в нем на два дня из-за путаницы с визами. Гуляю по бульвару Клиши, и вдруг встречаюсь с нашими — Марией Мироновой, Александром Менакером, еще какими-то людьми, среди которых выделяется «руководитель гастролей» — товарищ явно с Лубянки. Зная, что наша делегация улетела, они удивлены. Я говорю: «Товарищи, после долгих размышлений я принял решение не возвращаться на Родину. Не по политическим соображениям. Просто предложили здесь интересную работу, а в Москве у меня плохие отношения с Союзом композиторов… — и, сдерживая рыдания: «Прощайте, друзья! Вы, конечно, не подадите мне руки на прощание...». Они оцепенели. Я повернул на улицу Фобур-Монмартр, и тут меня осенило: ведь этот стукач сейчас ринется в посольство докладывать обо мне. Я рванул в посольство, рассказал про шутку своим друзьям советникам. Один референт придумал окончание розыгрыша… Скоро в посольстве появляется этот тип и требует срочного свидания с послом. «Сейчас доложу», — сообщает референт. Через минуту из кабинета с надутым видом выхожу я и спрашиваю: «Вы ко мне?». Можете себе представить, что с ним было...».

В 1993 году в его честь Академия наук России только что открытой планете 3710 дала имя «Богословский». Поскольку Никита Владимирович очень любил шутить и прекрасно относился к чужим шуткам, я думаю, что и мы можем пошутить по его поводу. В связи с тем, что его именем назван космический объект, можно сказать, что и он после этого имеет отношение к космосу, а раз так, то и к нему можно отнести слова из известной песни знаменитого творческого тандема А.Н.Пахмутовой и Н.Н.Добронравова: «Знаете, каким он парнем был...». Но в каждой шутке, как уверяют острословы, есть доля шутки, а все остальное — правда!

Он всю свою жизнь был весьма здоровым человеком, болел очень редко, и умер в возрасте 90 лет 4 апреля 2004 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Н.В.Богословский был светлой личностью, светлой должна оставаться и память о нем!

Борис Пономарев