Об украинском национализме

Владимир Червяков
   Захотелось рассказать о своём видении характера украинского национализма.
Я понимаю, что каждая нация имеет представление о месте её языка, культуры, обычаев в мире и имеет желание сохранить их, как всякий человек желает сохранить свой образ жизни в общекультурной привычной среде своей нации.
Но национализма в чистом, идеальном виде я не представляю, поскольку он всегда окрашен политически, то есть находятся люди, группы, партии, стремящиеся использовать национальные настроения в своих корыстных интересах, дополняют их воспитанием у нации чувства национальной исключительности и превосходства, формирования агрессивного отношения к другим нациям, за которыми стоит тривиальное стремление отхватить лучшие земли, колонизировать их население.
В моих рассуждениях я не собираюсь делать никаких политических выводов. Просто, проиллюстрирую проявления национализма, с которыми пришлось столкнуться за свою достаточно долгую жизнь.
Вспоминаю школьное детство на Украине в школе с русским языком обучения. Одноклассники - украинцы и русские воспринимаются одинаково. Только что кончилась война. Вместе ходим мимо лагеря военнопленных, показываем им языки, кричим:" Гитлер - капут". Оттуда иногда прилетает тихий согласный ответ. Поём частушку:
" На полянке, у костра,
Немцы сжарили кота.
Только съели, - в темноте
Замяукал в животе".

Национализм? Не думаю. Главное зло -Гитлер. А это уже - политика. Но такое радостное чувство торжества нашей ПОБЕДЫ. И пленные немцы, скорее всего чувствовали какое-то облегчение от того, что тяжёлая война кончилась и смотрели на нас солидарно, возможно, вспоминая своих детей. И мы часто приносили им куски белого хлеба и пряники, передавали через проволоку.
И, вдруг однажды, слышу от украинского товарища: " А при немцах было хорошо. Они нас конфетами угощали". И злое и обидное:
"Шёл хохол -
Насрал на пол.
Шёл кацап -
Зубами - цап!"
И хохот (по украински "рэгит"). И драка. Жестокая. До разбитого носа, фонаря под глазом.
По прошествии лет(больше восьмидесяти) понимаю: это был тлеющий уголёк украинского национализма, приведшего к нынешним событиям.. Взрослея, сталкивался с проявлениями более агрессивного украинского национализма. Однажды оказался единственным русским в компании украинцев. Говорили все на русском языке, но украинские песни пели на украинском. Запевалой был я, так как играл на гитаре и знал украинских песен больше, чем многие из сидящих за столом. И, вдруг, один из них говорит мне: "Вообще- то, вас, русских всех резать надо". "И меня?" - спрашиваю, шутя, думая что это шутливая месть мне за то, что я их песен больше знаю. Но он, на полном серьёзе, -
"Ты неплохой русский.
Тебя, будь моя воля, я бы зарезал быстро и не больно". Короткий смешок, и - молчание. В голове смятенные мысли: откуда такая ненависть? За что?
Потом, бывая на Украине наездами, замечал изменения в поведении украинцев в моменты общения.
Восьмидесятые годы. Купил холодильник в Киеве. Для отправки в свой город железной дорогой захожу на контейнерную площадку, здороваюсь с рабочими по-русски. Слышу:"А, як трэба витаты?" (как нужно здороваться).Здороваюсь на украинском. -"Ни! Хиба нэ знаеш? Слава Украини". -"Ну, слава Украини". Резануло злое:"Тильки бэз НУ! "
В 1952 году в Киеве был похоронен мой отец. Участник Великой Отечественной войны, майор Красной Армии, кавалер ордена Красной Звезды. Будучи командиром зенитного дивизиона, дважды участвовал в сражениях за Киев: при оставлении и освобождении. Через десять лет после его захоронения на кладбище исчезла его могила, как и могилы многих русских военнослужащих. Исчезла даже из документов кладбищенского учёта. Тогда мы с мамой не получили никакого объяснения. Нет в документах, значит, не было и могилы. Только сейчас понимаю, как на Украине была продумана система выкорчёвывания "москальского" духа.

(Продолжение следует).

"