Украина 2007

Иван Шмаков 3
      В 2007 году я с родным братом и его женой на его автомобиле съездил в Крым на отдых .
Проехать на автомобиле в Крым тогда можно было только через " настоящую " Украину :  Крымского моста тогда ещё не было .
Мы выехали из Петербурга в первой декаде августа , а вернулись в него во второй половине сентября .
Сначала мы приехали в санаторий под Алуштой ( в " Школу здоровья Галины Шаталовой " ) ,
а затем переехали в Севастополь ,
в коттедж-гостиницу ( небольшую частную гостиницу , семья владельцев которой жила в ней же ) .
      Тогда я второй ( и пока последний ) раз в жизни побывал в Украине .
Первый раз я был в ней в 1982 , причём только в аэропорту :
в составе делегации Ленинградского физико-математического интерната на Всесоюзной научной конференции школьников
возвращаясь из Кутаиси в Ленинград через Киев .

      В 2007 я считал Украину благополучной страной , богаче ( на душу населения ) и свободнее России .
В первой половине 90-х я много раз слышал , что
на Украине ( тогда все говорили " на " , по крайней мере в Питере ) живут беднее чем в России :  к рублю относятся
почти как к доллару , рубли называют деньгами , а купоны деньгами не считают ( " У Вас купоны или деньги ? " ) .
Однако потом я решил , что Украина как-то выправилась и обошла Россию .
      Незадолго до моей поездки в Крым случился
Первый Майдан — " широкая кампания протестов , митингов , пикетов , забастовок , которая происходила в ряде городов Украины , с 22 ноября 2004 года по 23 января 2005 года " [ Оранжевая революция // Википедия по состоянию на 15.11.2023 ] .
      О Первом Майдане ( тогда просто о " Майдане " ) ежедневно или почти ежедневно говорили в Российских теленовостях .
Сообщения эти большой тревоги не вызывали :
противоборствующие стороны словесно задирали друг друга , но от физического насилия воздерживались ;
вместе ели в одних и тех же кафе , вполне мирно .
      Первый Майдан завершился абсолютно мирно :
было решено переголосовать ( т.е. повторить ) второй тур выборов .
Я был рад за украинцев :
в Украине с протестующими договаривались ,
а не давили их танками , как в России в 93-м .

      В 2007 я считал Украину благополучной страной , богаче ( на душу населения ) и свободнее России .
В 2007 Украину я считал также дружественной России :
как и между Россией и Белоруссией , между Россией и Украиной был договор о безвизовом режиме :
граждане Украины и России могли свободно ( без визы и даже без международного паспорта )
ездить как из Украины в Россию , так и из России в Украину ;
многие украинцы работали в России ,
к 2007 году я лично знал трёх граждан Украины , каждый из которых несколько лет работал в России .
      Огромной популярностью ( пик её был не в 2007 году , а немного раньше ) в России
пользовался украинский певец Верка-Сердючка ( настоящее имя — Андрей Данилко ) .
                Кто-нибудь спросит :
            Как же Вы , Иван , считали Украину богаче России ,
            если знали , что многие граждане Украины работают в России ?
                Отвечаю :
            Работник работнику рознь .
            До 2007 года ( до 2007 включительно и даже несколько позже )
            в российских СМИ ( по TV и радио , газет и журналов я почти не читал )
            часто говорили о " трудовых мигрантах " из Украины , но редко называли их гастарбайтерами .
            Гастарбайтерами обычно называли трудовых мигрантов из Средней Азии ,
            к ним ( к мигрантам из Средней Азии ) относились со смешанным чувством
            жалости , неприязненных опасений и брезгливости .
            К мигрантам из Украины относились хорошо ,
            даже лучше чем к внутрироссийским мигрантам с Северного Кавказа .
                Гастарбайтером обычно называли тогда и называют теперь
            не каждого трудового мигранта ,
            а только мигранта-дворника , мигранта-разнорабочего или другого неквалифицированного .
            Почти все мигранты из Украины выполняли в России
            относительно , довольно или очень квалифицированные и / или высокооплачиваемые работы .
                Очень высокооплачиваемым украинским трудовым мигрантом в России ( и не только в России ) до 2007
            был , например , Андрей Данилко :
            В 2000 году Андрей Данилко " с февраля по май гастролировал по России
            с программой « Титаник , или Плывущая страна » "
            [ Данилко, Андрей Михайлович // Википедия по состоянию на 18.11.2023 ] .
            " В начале 2003 года прошли гастроли [ Андрея Данилко ] в США , Канаде и Великобритании " [ Там же ] .
                В том же 2003 году Андрей Данилко занял первое место в российском хит-параде :
            "
            РОССИЙСКИЙ ХИТ-ПАРАД
            ( По рейтингу продаж московских и петербургских музыкальных компаний и магазинов )
            I. СЕРДЮЧКА , альбом « Харашо » и сборник « Фабрика звезд-2 » .
            II. Сборник ХХХL-9 :  « Максимальный размер удовольствия » .
            III. ГЛЮКОZА , альбом « Глюкоzа nostra » .
            IV. РУКИ ВВЕРХ , альбом « Мне с тобою хорошо » .
            V. 5'NIZZA , альбом « Пятница » .
            "
            [ Мария ШПИЛЕВА ПИРАТЫ ОГРАБИЛИ ПАРАДЫ ( Почему в России нет национального хит-парада )  //
            Новая газета ( Москва ) № 63 от 28 Августа 2003 г.
            Цитировано по
            https://web.archive.org/web/20080906053456/
            http://www.novayagazeta.ru/data/2003/63/31.html
            по состоянию на 18.11.2023 ] .
                Принято считать , что на протяжении большей части 19 века Франция была богаче России ( на душу населения ) .
            Можно быть уверенным , что с 1831 по 1900 Франция была богаче России
            ( и много лет после 1900 , но мы ограничимся только 19 веком ) .
            Про первые три десятилетия 19 века возможны сомнения :
            Франция была в разрухе от Революции и Наполеоновских войн .
                На протяжении большей части 19 века Франция была богаче России .
            Однако много людей приезжало из Франции в Россию на заработки
            ( в частности , в качестве гувернёров ) ,
            гораздо , думаю , больше чем приезжало людей на заработки из России во Францию .
                Страна — экспортёр рабочей силы
            может быть богаче стран , в которые она эту силу экспортирует .
                Кроме того , я предполагал ,
            что многие виды продовольствия в Украине очень дёшевы , :
            один из трёх знакомых мне трудовых мигрантов из Украины сказал мне ,
            что в Украине курагой кормят свиней .
      В 2007 я считал Украину благополучной страной , богаче ( на душу населения ) и свободнее России .
В 2007 Украину я считал также дружественной России .
      В 2007 я знал , что Украина так и не вступила ( не ратифицировала договор ) в СНГ .
Но я также знал , что Украина , не вступив в СНГ , всеми или почти всеми правами его члена пользовалась .
      Даже громко обсуждаемые в СМИ газовые споры
я не считал свидетельством серьёзных трений между Украиной и Россией .
Я даже сомневался , есть ли вообще хоть какие-нибудь трения между Украиной и Россией по газу , :
я выдвинул гипотезу ( и рассказывал её знакомым ) , что
Путин и Кучма договариваются ( несколько лет подряд ) публично как бы ссориться и перекрывать газопровод ,
чтобы в Европе росли цены на газ .

      В 2007 году я считал Украину благополучной и дружественной России страной .
Поездка в Крым укрепила меня в этом мнении .
      Из Петербурга в Крым мы ехали через Белоруссию ,
и на границе Белоруссии и Украины стояли в меньшей очереди
чем на границе России и Белоруссии .
Возможно ,
из Белоруссии в Украину ехало меньше людей .
Возможно ,
при въезде в Украину было меньше формальностей
и проверка въезжающего в среднем проходила быстрее .
            СТАТНЫЙ — ЗНАЧИТ СЕКСУАЛЬНЫЙ
            При въезде в Украину надо было заполнить анкету ,
            в которой был пункт " стать " .
            Я как-то догадался , что стать — это пол .
            К 2007 году я слышал ( или читал ) ,
            что создатели ( т.е. кодификаторы ) украинского языка
            стремились сохранить в нём ( или ввести в него ) древние слова .
            Выходит ,
            статный ( статная ) — это тот ( та ) ,
            кто соответствует своему полу , в том числе и по внешности :
            мужчина — высокий , широкоплечий , сильный ,
            усатый , бородатый ( усы и борода , конечно , ухоженные ,
            не мешающие ( или почти не мешающие ) есть и пить ,
            например — короткая щетина :
            главное — показать , что ты взрослый , а не мальчик ) ,
            женщина — не очень высокая , стройная ,
            с густыми волосами на голове ,
            но даже без следов какой-нибудь растительности на лице .
      Дороги в " настоящей " Украине
показались мне лучше чем в Ленинградской области .
            В 2007 году Крым я считал не вполне Украиной ,
            потому что хорошо помнил , что когда-то Крым был в составе РСФСР , а не УССР .
            В настоящем мемуаре под " настоящей " Украиной имеется ввиду вся Украина кроме Крыма .
      Дороги в " настоящей " Украине
показались мне лучше чем в Ленинградской области .
Возможно ,
в постсоветское время украинские власти больше заботились о дорогах ;
возможно ,
это было следствием дискриминации РСФСР в советское время ;
возможно ,
просто климат Украины способствует лучшей сохранности дорог .
      Меня особо впечатлила ночная подсветка дорог
( в Крым по " настоящей " Украине мы ехали в основном ночью ) .

      На заправке в " настоящей " Украине я заметил два грузовика-цистерны , на каждом — надпись ВОГНЕНЕБЕЗПЕЧНО .
К 2007 году я несколько раз читал и слышал , что в Древней Руси вместо " огонь " говорили " вогонь " .
Выходит ,
кодификаторы украинского языка действительно стремились сохранить в нём ( или ввести в него ) древние слова .

      В Крыму дороги показались мне хуже чем в " настоящей " Украине .
На уровне дорог Ленинградской области .
Пожалуй , даже хуже чем в Ленинградской области .
      Особо мне не понравились узкие и опасные тротуары , а чаще полное отсутствие ( ещё более опасное ) тротуаров .
Крым ( или , как минимум , его прибрежная полоса )
так плотно населён ( населена ) , что его ( её ) можно считать сплошным городом .
Поэтому
вдоль всех дорог ( в том числе и " междугородних " )
Крыма ( или хотя бы его прибрежной полосы )
было бы хорошо сделать тротуары .
            Кто-нибудь может сказать ,
            что тротуары вдоль дорог между населёнными пунктами — слишком жирно и так не бывает .
            Бывает .
                Я родился ( 17.11.1964 ) и вырос в городе Мезень ( райцентр ) Архангельской области .
            В наш 5-й , 6-й или 7-й класс приходила главный архитектор то ли города Мезень , то ли Мезенского района
            и сказала , что население Мезени — 4 с половиной тысячи , население района — 16 тысяч ,
            площадь района — 32 тысячи квадратных километров , плотность населения — полчеловека на квадратный километр .
                В 70-е годы из города Мезень выходило только две дороги .
            Одна шла на западо-юго-запад очень недалеко .
            Она спускалась из города на заливной луг и шла по нему 3 или 4 километра кончаясь пристанью Кривка на реке Мезень .
            От пристани Кривка ходил теплоходик в посёлок Каменка на другом берегу реки Мезень почти напротив города Мезень .
            В посёлке Каменка были лесозавод и морской порт ,
            население посёлка было 5 с половиной тысяч .
            Таким образом , население центра ( Мезень + Каменка ) района было 10 тысяч ,
            население остальной ( громадной по площади ) части района — 6 тысяч .
                В 70-е годы дорога на Кривку была главной дорогой из города Мезень в том смысле ,
            что была дорогой на Каменку — промышленный , логистический ( порт ) и демографический центр Мезенского района .
Дороги