35 лет триумфа советского ракетостроения!

Григорий Ерохин
-------------------------------------------
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЮЗ ГОРОДОВ-ГЕРОЕВ.
-------------------------------------------
    
     Сегодня, 15 ноября, исполняется ровно 35 лет  со дня полёта советского многоразового космического корабля "Буран".

     "Буран-советский многоразовый космический корабль. Он представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом, внешне похожий на американский Space Shuttle, но в отличие от него имевший возможность посадки в автоматическом режиме и аварийного катапультирования экипажа.       


     Свой полет "Буран" совершил 15 ноября 1988 года. Корабль стартовал с Байконура с помощью ракеты-носителя "Энергия", совершил два витка вокруг Земли и выполнил посадку на территории космодрома. Полет проходил без экипажа, его длительность составила 205 минут.

     "Уважаемые военные строители Космодрома Байконур, поздравляю с 35- летием полета Орбитального корабля Буран!!! Благодарю за самоотверженный труд !!! Желаю всем Здоровья и Счастья!!!"- с такими словами обратился к коллегам Начальник Строительства Космодрома Герой Социалистического Труда генерал-лейтенант Макарычев А. А.


     За техническими терминами, которые Роскосмос рассекретил, не могли быть отражены все подробности реализации той программы. О двух участниках этой Программы я расскажу читателю.


     Своим учителем и старшим наставником Алексей Алексеевич Макарычев считает  заслуженного строителя РСФСР, Почетного строителя РФ, Почетного строителя Москвы, Лауреата Премии Совета Министров СССР, Ветерана "Подразделения особого риска", Доктора технических наук генерал-полковника Леонида Вениаминовича Шумилова.

     Будучи начальником Главного управления строительной промышленности Минобороны СССР, Л.В. Шумилов нередко бывал на Байконуре, потому что находившиеся в его подчинении заводы* осуществляли поставку и монтаж необходимого для строительства оборудования. Ему хорошо были знакомы строящиеся объекты, а ещё проблемы, связанные с их возведением. Каждый день возникали сложные вопросы, находить решение которых необходимо было на месте. И-без права на ошибку.


     Действительно, без малого всё, что строилось на Байконуре, было самым крупным, делалось впервые  в нашей стране и порой не имело аналогов. Например,огромное предприятие холода, большое кислородно-азотное добывающее предприятие, огромный стенд динамических испытаний высотой больше 100 метров, уникальная взлетно-посадочная полоса, сооружение стартов, технических позиций.
 

      Все это делало задачу строителей очень сложной как по существу, так и по жестким срокам выполнения строительно-монтажных работ при создании всего наземного комплекса.


      Рядом с такими гениальными конструкторами, как В.П.Бармин, В.П.Глушко и  Г.Е. Лозино-Лозинский, нельзя было трудиться не на пределе возможного. Благодаря напряженному труду военных строителей и строителей Министерства монтажных и специальных работ объекты комплекса были сданы в срок. Первостепеннный пуск "Бурана" прошел благополучно. В этом есть большая заслуга  Леонида Вениаминовича Шумилова. Шумилов Л.В.курировал 1200 производственных предприятий, на которых работало около миллиона человек.


    А самой большой заслугой Леонида Вениаминовича является то, что за сложными служебными и производственными делами на Северном флоте ему удалось в молодом выпускнике МИСИ, лейтенанте Макарычеве А.А. разглядеть выдающего труженика-строителя и будущего Начальника Строительства Космодрома "Байконур"!


    По прибытию на Север в мае 1964 г. Макарычев А.А.попадает в распоряжение капитана Л.В. Шумилова (в последствии — генерал-полковника, возглавивший военное строительное управление Северного Флота) на очень важный и трудный участок работы в 150 км от Мурманска на станцию Оленегорск.   


      Алексей Макарычев отдал северному строительству 23 года жизни, начиная с мастера участка, дослужился до начальника Северовоенморстроя. Это был период рассвета Краснознаменного Северного Флота—создание ракетно- ядерного щита страны, массового перевооружения и перехода от дизельных подводных лодок на атомные. На Флоте появлялись новые корабли и новые самолеты. Необходимо было вводить в строй новые базы и причалы, а также расширять аэродромную сеть. Работа шла без остановок круглые сутки.


     Став руководителем более высокого ранга, Алексей Алексеевич столкнулся со строительством еще более сложных и крупных объектов.

    С особой гордостью Алексей Алексеевич вспоминает слова командующего флотом адмирала И.Капитанца, который вызвал подчиненных со всех гарнизонов и зачитал Приказ, состоявший всего из одной фразы: «Службу полковника Макарычева ставлю в пример офицерам флота!».


   Это был уже 1986 г, когда Алексей Алексеевич покидал ставшие родными заполярные широты, получив приказ о назначении начальником ГлавСпец ВСУ космодрома Байконур.


       В то время на Байконуре полным ходом работало строительное управление (знаменитая в/ч 12235). Оно в чрезвычайно короткие сроки ввело в эксплуатацию и сдало известные стартовые площадки, с которых были проведены запуски первого искусственного спутника Земли и первый запуск в космос Ю.А. Гагарина.  Также были сданы монтажно-испытательный комплекс и другие объекты.


      Это был настоящий ПОДВИГ выполнить такой объем работ в условиях полного бездорожья, отсутствия станции разгрузки вагонов, отсутствия электричества и источников питьевой воды.


     Задачи, поставленные перед Алексеем Алексеевичем Макарычевым были примерно в десять раз больше. Предстояло обеспечить и провести полный комплекс работ по программе «Энергия-"Буран».


      Не успел он сойти с трапа самолета на аэродроме "Крайний", как офицер связи вручил ему специальную шифрограмму, по которой предписывалось разгрузить 900 железнодорожных вагонов на следующее утро и лично доложить о выполнении работ Министру Обороны Советского Союза маршалу Д. Язову.


    Благодаря высокой требовательности Л.В. Шумилова в нём была заложена определенная система в работе: плановость, ежедневное подведение итогов, выполнение суточных заданий, культура производства, рационализация и внедрение девиза «Последнюю тельняшку отдай субподрядчику», а личный состав всегда старался, чтобы их участок был образцовым.


     Новые задачи были по плечу только таким воинам-строителям, как Макарычев А.А. и Шумилов Л.В.


    С этой задачей и всеми последующими уважаемые генералы успешно справились. Многое из того, что строилось на Байконуре, по объемам,  технической сложности  и в технологическом отношении, не имело аналогов в Советском Союзе.

      Среди сложнейших поставленных задач были такие, как строительство самых больших в Европе азотно-кислородного завода, завода холода для термостатирования компонентов ракетного топлива. Для этих целей были построены гигантские резервуары.


      Были построены монтажно-испытательные корпуса, различные удаленные объекты, осуществлявшие контроль за полетами—это специальные станции в Джезказгане, Караганде и Барнауле.


      (ИВЦ)информационно-вычислительный центр  на Байконуре был построен с нуля и строился таким образом, что когда сдали первый этаж, там сразу же приступали к работе специалисты, и при этом шла отделка следующих этажей.

 
      Для обеспечения автономной энергии из Тюмени перегнали три энерго-поезда, которые работали на БАМе. В сжатые сроки была введена собственная электростанция мощностью 72 МВт.


      Руководство космических войск поставило задачу создать и построить кратковременный мощнейший источник водоснабжения, чтобы было возможно отсекать звук взлетающей ракеты. В течении пяти месяцев задача была выполнена, источник, потреблявший огромное количество воды был введен в строй.


      Постоянно ощущалась нехватка сжатого воздуха, а потому была необходима новая компрессорная станция. Станция строилась с нуля. Ее проектирование и строительство по всем нормам занимало полтора года. Новая компрессорная станция на Байконуре была создана всего за три месяца!


      Важной задачей было введение в строй аэродрома «Юбилейный» со взлетно-посадочной полосой для многоразового космического корабля и стартовых площадок для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».

   
     В эксплуатацию был введен водовод длиной 150 км и диаметром трубы 1200 мм, которые пришлось доставлять по бездорожью. В пустыне Кызылкум из подземного озера с глубины 820 м качали чистейшую воду, которую можно было пить, даже не хлорируя. В течение трех лет вместе с водоводом была построена дорога, вахтовый поселок, протянуты ЛЭП и связь.


      В общей сложности в подчинении у Макарычева было около 80 тыс. человек, из которых одних военных строителей было 45 тыс. Ежегодно увольняли до 20 тыс. солдат и сержантов и столько же призывали на службу.  Новобранцев надо было доставить и разместить на новом месте, обучить.


      Байконур посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев. На итоговом совещании была поставлена дополнительная задача: построить несколько школ, детских садов, медицинских учреждений и магазинов(это 16 обьектов) При этом обеспечить огромное количество специалистов жилым фондом. В течение полугода все было выполнено.


      15 мая 1987 года с космодрома был проведен успешный запуск ракеты-носителя «Энергия», что стало крупным достижением отечественной науки и машиностроения. А через полтора года, 15 ноября 1988 г., «Энергия» стартовала с космическим кораблем многоразового использования «Буран». Челнок в автоматическом режиме за 205 минут, сделав два витка вокруг Земли, совершил посадку на взлетно-посадочную полосу аэродрома «Юбилейный» с ювелирной точностью. Это был полный успех многолетнего напряженного труда огромного количества людей, работавших по этой программе.


     Всё, что было сделано для осуществления программы «Энергия-Буран», А.А. Макарычев считает делом всей жизни. Четыре года самоотверженного труда без отпуска и выходных.

   
     Уволилившись в запас, ветераны продолжили работать в строительной сфере. Вот уже несколько лет  создатели "Энергии" и "Бурана" трудятся  на общественных началах в НКО Межгосударственный Союз Городов-Героев, генерал-лейтенант Макарычев А.А.- Председателем Президиума МГСС, а  генерал-полковник Шумилов Л.В.- его Первым заместителем.


      28 октября 2023 года в городе-герое Москва состоялась внеочередная конференция Межгосударственного Союза Городов-Героев. Макарычев Алексей Алексеевич и Шумилов Леонид Вениаминович, представили ряд программ и проектов, в рамках гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, которые были поддержаны и одобрены Конференцией единогласно.

    
      Современники могут
 равняться в жизни и общественной работе на героев этой публикации! Так пожелаем им здоровья и долгие лета! 
-----------------------------------------
МЫ-НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
------------------------------------------
  В жизни каждого из уважаемых генералов было  несколько эпизодов, за которые они по праву заслуживают звания Героя России! И святая обязанность общественности обратить руководства страны на их заслуги.

   Так, например, капитан Шумилов Л.В.- построил первую в мире надёжную радиолокационную станцию  раннего ракетного обнаружения. Которой недавно отметили 57 лет и продлили срок её службы ещё на 30 лет;

2) При испытании подземной ядерной бомбы полковник Шумилов Л.В. лично, с высоким риском для жизни, находясь на расстоянии "вытянутой руки", руководил устранением неисправности взрывателя ядерного боезаряда.

3) Уникальность мышления, исключительное трудолюбие и неиссякаяемая энергия были им проявлены при строительстве многоразового ракетного комплекса "Энергия-Буран". При этом из трёх лет работы, генерал  около 50% времени провел в воздухе во время перелётов между Москвой, Байконуром и задействованными при этом  предприятиями.

4) За заслуги в создании фортификационных сооружений с применением уникальных технологий на флотах и в округах генерал достоин звания Героя России!

     И 35-летие со дня полёта "Бурана" может быть поводом для  присвоения Леониду Вениаминовичу звания Героя России.

15.11.2023г.     г.Москва

Публикация написана по сведениям, полученным из устных разговоров с Л.В.Шумиловым , А.А.Макарычевым и  материалам размещеным в интернете.   

.