Птичья обида

Владимир Кривохижин
рассказ

  А история эта начиналась так. Иду я по аллейке, окружённой с обеих сторон деревьями и кустами сирени, в сторону дома, в котором живу, придерживаясь направления на подъезд номер три. Это мой подъезд. Как видно на фотографиях — вся трава вытоптана, а раньше она росла. Зато всё видно и идти легко, когда сухо.

  Почему же я не иду нормальной пешеходной дорогой? А потому что её просто нет. Автомобильная дорога есть и подходит к каждому подъезду, и по ней регулярно проезжают транспортные средства. Редко, почти невозможно по этой дороге пройти, чтобы не попасть под автомобиль. То есть, только ступишь на дорогу, сзади начинают шуршать колёса очередной машины и приходится озираясь, как провинившийся, сворачивать в сторону. Налево — стоянка машин наших жильцов, направо вроде есть проход для пешеходов, обозначенный тротуарной плиткой, но он часто занят машинами, стоящими не нём правым бортом. А машины не какие-нибудь Запорожцы или Жигули — почти дома на колёсах. Я не виню владельцев машин, у самого когда-то был автомобиль, и я тоже искал место, где бы припарковаться. Дом большой, жильцов много.

  Естественно, и машин много. У соседей по нашей площадке, например, три машины. Теперь прикиньте — восемь подъездов и десять этажей. Много машин, так что дорога пустует разве что только ночью. Вот и приходится пешеходам метаться, изыскивая куда бы притулиться и пропустить подпирающий агрегат.  Кроме того, весной, летом и осенью после дождя, на дороге образуется довольно большая и глубокая лужа, которую легко преодолевают дети, а пожилые люди всячески стараются её обойти. По аллее гораздо проще — иди себе и иди.

  Вот и иду я по ней задумавшись, как бы на автопилоте. Дорога знакомая, ничто не мешает и вдруг передо мной, почти под ногами, возникла ворона. Это была обыкновенная серая ворона, по латыни Corvus cornix (L., 1758), относящейся к семейству врановых и роду воронов. Далее я не буду подробно останавливаться на систематическом положении этой вороны среди мира птиц, так как есть мнение, что обыкновенную серую ворону на латинском языке следует именовать Corvus corone. Пусть этим занимаются профессиональные орнитологи и систематики.

  Конечно, я и раньше видел ворон, но, чтобы так близко — не приходилось. Остановился, рассматриваю ворону, отмечаю её некоторою нервозность. Почему так близко подпустила? Из больших птиц, пожалуй, только голуби близко подпускают человека. Насмотрелся на ворону, надо идти дальше. Я делаю взмах рукой, означающий: улетай. Делаю ещё взмах, другой. Не улетает, сидит и глазами на меня зыркает. Ну и ладно, пошёл вперёд, вроде как на ворону, а она вместо того, чтобы улететь, просто отступает. Что-то здесь не так. Ворона вела себя словно её недавно подстрелили из дробовика или подрал какой-нибудь хищник. Она хромала, раскрывала крылья, шевелила ими, но не взлетала, отбегала на три, четыре метра по тропинке, не сворачивая в сторону, останавливалась и явно ждала меня. И так было несколько раз. Ага, думаю, изображает из себя подранка, значит где то, возможно, находится её птенец и ворона пытается отвлечь меня от него.

  Тут я вспомнил — так ведут себя многие птицы, стараясь увести непрошенных гостей от гнезда или выводка птенцов. Конечно, она вела себя так, как это описано у И.С. Тургенева в его “Записках охотника”, когда утка, стараясь увести одного из его персонажей от выводка утят, притворилась подраненной. Она прихрамывала, открывала только одно крыло, припадала к земле. Действовала моя ворона, как мне показалось, по такому принципу: а поймай меня — слабо? Обидно даже стало, не уважает идущего домой на отдых человека, не уступает дорогу, предназначенную для пешеходов. Ладно, думаю, надо разобраться, может и в моём случае ворона уводит меня от того, что ей не хотелось бы, чтобы я видел и подходил; и скорее всего это её птенцы — слётки. Время — начало июня. Многие мелкие птицы к этому времени и гнёзда сделали, и яйца высидели, и птенцов выкормили.

  Вернулся метров на пятьдесят назад и пошёл по тропинке обратно в сторону подъезда, но уже осматривал всё вокруг себя очень внимательно. Разглядывал не только травяной покров (его в этом месте очень мало: дети и мы, взрослые прохожие, большей частью траву вытоптали), но заглядывал и в кроны деревьев и кустарников. И действительно, за одним из деревьев, в негустой траве, притаился уже взрослый воронёнок. Чего греха таить, сработал инстинкт охотника или натуралиста, и я решил поймать воронёнка, пучиющего на меня свои глазёнки. Ну да, так он мне сразу и дался! Только я протяну к нему руки, как он взъерошился и дал дёру. Я к нему, а он стал перелетать с места на место. Воронёнок даже пытался взлететь выше меня, цеплялся за ветки сирени, но силы его были ещё слабы и попытки лететь, как взрослая птица, не получались. Ему бы перелететь через забор в детский сад, там бы он был в полной безопасности от меня. Но он не догадывался и это было хорошо, потому что как только дети выйдут на прогулку (а их много), они обязательно нашли бы птенца и тогда воронёнку было бы несдобровать — затискают. Наконец он устал, припал к земле и как бы затаился. Тут-то я и взял его, как говорится, тёпленьким.

  Поймал, а всё-таки, зачем? Держу в руках воронёнка, а он действительно тёпленький; дёргает ногами, вертит головой и пытается меня то ли ущипнуть, то ли укусить; защищается во всю, хотя всего лишь птичий подросток. А я доволен — поймал пернатого. Рассматриваю вороньего сына со всех сторон, верчу его перед собой, стараюсь запомнить облик птицы с совсем близкого расстояния. Но я забыл, что папы и мамы всегда защищают своих детей и потерял бдительность. А ворона в это время от пассивной защиты птенца перешла к активным действиям. Слёту обрушилась на меня, задев крыльями мою голову, правда закрытую кепкой. Спикировав раз, ворона развернулась и снова двинулась на меня. Нападения продолжались несколько раз. Защищаясь, я отворачивал голову, прикрывал одной рукой (в другой держал воронёнка), заходил за ствол дерева. Кроме того, все боевые действия ворона сопровождала чрезвычайно громким карканьем. Это карканье было не просто карр-карр, а очень интенсивное, почти истерическое. Она каркала и нападала на меня практически всё время, пока я держал птенца. Кстати сказать, гнездо вороны было не далеко, но высоко на дереве, растущем возле тропинки.

  Наконец я удовлетворился тем, что подержал в руках слётка вороны, да и стало неудобно, — что подумают окружающие. Правда прохожих я не заметил, так как шёл очень рано, ещё и шести часов не было. Решил отпустить птенца, а куда? Я не стал сильно заморачиваться и отнёс его к тому месту, где я его подобрал. Опустил на землю и пошёл домой. Карканье почти сразу прекратилось. (Бытует мнение, что если птенца подержать в руках, то ворона бросит его. Но это не так. Чужие запахи ворона чувствует слабо, а вот инстинкт заботы о птенцах развит очень сильно). Отойдя на какое-то расстояние, я обернулся, чтобы посмотреть, что делает воронёнок. А к нему подлетела мама ворона, села рядом, походила вокруг него, вероятно стараясь убедиться, что с ним всё в порядке, никаких телесных повреждений нет. Я не стал дожидаться дальнейших событий и двинулся к своему подъезду и дальше на девятый этаж, зашёл в квартиру. Дома спокойствие, отдых. Через пятнадцать, двадцать минут я забыл о встрече с воронёнком и его родителем — взрослой серой вороной.

  Прошло какое-то количество времени: может месяц, может два. На улице осенняя погода, но пока ещё тепло. Лишь ранним утром и поздним вечером и ночью ощущается — уже не летняя погода — прохладно. Я занимаюсь своими делами, а какие дела у пенсионера? Утром приготовить еду, чтобы на целый день хватило, благо на это времени достаточно, и встаю раньше солдатской побудки — в пять, а то и в четыре часа утра. В деревне бы сказали: с первыми петухами… Жене некогда кухней заниматься, да и устаёт на двух, а иногда на трёх работах. Ещё одна моя забота — это огороды. Их два. Один в Росинке 4, другой в Берёзке (В Берёзке как бы Любин огород, но, большей частью на нём приходится работать нам с Наташей, когда у неё свободное время появляется. Любе некогда, ипотеку отрабатывает.). На одном огорода надо сделать это, на другом то… Сорняки замучили, нет от них глобального спасения. Один одуванчик чего стоит… Скоро пенсию перечислят, надо бы сахару закупить побольше, чтобы варить варенье, а то ягода поспевает, не успеваем съедать, а внуки не помогают. В кино надо съездить, в кинотеатр “Аврора”. В этот кинотеатр от нас ездить быстрее и удобнее, чем в другие. Сел на маршрутку, доехал до “Студенческой” в Новосибирске и пять минут хода до кинотеатра. Да мало ли какие мысли в голове месятся! Вот ещё одна: вечером надо идти жене на работе помогать, а тут — воду дадут на огородах. Куда идти, что важнее?

  Вот с такой мозговой жвачкой иду на огород “Росинка-4”. Мозгую, смотрю под ноги, чтобы не споткнуться и равновесие не потерять от груза дел, сваливающихся на мою голову. Как вдруг по этой, полной мыслей голове, что-то прилетело. Сначала я даже не понял в чём дело. Толи сгусток воздуха овеял мою голову, толи некое опахало прикоснулось. Короче, пришёл я в реальность из мыслительной деятельности. Нахожусь на середине пешеходного перехода на Северной улице, что ведёт к улице, вдоль которой смыкаются пятый и шестой микрорайоны Краснообска. Остановился, повертел головой, осматриваясь в чём дело. И тут увидел ворону, которая закаркала и с криком ринулась на меня. Инстинктивно я отмахнулся от неё рукой и иду дальше. Ворона не отстаёт, делает разворот и снова пикирует на меня, орёт. Продолжался инцидент до тех пор, пока я не дошёл до безымянной дороги, отделяющей микрорайоны, и немного отошёл по ней от перехода.

  Всё бы ничего, но такая же ситуация случилась и на следующий день, и в дни, следующие за ним. Если событие случается три раза подряд — это настораживает, но, когда одинаковым событиям не счесть числа — это определённо закономерность. В моём случае — это направленная в мою сторону агрессия со стороны вороны. Я пронаблюдал — других людей ворона как бы и не замечает. Она именно меня достаёт. ”Ах, ты кошка драная!” — однажды я так за возмущался, таким к себе не уважительным отношением. “Кыш, исчезни, пропади” — восклицал я в очередном походе не огород. Ворона, как обычно успокаивалась только, когда я переходил улицу и входил в микрорайоны. Вероятно, там заканчивалась территория, контролируемая моей вороной. А почему именно на переходе она меня атаковала? Скорее всего здесь ей было удобнее маневрировать, совершая нападения на меня.

  Возмущению моему не было предела, но вдруг у меня случился “Стокгольмский синдром”; я стал оправдывать поведение вороны. Конечно, кому бы понравилось вмешательство посторонних в семейную жизнь. Я даже стал гордиться тем, что ворона сопровождает меня пусть и с карканьем, похожим на ругательство, но выделяет мою личность от других прохожих. Я, собираясь в поход на огород и когда шёл к нему, думал уже не о делах сделанных или предстоящих, а о вороне. Встретит ли она меня сегодня? И встретила, и нападала, и обкаркивала. А я ведь, в зависимости от погоды и настроения, менял и головные уборы, и одежду.

  Были редкие дна, когда вороны не было; тогда я скучал и сожалел, что её нет. Конечно, как я писал выше, я понял, почему ворона так воинственно относится ко мне, так меня не любит. Это она затаила на меня обиду, когда я, по её мнению, неправильно вёл себя по отношению к её выкормышу — воронёнышем. Вот злопамятная! Прохожие (а в этом месте, и в это время их не много) удивлялись, а я гордился. Вот мол, какой я, вороной отмеченный.

  Замечу, что ворона нападала на меня только когда я шёл на огород. На обратном пути с огорода домой, когда на часах было одиннадцать или двенадцать часов дня, ворона отсутствовала. Вероятно, ворона ночевала где-то неподалёку от нашего дома, и замечая меня, не могла сдержать обиды, а днём она улетала по своим делам. А где она ночевала? Да в своём гнезде, устроенном на дереве недалеко от тропинки. Продолжались нападения довольно долго — почти до выпадения первого снега, а затем как-то сами собой прекратились. Может быть потому, что я перестал ходить на огород? На следующий год нападений на меня не было. Пережили ли моя ворона и её детёныш зиму?

  Эту историю я часто вспоминаю (хотя прошло уже много лет), когда оказываюсь на пешеходном переходе, ведущем в сторону пятого и шестого микрорайонов.

Ноябрь 2020 года               
Июнь 2022 года, исправлено и дополнено

                Владимир Кривохижин

Фото вороны и её слётка из инета
Фото аллейки, гнезда вороны и старого гнезда сороки автора