Пустынник и чёрт. Жил-был на Руси... Реконстр

Олег Данкир
     Жил-был на Руси в стародавние времена святой пустынник, коорый поручился Богу молитися тридцать три года. И вот как-то вычитал он в Писании, что всё, чего ни пожелаешь, и всё, чего ни попросишь у Бога с верою, то Господь тебе и и дарует всё, что попросишь.
     Захотелось ему испытать: правда ли это? И вот раздумывался он:
--- «Ну, можно ли тому статься, коли я пожелаю взять за себя царевну, то ужли ж царь и выдаст ее за такого старца!»
     Думал-думал и пошел к царю и говорит ему:
--- «Так и так, говорит, хочу взять за себя царевну замуж».
     Царь посмотрел на него и говорит:
--- «Коли ты достанешь мне такой дорогой камень, какого ещё никто не видывал, так царевна будет твоею женою».
     Воротился пустынник в келью. И стало тоскливо. А чёрту давно уж досадно смотреть было на его святое житие, потому как мешал этот Пустынник творить чёрту свои бесовские проказы. И пришёл черт этот местный соблазнять Пустынника и стал сказывать ему про своё могущество. Вот этот Пустынник тогда и сдогадался его спросить:
--- «А сможешь ли ты, нечистой, влезть в этот кувшин с водою?»
     Отвечал ему хвастливый чёрт:
--- «Э! Да я, пожалуй, в пустой орех влезу, не только в кувшин!»
     Протянул ему Пустынник кувшин и предлагает чёрту:
--- «Однако попробуй сюда влезть!»
     Черт сдуру влез в кувшин, а пустынник и начал его крестить, чёрта и кувшин заодно. Тот оттуда, как из Преисподней кричит во всё своё чертячье горло:
     «Пусти меня, старик, сделай милость, пусти, крест меня жжёт, страшно жжёт!»
     Говорит ему Пустынник в горлышко кувшина:
--- «Нет, не пущу! Разве что не возьмёшься ли ты достать мне такой дорогой камень, какого еще никто на свете не видывал, ну, тогда другое дело!»
     Говорит из утробы кувшина чёрт:
--- «Достану, право слово, достану, только пусти!»
     Пустынник открестил кувшин, чёрт выскочил оттудова и улетел. Через малое время воротился он с таким дорогим камнем, что всякому на диво! Взял пустынник камень и понёс к царю.
     Тот посмотрел камень, показал министрам своим, те сказали, что, мол, да, сей камень никем не виданный. Царю что делать, делать нечего, велел царевне готовиться замуж за старца. Но пустынник на то говорит царю:
     «Не надо, Ваше Величество! Вишь, начитал я в Писании: что ни попрошу у Бога, то мне и сделает, вот мне и захотелось попытать, а взаправду-то жениться я не хочу».
     А нечистой уж как было радовался, что смутил пустынника, мол:
--- «Вот-де женится на царевне, какое тут спасенье!»
     Вот в другой как-то раз заспорил Пустынник с чёртом:
«А вот не влезешь-де ты, окаянный, в орех свистун, свищ такой, (раньше при всех рощах был)!»
     Чёрт на то расхвастался да и влез. Вот пустынник давай его крестить.
     Тот оттудова кричит:
--- «Ой пусти меня, ой, пожалуйста, пусти! Меня огнём жжёт, бока уже пожигает!»
     Говорит на то ему Пустынник:
--- «Выпущу, коли пропоёшь мне ангельские гласы!»
     Говорит из свища этого орехова чёрт:
--- «А то не смею петь меня разорвут за это наши и горнило Везувия скинут!»
     А Пустынник своё:
--- «Одначе пропой!»
     Ну что было делать чёрт? Согласился он. Вот выпустил его Пустынник на волю, сам пал на колени и зачал Богу молиться, а нечистой запел ангельские гласы. То-то хорошо, как запел! То-то чудесно, как он рулады-то ангельские выводил! Вишь, черти-то прежде были ангелы, оттого они и знают ангельские гласы.
     Как запел он, так ту и поднялся на небо. А то Бог, значит, простил его за это пение. Черти, Лешие, Бесы билися, крутилися внизу, а не достать им своего бывшего брата. Рукой махнули и стали обоходить стороною тридевятою скиталище Пустынника.