Прохожий и Видение. Ходил по миру... Реконстр

Олег Данкир
     Ходил по миру старенькой старичок, а это дело на Руси было, на Старой Руси ещё, когда много было людей перехожих, и попросился ночевать к одному мужику. Тот и говорит:
--- «А что, пожалуй я тебя пущу. Только станешь ли всю ночь сказывать мне сказки. Я под них сплю крепко, потом работаю хорошо».
     Этот старичок перехожий соглашается:
--- «Хорошо, буду сказывать; дай только отдохнуть».
     Говорит ему хозяин:
--- «Ну тогда, ступай!»
     Вошёл старичок этот в избу и лёг на полати. Хозяин к этому времени сел ужинать и говорит старичку:
--- «Поди-ка, почтенной, поужинай с нами».
     Старичок слез с полатей и поужинал. Вот хозяин после того и указывает старичку этому, перехожему:
--- «Ну, старичок, сказывай сказку».
     Старичок ему на то ответствовал:
--- «Погоди хозяин, я ещё не отдохнул с дороги, лучше я поутру расскажу».
Согласился хозяин и говорил:
--- «Ладно!»
     С тем все и улеглись спать. А среди ночи старичок этот проснулся в ночи и видит, что теплятся перед образами две свечки и порхают по избе две птички. Захотелося ему напиться, слез он с полатей, а по полу так и бегают ящерицы. Подошёл к столу, смотрит, а там лягушки прыгают да крякают.
     Посмотрел старичок на старшого хозяйского сына, а промеж им и женою змея лежит. Посмотрел на второго сына, что помладше, а на его жене кошка сидит, да на мужа рот разинула. Глянул старичок на меньшого сына, а промеж им и женою младенец лежит.
     Страшно показалось это дело старичку, пошёл он и лёг в гувне. Тока что лёг, а тут кричат:
--- «Сестра! Сестра! Прибери меня».
     Лёг старичок этот перехожий тогда под изгородой, а и тут кричат:
--- «Выдерни да вторни меня!»
     Лег он тогда под чигун, да тут опять здесь кричит что-то:
--- «На бобре вешу, на бобёр упаду!»
     Пошёл старичок опять в избу. А тут как раз просыпается хозяин и говорит:
--- «Ну так что ж, сказывай давай сказку старик, как обещал!»
     А старичок ему и говорит:
---  «Я не сказки буду тебе сказывать, а правду. Знаешь ли ты, хозяин, что я в твоем доме видел? Как проснулся я воды испить встал с полатей своих и вижу, как теплится перед образами две свечки, а по избе две птички перепархивают».
     Говорит на то хозяин:
--- «Так это ж мои два ангела перепархивали!»
     Говорил дальше старичок:
--- «Да ещё видел я вот что, как про меж старшим твоим сыном и его женою змея лежала».
     На то отвечает хозяин:
--- «Это оттого, что они в ссоре».
     Хорошо, говорит старичок:
--- «Глянул я ночью и на другого сына, а на его жене кошка сидит, и она на мужа рот разинула».
     Хозяин говорит:
--- «Это значит, что они не дружно живут, хочет жена мужа известь».
     Продолжал дальше старичок перехожий:
--- «А как посмотрел на меньшого сына, так меж ним и женою младенец лежал».
     Хозяин и это объяснял, что, мол:
--- «Это не младенец был, это ангел лежал, оттого что живут они дружно, согласно».
     Подумал, подумал старичок и спрашивает у хозяина:
--- «Отчего же, хозяин, как слез я с полатей, так по полу ящерицы бегали, а как подошёл к столу и хотел испить, так по нем лягушки прыгали да крякали?»
     Говорил на то хозяин:
--- «А этот оттого, что снохи мои никогда угарочка не подметут, а квас как нацедят в кружку, так, не благословясь, и поставят на стол».
     Старичёк этот неугомонный дальше говорит:
--- «Пошёл было я спать на гувно, а там кричат: «Сестра! сестра! Прибери меня».
     Хозяин объясняет:
--- «А это вот что значит: сыновья мои никогда метел, благословясь, на место не поставят!»
     Старик дальше расспрашивает:
--- «Потом лег я под изгороду, а там кричат: «Выдерни, да вторни!»
     Хозяин говорит:
--- «Это значит, что изгорода вверх низом поставлена».
     Старичёк дальше спрашивает:
--- «Потом лёг я под чигун, а там кричат: «На бобре вешу, на бобер упаду».
     Хозяин говорит:
--- «А это вот что: коли я помру, то и весь дом мой опустится!»