20. 4 Мост между Видимым и Невидимым

Лариса Болотова
 «Относительно происхождения мира два знаменитых толкователя Веданты Шанкара и Рамануджа раходятся между собою. Раманужда держится теории эволюции; Шанкара – теории иллюзии».

                Они оба правы, так как в иллюзии может быть эволюция, а в эволюции иллюзия. Они просто рассматривают разные стороны Целого.

«Необходимо отметить, - говорит М. Мюллер, что ведантисты не идут так далеко, как некоторые буддийские философы, которые смотрят на феноменальный мир, как просто на ничто. Их мир реален, только он не таков, каким кажется. Шанкара устанавливает для феноменального мира реальность, достаточную для всех практических целей, достаточную для устройства нашей практической жизни и наших моральных обязанностей».

«Эта завеса. Но философия Веданты учит нас, что веяный свет, находящийся за этой завесой, может быть более или менее ясно виден при помощи философского знания. Его можно увидеть, потому что в действительности он всегда там».

Хотя совершенно различными путями ведантисты на самом деле приходят, в конце концов, к тому же самому результату, как Кант и более новые философы, которые вместе с Кантом держатся мнения, что – «наш опыт даёт нам стороны Безусловного только так, как они являются в условиях нашего сознания».

                То есть, ограничено?

«Эти условия или ограничения человеческого сознания в Индии назывались Авидия; их результат есть Майа, иллюзорный мир.


«Может показаться странным,-  говорить М. Мюллер, - что результаты философии Канта и его последователей как бы предупреждены и предвидены в различных выражениях Упанишад и в философии Веданты древней Индии.

В главах о Логосе и о христианской теософии Макс Мюллер говорит, что религия является мостом между Видимым и Невидимым, между Конечным и Безконечным.

«Может быть сказано с основанием, - пишет он, - что основатели мировых религий  все были строителями мостов. Как только признавалось существование Потустороннего, Неба или Сил, выше или ниже нас, сейчас же образовывались пропасти между земным и небесным, видимым и невидимым, и главная цель всякой религии заключалась в том, чтобы соединить опять эти оба мира сводами надежды и страха или железными цепями логических силлогизмов».

                Получается, что иллюзия феноменального мира ограждает нас от реальности? Как преодолеть это ограждение?

«Идея Логоса представляет именно этот мост. Она принимала самые разнообразные формы, выражая первую божественную мысль, и затем олицетворялась и превращалась в Сына Божия, воплощённого на земле. Причём кругом этой идеи собирался мифологический элемент древней религии».

                Мы находимся (наше сознание) в феноменальном мире, а связаться с реальным миром мы можем через слово?

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 195).