Роден. Женщины и Шоколад

Анатолий Клепов
Уникальной  версии «Мыслителя» Огюста Родена нет. По всему миру существует как минимум 28 его копий, все немного разные и все «оригинальные».

Как? Итак, вот краткое знакомство с Роденом, человеком, который навсегда изменил искусство... Огюст Роден (1840-1917) был, безусловно, самым важным и влиятельным скульптором конца 19 - начала 20 веков.

И более того, при жизни его считали величайшим из ныне живущих художников мира. Почему? Что ж, Роден был необычным человеком. А его необычный стиль — энергично обработанных поверхностей и, казалось бы, незавершенных скульптур — поначалу был встречен художественным истеблишментом со скептицизмом, неприятием и даже насмешками.

Люди привыкли к классическим скульптурам.  А вместо этого Роден кардинально изменил изображение людей в своих скульптурах.  Столь же шокирующим было то, что статуи Родена редко изображали конкретного человека или какую-то фигуру из мифологии и не были аллегорическими.

Вместо этого его статуи отображали различные  элементы  человеческого существования. Сейчас это не звучит радикально; тогда это была революция.

И даже когда скульптуры Родена изображали конкретного человека, они были далеки от фотографического реализма и четкого идеализма типичных статуй. Никто никогда не осмеливался создать нечто подобное и назвать это готовой статуей.

Но это был Роден. Он раскритиковал художественный истеблишмент, обвинив его в простом подражании статуям Древней Греции и Рима, а также эпохи Возрождения.

Роден считал, что художник должен искать вдохновение и, прежде всего, истину в природе, а не в других художниках. Роден делал небольшие глиняные статуэтки, быстро обрабатывая материал большими пальцами, при этом заставляя модель двигаться естественно, а не оставаться на месте. Его творчеством руководила невероятной силы интуиция.

Как позже вспоминал  писатель Джордж Бернард Шоу:  «У Родена не было никаких интересов за пределами его искусства. Он был самым кропотливым скульптором, которого я когда-либо встречал. Я провел около тридцати сеансов в течение такого же количества дней подряд в его студии в Медоне. Роден снял большое количество профилей, каждый раз корректируя мое лицо на долю дюйма, постепенно поворачивая мою голову. Он сделал огромное количество мерок и сделал на глине столько пометок карандашом, что израсходовал три карандаша, прежде чем сеансы закончились... Где-то после тридцати дней позирования  я спросил его, когда будет закончен бюст. «Законченный?» - сказал он с удивлением:  «Да ведь я едва начал!» «Роден был страстным коллекционером гальки. Он выходил на пляж или на улицу и брал в руки любой камешек, представлявший в его воображении сходство с человеческими чертами. Он также собирал большие куски камня по той же причине. Сначала он разместил эти сокровища в стеклянных шкафах в собственном доме, затем, когда коллекция стала для этого слишком велика, он арендовал для них отдельное здание. Подарить кому-нибудь такой камешек или кусок камня было знаком высочайшей милости со стороны Родена» - Джордж Бернард Шоу.

Помощники в мастерской Родена делали с этих моделей гипсовые слепки, а на основе этих слепков эти помощники изготавливали более крупные версии из мрамора или из бронзы на специально заказанных формах, которые изготавливались на литейных заводах.

Таким образом, из произведений Родена было  создано множество различных версий.

Давид, созданный Микеланджело, существует в одном месте  — есть только один Давид. То же самое можно сказать и о чем-то вроде Моны Лизы —   только один оригинал.

Не так обстоит дело со статуями Родена, которые существуют одновременно в нескольких местах, все немного разные, все одинаково «оригинальные». А что насчет «Мыслителя»?

Роден впервые создал его в 1880 году после того, как ему было поручено создать комплект бронзовых дверей для Музея декоративного искусства в Париже.

Музей так и не открылся, и Роден до конца своей жизни продолжал работать над дверями, получившими название «Врата ада». «Врата ада» были вдохновлены «Божественной комедией» Данте, а «Мыслитель», первоначально называвшийся «Поэт», возможно, был вдохновлен им.

Но это была не статуя Данте; Роден стремился к универсальности. Поэтому его статуи всегда были обнажены; он хотел уловить вечные истины. И это было, пожалуй, величайшим достижением Родена.

Он освободил скульптуру от слепого следования «традиции» и «реализму» и оживил ее, придав ей неотложную естественную правдивость и парящую, захватывающую, незабываемую мощь освобожденных человеческих эмоций. Таким образом Роден воссоздал мощный, почти варварский, но в то же время правдивый и трогательный облик скульптуры раннего Средневековья.

Оно было несовершенным и «нереальным», но обладало большей эмоциональной силой, чем более поздние произведения чрезмерно точной, технически «точной» скульптуры. Роден искал «внутреннюю истину» человечества, а не просто фотографические факты внешнего вида.

«Мыслитель» был, пожалуй, его шедевром в этом отношении; он по праву стал универсальным символом человеческого интеллекта и эмоционального самоанализа.

В 1904 году впервые были изготовлены бронзовые отливки по мотивам «Поэта из Врат ада» — и родился «Мыслитель». Сейчас существуют десятки версий, все разных размеров и материалов, изготовленные в разное время, поэтому каждая из них в некотором роде уникальна, будь то большая или второстепенная.

Роден рассматривал скульптуру как принципиально священную работу. Однажды он сказал поэту Райнеру Марии Рильке, что всякий раз, когда он читал молитвы, он мысленно заменял слово «Бог» словом «скульптура». При таком подходе неудивительно, что его искусство кажется полным жизни.

Итак, это была монументальная личность и революционный художник; большая часть искусства 20-го века была прямым следствием творчества Родена. Хотя вначале своей творческой деятельности  Роден встретил огромное сопротивление, к концу жизни Роден стал бесспорным художником эпохи. И прийти к этому  ему помогли его женщины и шоколад.

Не будет преувеличением сказать, что творческую карьеру Родена сделали женщины. Они были его источником вдохновения, его помощниками, его моделями, его сексуальными и романтическими партнерами, его лучшими друзьями, его покровителями искусств, а иногда и его завистливыми врагами.

Его пожизненной партнершей, помощницей и другом была Роуз Бере. Она была деревенской девушкой, дочерью провинциальной семьи, владевшей виноградником в Веквиле, Шампань.

Роден встретился с ней в знаменитом шоколадном ресторане «Анжелина» в Париже в 1864 году , когда ей было всего восемнадцать лет. В этом ресторане собиралась вся Богема Парижа и художники и скульптуры могли найти себе там подходящую модель, а порой и страстную любовницу.  Возможно, во многом благодаря преданности Роуз скульптору, они оставались вместе  более пятидесяти лет. Порой на несколько лет расходились, а затем мирились. Примирение обязательно происходило в ресторане «Анжелина», где они впервые встретились и страстно полюбили друг друга.

Как и почти все романтические отношения Родена, они были очень бурными и эмоциональными. Все началось как страстный роман между моделью и художником. Роуз недавно приехала в Париж, чтобы работать швеей, но она также подрабатывала моделью для художников. Историк искусства и биограф Рут Батлер цитирует описание юной Роуз, данное одной из их общих подруг (Джудит Клэдел, которая также станет любовницей Родена):
«В двадцать лет Мари-Роуз была больше, чем просто красивой женщиной. Черты ее лица были немного мальчишескими, у нее были карие глаза, которые вспыхивали при малейших признаках чувств. Ее густая копна каштановых волос была завита и уложена с великолепной оригинальностью, и, несмотря на свою простоту, она любила дополнять свой костюм большой шляпой, которую она умела носить с большой грациозностью.

Восхищенный своей  новой моделью, Роден ласково называл Розу Бере «Миньон», или «Милашка», и изобразил ее красивое лицо  в работе, носящей ее любимое имя (Миньон, 1865-68 ) . Вскоре Роуз забеременела. Мальчика  назвали в честь его отца Огюста. Хотя ребенок вдохновил Родена на создание нескольких скульптур матери и ребенка (« Мать и дитя» , 1865), к сожалению, он не вызвал особой отцовской — или даже материнской — любви. В детстве Огюста отдавали на воспитание разным родственникам. Несмотря на этот факт, на протяжении всей своей жизни Огюст проявлял глубокое уважение и преданность своему  знаменитому отцу.

Роуз была  внимательной матерью и  стремилась к нормальной семейной жизни. Она хотела, чтобы Роден женился на ней. Но это не входило в его планы. Буржуазный брак рассматривался многими французскими художниками того времени как мещанский институт. Тем не менее, по сути, Роза Бере была его гражданской женой, его партнершей на всю жизнь. В конце концов они поженились всего за несколько дней до его смерти, в 1917 году.
Несмотря на то, что Роден никогда полностью не был ей предан, Роза Бере оставалась ему стойко верна. Однако она была столь же ревнивой, сколь и чрезвычайно преданной. Роден лучше всего передает ее двойственные эмоции не в скульптуре, а в картине « Роза Бере» (1872–1873). Как метко описывает Рут Батлер: «Девичья красота Миньон сменилась серьезностью и интенсивностью. Это видно по быстро бегущим влево глазам и дрожащим губам. Мы в мгновение ока осознаем это качество непосредственности — реального присутствия. По всем сведениям, всякий раз, когда люди встречали Бере, их поражала сила ее натуры, которая наиболее ярко проявлялась в гневных порывах ревности».

Второй женщиной, которая очень сильно повлияла на творчество Родена была  Камилле Клодель . Камилла была моделью, музой и коллегой-скульптором Родена около пятнадцати лет.  Роден познакомился с Камиллой в 1882 году, когда он замещал преподавателя  ученицам Буше, в то время как Камилле, выигравшая знаменитую Римскую премию, находилась в годовой поездке в Италию. В то время художницы не принимались в Школу изящных искусств. Женщины, которые хотели рисовать или лепить, были обязаны посещать мастерские известных художников и учиться у них в качестве учениц. Семнадцатилетняя Камилла произвела на Родена неизгладимое впечатление и как молодая женщина, и как очень талантливая художница. Он страстно влюбился в нее, и хотя она помогала ему в творчестве — как его модель, муза, помощница скульптора, работающая над руками и ногами скульптур Родена, и как проницательный художник, — он способствовал ее творческой карьере, даже после того, как они тяжело  расстались. Камилла всегда считала, что горячий шоколад развивает у нее невероятную Творческую интуицию и позволяет ей видеть то, что другим недоступно и выражать это в скульптуре эмоции людей. Она каждый час пила свой любимый шоколад. Порой даже больше ничего не ела кроме него целый день.

Прежде  всего Камилла разожгла в Родене такую невероятную по силе страсть, которая проявилась в его скульптурах. Благодаря этому Роден создал одни из самых чувственных и прекрасных произведений своей жизни, будучи очарован Камиллой Клодель: «Крадущаяся женщина» , 1881–82; Je suis belle , 1882 год; «Поцелуй» , 1884 год и «Вечная весна» , начало 1880-х годов. Поскольку Камилла была ревнивой женщиной, она заставила его подписать договор (который он так и не выполнил), согласно которому он не примет ни одну другую ученицу или любовницу, кроме мадемуазель Камилла Клодель.

Камилла также была вдохновлена на создание скульптур, которые можно рассматривать как гимны любви: особенно « Вальс» (1889–1905). Эту эффектно элегантную скульптуру искусствоведы раскритиковали как слишком чувственную, тем более что она была выполнена художницей. Один критик, Дайо, возражал против «острого акцента на изображении реальности двух полов, столь удивительно чувственного в выражении, что кажется, что он преувеличивает наготу». Хотя произведения Родена и Камиллы, возможно, и процветали, их страсть начала угасать, поскольку она требовала от Родена все большей и большей приверженности. Как бы предан он ни был Камилле, Роден не смог выполнить единственное обещание, которое имело для нее наибольшее значение: оставить свою партнершу Розу Бере. Камилла становилась все более одержимой этими отношениями, и ее ревность отразилась в ее более позднем искусстве.

Это оказалось основной причиной окончательного распада любовного романа между Роденом и Камиллой Клодель, а также ее психического распада до состояния паранойи. Преодолевая подозрительность и ревность, Камилла продолжала зарисовывать и лепить образы старой ведьмы, которую она приняла за Розу (« Клото» , 1893), и пожилой пары, которая, как ни старалась, не могла разлучиться, изображая Родена и Розу. . В 1893 году, поняв, что Роден никогда не оставит Розу, Камилла Клодель ушла от него.

Вопреки ее собственному ощущению, что Роден стремился подорвать ее карьеру после их разрыва, наоборот, долгое время продолжал ее поддерживать. Как вспоминает Батлер: «Роден не отказался от поддержки Клодель, даже когда их личные отношения изменились. Он продолжал арендовать дом по бульвару д'Италия, 113 и  платил арендную плату».

Разрыв  Родена  с Клодель привел к тому, что она начала страдать от параноидального бреда. К 1905 году она серьезно заболела психическим заболеванием и в ярости уничтожила многие свои скульптуры. В 1913 году мать и брат поместили Камиллу Клодель в психиатрическую больницу Вилль-Эвар в Нейи-сюр-Марн, красивое место, которое она, тем не менее, считала тюрьмой. Там она провела остаток своей жизни, несчастная и покинутая, вплоть до своей смерти в 1943 году в возрасте 78 лет.

Третья женщина Родена сделала его очень богатым. До  40 лет Роден зарабатывал на жизнь помогая рисовать  другим художникам. В молодости ему дважды не удалось поступить в Парижскую академию изящных искусств, а государственные салоны, все еще придерживающиеся традиционалистского искусства, неоднократно отказывались демонстрировать его скульптуры.  «Я в полном смятении, — писал он Роуз  в 1877 году. — Я устал, у меня недостаточно денег, мне надо найти студию».

Его жизнь изменила Всемирная выставка в Чикаго.  США до сих пор оставались неуловимыми для Родена, отчасти потому, что их критики считали его обнаженные тела слишком непристойными для публичного просмотра. Когда он отправил на ярмарку в Чикаго три скульптуры, в том числе пару влюбленных в мрамор, слившихся в эротических объятиях, « Поцелуй» , организаторы оцепили работу в отдельной комнате, доступной для просмотра только по заявке.

Клэр де Шуазель, страстная любовницы Родена на протяжении почти десяти лет произвела невероятный его успех  в США. Француженка только по названию, Шуазель была замужем за герцогом из Нормандии, но сама происходила из богатой семьи в Нью-Йорке — и она не могла быть более американкой для круга французских художников и меценатов Родена.

Она много пила, дико танцевалаб имела массу любовников  и смеялась над собственными шутками. И считала, что рецепт шоколада самого Императора Монтесумы дает  ей такую невероятную сексуальность, что ни один мужчина не может устоять против  ее чар.  Когда журналист спросил ее, правда ли, что Роден проявляет  особый интерес к ней, она ответила: «Да, я горжусь тем, что я являюсь, одновременно,  и музой величайшего скульптора в мире, и дочерью величайшей страны в мире." 
Роден, был невероятно  рад, когда встретил Шуазеля в 1904 году, когда ему было 64 года, а ей 40. Ее бурная сексуальность развеяла его мрачное настроение и заставила его смеяться, как никто раньше. Когда он слепил ее скульптуру, то изобразил ее улыбающейся. Это был уникальный случай, когда Роден изображал в своей скульптуре улыбающееся лицо. 

Поэт Райнер Мария Рильке, бывший помощник Родена, считал герцогиню «ужасно распущенной женщиной», но признавал, что ее легкомыслие дополняло Родена в его старшем возрасте. Ему «это нужно сейчас», писал Рильке.


Роден, который обычно держал свои дела в железной хватке, похоже, даже не возражал, когда Шуазель начал управлять продажами и маркетингом его работ. Она начала с его личного имиджа, поручив ему нанять парикмахера для регулярного ухода за бородой и носить сшитые на заказ костюмы и цилиндры, а не артистические туники. 
Она также убедила его, что понимает психологию американских коллекционеров, и предложила стратегию продаж, состоящую из двух частей:

1. Поднять цены для американских коллекционеров (и только американцев), чтобы повысить их восприятие ценности его работ.
2. Сосредоточиться на портретной живописи, потому что американцы любили смотреть на свои изображения. 

По ее словам, как только Шуазель стала руководить продажами произведений Родена в США его доход увеличился с  12 000 долларов в год до 80 000 долларов.
Примерно, о в то же время Роден проконсультировался с американским парламентарием, который выступал за французское искусство за рубежом, за советом по ценообразованию, и согласился с логикой Шуазеля: «Мои американские друзья думают, что вы должны получить от сорока до пятидесяти тысяч франков, то есть от восьми до десяти тысяч долларов за бюст..»

Стратегия сработала. В 1907 году издатель американской газеты Джозеф Пулитцер заказал себе два бюста за 35 000 франков, а железнодорожный магнат Эдвард Генри Гарриман купил свой бюст у Родена за 40 000 франков.

Затем Шуазель познакомила  Родена с одним из своих самых важных американских покровителей, финансистом Томасом Фортьюном Райаном - пылким любовником Шуазель. Когда Райан пришел в студию художника, чтобы позировать для бюста, Шуазель была там, чтобы поощрить его к покупке. Она рассказала ему об исключительном величии их родной страны и посоветовала ему сохранить в ней свое наследие. Ему следует пожертвовать скульптуры Родена Метрополитену, предложила она, и закрепить в истории свой статус одного из ведущих филантропов Америки.

Райан так и сделал, купив девять работ Родена, три из которых он пожертвовал Метрополитену. Он также написал письмо Шуазель, сообщив ей, что планирует передать музею 25 000 долларов, чтобы приобрести еще 12 работ художника.

После этого чрезвычайно прибыльные заказы Родена из США стремительно  увеличились. «У меня возникло искушение писать  портреты и ничего, кроме портретов, за огромные суммы, предложенные мне американскими миллионерами и их женами», — сказал однажды Роден. «Как отказать мужчине, который вручает вам пустой чек?»

Но с другой стороны всех поразило  влияние Шуазеля на жизнь Родена. Она настолько жестко ограничила доступ в его студию, что знакомые называли ее «Цербер». Вместо сообразительной бизнес-леди, продвигающей карьеру своего возлюбленного, друзья Родена видели в ней расчетливую мошенницу, истинной целью которой было вырвать контроль над имуществом художника или, возможно, права на посмертное воспроизведение его работ.

В конечном итоге их точка зрения победила, когда секретарь Родена, Марсель Тирель, выдвинула обвинение, которое художник не мог игнорировать. Роден подошел к ней по поводу пропавшей коробки с рисунками, и Тирель ответила, что видела, как однажды в студии Шуазель засовывала его работы себе в чулки.

Роден был так поражен услышанным, что заплакал вспоминал Тирел. Затем он послал помощницу за ключами Шуазеля от его студии и отказался с ней когда-либо разговаривать.
Газета «Нью-Йорк Таймс» сообщила на своей первой полосе, что французское общество было настолько увлечено новостями о расколе, что не могло говорить ни о чем другом. Шуазель стала причиной разрыва, пишет газета, потому что она «оказывала слишком большое влияние на мастера и вообще монополизировала дела скульптора».
В течение двух лет Шуазель писал Родену письма с просьбой о прощении.

Роден тоже был убит горем. «Я как человек, идущий по лесу, окутанный тьмой», — сказал он другу после расставания. Но он задолго до этого провел жесткую линию в отношении вмешательства в его деловые дела, над установлением которых он так усердно работал. Поэтому, когда Шуазель однажды появился в его мастерской в черной вуали, Роден оторвался от рисунка и рявкнул на своего помощника: «Выведите мадам!».


Тем не менее влияние Шуазеля на Родена было закреплено, и даже после его смерти в 1917 году его репутация в Америке процветала. Филадельфийский филантроп Жюль Мастбаум скупил более 100 работ художника, чтобы открыть в 1929 году Музей Родена.  Сегодня он является крупнейшей коллекцией работ художника за пределами Парижа.  Благодаря Шаузеля  Роден стал самым представленным французским скульптором в Соединенных Штатах.

Некогда ветхий особняк в Париже, где скульптор Огюст Роден работал до своей смерти в 1917 году вновь открылся для публики 12 ноября 2015 года и теперь он настолько шикарный, теплый, доступный и элегантный, что художник наверняка был бы поражен.
Великолепные залы с высокими потолками и укрепленные полы отеля «Бирон» снова наполнены скульптурами – не только работы Родена, но и скульптурами его ученицы и любовницы Камиля Клодель (которые впервые были извлечены из хранилища). А также тысячи фрагментов греческих и римских скульптур, которые он покупал ящиками для вдохновения.
Другие работы, представленные впервые, включают стены, заполненные самыми ранними картинами Родена – сверкающими пейзажами того времени, когда самый известный французский скульптор не был уверен в том, что станут главным в его жизни - краска или мрамор.
Музей в деталях показывает то, что являлось главными факторами в развитии великого скульптура - Родена. Неудивительно, что в музее стоит статуя «Мыслителя», сделанная из шоколада, созданная  Патриком Роджером. Великолепный запах шоколада напоминает посетителям, что шоколад как женщины сыграли невероятную роль в развитии творчества Родена.