Консенсус

Александр Алексеенко 2
       Не так давно едем во Львов. Дорога известна хорошо, знаем обо всех «подводных камнях», что под личиной камер видеонаблюдения караулят нас в пути. Бдим, избегаем попасть под раздачу от всевидящего ока.
       Но в этот ясный осенний, мало отличающийся от летнего день мы все же не убереглись: заговорившись с женой о делах насущных и не только, влетаем в населенный пункт, а за поворотом нас ожидают аж два патрульных автомобиля с камерами на изготовку.

       - Усё, приплыли... У меня скорость за девяносто, - обреченно, но без всякого уныния объясняю жене жесты полицейского, радостно размахивающего нам жезлом с красным кружком.

       Когда-то гаишники в подобных случаях провинившимся водителям махали полосатой палкой, которую они сами обоснованно называли «кормилицей». Слово «жезл» в разговорном обиходе полевых милиционеров-гаишников звучало бы неестественно. Можно даже выразиться – вызывающе для простых парней в форме, отлавливающих на дорогах при любой погоде нерадивых водителей. «Палочка» им намного ближе по происхождению...

       Но не будем глубоко погружаться в давно минувшие времена. Нужно «разгребать» свой свежий собственный «косяк». Повторюсь, но скажу еще раз: у меня напрочь отсутствовало чувство уныния при ожидании подходящего к нашему автомобилю полицейского. Только накатывала досада из-за неизбежной потери времени на формальности.

       «Ну что ж, виноват. Получу по заслугам за свою ретивость в неположенном месте...»

       Только и всего.

       Хотя тут же пришло в голову, что вести себя при встрече с полицейскими настолько расслабленно я начал не слишком давно.
       Еще лет десять-пятнадцать назад подавляющее число водителей в подобной ситуации суетливо выскакивало бы из автомобилей и покаянно несло бы свои головы навстречу представителю закона.
       Это происходило и в том случае, когда причина остановки была неизвестна. И никто не мог предположить, чем закончится беседа со стражем порядка. Все водители ожидали от них какой-нибудь каверзы, зачастую придуманной: наличие аптечки, знака аварийной остановки и прочее. Да, и «хабари» никто не отменял. Взятки по-русски...

       Как люди на колесах поступают сейчас – за всех не распишусь. Но о себе могу сказать вполне определенно: сколько бы ни ругали реформу правоохранительных органов и создание в Украине полиции, но с 2014 года у меня никогда не возникало чувство настороженности, если вдруг меня останавливали с помощью жезла. А еще я прекратил малодушно запускать руку в карман за деньгами.

       За превышение скорости до поры до времени меня ловили камеры фотофиксации, пока я не выучил все места на дороге, где их разместили. Когда приходило извещение о штрафе, то безропотно и мигом оплачивал, памятуя о том, что оплата в течение десяти дней после нарушения позволяла сэкономить «цельных» пятьдесят процентов суммы!..

       А сегодня у полицейских праздник: кроме меня тут выстроилась еще тройка нарушителей. Дошла и до меня очередь. Приоткрываю окно.

       - Ваше посвідчення водія, - спрашивает меня, чин чинарём представившись, страж порядка.

       Достаю водительское удостоверение, отдаю полицейскому и выслушиваю его доклад о моем нарушении.
       Тут и предупреждение, что наш разговор записывается, и цифры превышения мною скорости, и пункт правил, который я нарушил, а в заключение мне рассказывают о моих правах: мол, вы имеете право обжаловать протокол, который сейчас быстренько на меня «наваяют».

       - То оскаржуватимете чи ні?

       Конечно, нет. Какое еще обжалование?..

       Ну, раз так, то просим пана к нам, к головной машине. Там у нас всё приготовлено для удобства нарушителей: и бланки протоколов, и терминал для оплаты штрафа банковской картой, и доброе слово в дорогу...

       Я подхожу к «полевому штабу», где на капоте полицейской машины разложены соответствующие случаю полицейские причиндалы. Настроение у меня, тем не менее, в точности совпадает с характером сегодняшней погоды – благодушное. Я даже прячу улыбку, когда вижу, как полицейские продолжают вылавливать из потока автомобилей таких, кто расслабленно летит в населенном пункте со скоростью намного выше, чем разрешено. Но подход тут творческий:

       - У Опеля семьдесят пять км! Останавливать?
       - Не трогай...

       Я понимаю – почему они его отпускают. У нас разрешенная скорость в населенном пункте пятьдесят километров в час, за двадцать сверху не штрафуют. Тут семьдесят пять. А вдруг найдется такой, который захочет «оскаржити»? И в приборе что-то будет не так. Кто там знает его погрешность...
       Поэтому надежнее остановить вот такого Александра Сергеевича, у которого девяносто три км, с ним не прогадаешь. Тем более он безропотно хочет облегчить свой карман на триста сорок гривен. Никаких хлопот...

       Так и происходит. Из печатного устройства выползает лента с отпечатанным протоколом, я где-то расписываюсь, появляется терминал, достаю банковскую карту, которую впрочем, заменяю своим смартфоном, с помощью оного я чаще всего и рассчитываюсь.

       - Хороший у вас улов сегодня, - улыбаюсь я полиции, - Место хлебное...
       - Это точно, - полицейские тоже не прочь порадоваться своей добыче.
       - Ну, что ж. Поддержим родную державу, - проговариваю я, нажимая «ОК» на своем смартфоне, расплачиваясь за штраф.

       А рядом продолжают работать:

       - Восемьдесят пять километров!
       - Зупыняй його! – гаркает старшой.
       - Вже! – молодцевато отвечает дивчина-полицейский.

       Дальше мне уже неинтересно, потому как выполнил всё, требуемое по процедуре. Прощаюсь со своими экзекуторами и направляюсь к своему авто. Самое интересное, что вроде и облегчился на некоторую сумму, но у меня нет горечи и обиды. Всё цивилизованно, без угроз и презрения, которых раньше хватало.

       Зато, продолжив свой путь, я всякий раз серьезно сбавлял скорость, когда въезжал в очередной населенный пункт. Значит, профилактических целей моё наказание достигло. Значит, мы с полицией вместе, мы в одной команде, которая за безопасность на дорогах.

       Консенсус в действии, чтоб ему...