Никита Владимирович Богословский первая часть

Борис Пономарев 3
Никита Владимирович Богословский (первая часть)

В США была пятерка великих композиторов-песенников, The Great American Songwriters: Irving Berlin, Cole Porter, George Gershwin, Richard Rodgers, Jerome Kern (Эрвин Берлин, Коул Портер, Джордж Гершвин, Ричард Роджерс, Джером Керн). Мы тоже были не лыком шиты, и в нашей родимой стране без устали трудилась не менее значимая пятерка композиторов-песенников, которых без колебаний можно отнести к числу великих: Исаак Осипович Дунаевский, Василий Павлович Соловьев-Седой, Матвей Исаакович Блантер, Борис Андреевич Мокроусов, Никита Владимирович Богословский.

Именно Н.В.Богословскому я и намерен посвятить свое очередное повествование. Мое первое знакомство с его творчеством состоялось в начальном периоде Великой Отечественной войны, когда в «хибаре», занимаемой нашей семьей, установили репродуктор, постоянно подключенный к городской радиотрансляционной сети. В один из последующих дней я услышал из его раструба замечательную песню, название которой тогда прошло мимо моих ушей. В ней были такие слова:
«Я на подвиг тебя провожала,
Над страною гремела гроза.
Я тебя провожала,
Но слезы сдержала,
И были сухими глаза.
Ты в жаркое дело
Спокойно и смело
Иди, не боясь ничего!
Если ранили друга,
Сумеет подруга
Врагам отомстить за него.
Если ранили друга,
Перевяжет подруга
Горячие раны его».

Услышанное произвело на меня сильное впечатление, так как на фронте воевал мой самый старший брат, уже прошедший финскую войну, и в любую минуту ему могла понадобиться такая помощь, как описанная в прозвучавшей песне. Так случилось, что вскоре я двинулся с дворовыми дружками в находившийся вблизи нашего дома летний кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Остров сокровищ» и, к моей большой радости, я вновь услышал эту песню в исполнении главной героини данного фильма Дженни. Годы спустя я узнал о том, что для этого фильма, созданного в 1937 году на киностудии «Союздетфильм» режиссером Владимиром Петровичем Вайнштоком по мотивам одноименного романа шотландского писателя Роберта Луиса Стивенсона, песню Дженни сочинил прославленный композитор Никита Владимирович Богословский на стихи не менее выдающегося поэта-песенника Василия Ивановича Лебедева-Кумача, а в фильме она прозвучала в исполнении певицы Ляли (Варвары Сергеевны) Сатеевой. 

Народный артист СССР, композитор, дирижер, пианист, литератор Н.В.Богословский, награжденный четырьмя орденами и семнадцатью военными и гражданскими медалями, родился 9 (22) мая 1913 года в Санкт-Петербурге. В отличие от четырех других вышеназванных мной великих советских композиторов-песенников, имевших вполне обычное «околопролетарское» происхождение, Никита Владимирович появился на свет в дворянской семье. Его отец Владимир Львович Богословский имел звание надворного советника, он служил в Главном управлении почт и телеграфов, а его мама Елена Михайловна Богословская (Поземковская) была помещицей, владевшей родовым имением в селе Карловка на Тамбовщине, в состав которого входили барская усадьба, конный и овчарный заводы и крупные земельные наделы. Вот что об этом говорил сам Н.В.Богословский: «Мама с папой были столбовыми дворянами. Меня же, четырехгодовалого, большевики лишили и достоинства дворянского, и права наследования родовых имений в Новгородской и Тамбовской губерниях. Отец мамы Владимир Михайлович Потемковский был камергером Двора Его Императорского Величества, а дед мамы Михаил Федорович Потемковский тоже был камергером императорского двора, служил в министерстве юстиции и государственной канцелярии».

Его мама была не только помещицей, но и великолепной пианисткой. В петербургских дворянских семьях было принято учить детей музыке с трех лет. Любовью к музыке Н.В.Богословский заразился, услышав произведения Фредерика Шопена в исполнении матери. После этого он начал заниматься музыкой с гораздо большей интенсивностью, в результате чего стал не только хорошо играть, но и писать музыку. Первое сочинение он представил домашним еще в восьмилетнем возрасте.

А вот что рассказывал о юном Никите Владимировиче Леонид Осипович Утесов, который относился к  нему, ежегодно приходившему в гости на новогоднюю ёлку к его дочери Эдит, по отечески нежно: «Это был очень красивый мальчик, я бы даже сказал, необыкновенно красивый — светловолосый, лучезарно голубоглазый. Он очень недурно играл на рояле, умел всех смешить и даже сочинял музыку. Однажды, в тринадцать лет, он принес свой первый вальс, который назвал «Дита», и подарил его моей дочери». 

А к собственному пятнадцатилетию Никита Владимирович написал оперетту «Ночь перед Рождеством», которую поставил Ленинградский театр музыкальной комедии. Самого юного композитора на премьеру не впустили, билетерша ему заявила: «Мальчик, тебе нельзя, придешь с мамой в воскресенье на утренник».

В начале двадцатых годов Никита Владимирович стал по воскресеньям брать уроки у выдающегося русского композитора и дирижера Александра Константиновича Глазунова, который в период с 1905 по 1928 год был директором Санкт-Петербургской консерватории. В 1929 году Н.В.Богословский стал учиться на композиторском отделении Ленинградского центрального музыкального техникума, затем — в Ленинградской консерватории по классу композиции и по классу полифонии, инструментовки и анализа музыкальных форм, которую закончил в 1934 году. Тогда же его чуть было не выслали из Ленинграда в связи с дворянским прошлым, однако он пошел на отчаянный по тем временам шаг: решил остаться в Северной столице в надежде, что о нем забудут. Н.В.Богословский оказался своего рода провидцем: о нем, действительно, не вспомнили.

Впоследствии Никита Владимирович сделал удивительный, казалось бы, вывод: объем знаний, полученных им в процессе занятий с А.К.Глазуновым, оказался гораздо большим, чем тот багаж знаний, который он приобрел в последующие годы консерваторской учебы. Однако, лично меня этот его вывод совершенно не удивил, поскольку Александр Константинович обладал не только уникальным музыкальным талантом, но и совершенно фантастической памятью, в результате чего славился наличием у него поистине гигантских объемов информации. 

Так что последующая многогранная и высокопрофессиональная деятельность Н.В.Богословского была обусловлена потрясающей степенью его суммарной образованности, полученной им как в результате занятий с А.К.Глазуновым, так и благодаря образованию, полученному в стенах тех учебных заведений, в которых он учился. К этому следует добавить огромную тягу к чтению, имевшуюся у Никиты Владимировича (его личная библиотека насчитывала 12 тысяч томов), а также знание французского языка, которым он блестяще овладел в семье чуть ли не с момента его рождения, а наряду с ним и английского языка, который он неплохо изучил позднее.

С 1937 года Н.В.Богословский начал писать музыку для кинематографа. Первым опытом в этом направлении, причем необычайно позитивным, была музыка для киноленты «Остров сокровищ», о чем я написал в самом начале данного повествования. После выхода этого фильма в прокат, он переехал из Ленинграда в Москву, но работал, в основном, в Киеве, на Киевской киностудии, куда его пригласили для сочинения музыки к художественному фильму «Истребители», снимавшемуся режиссером Эдуардом Адольфовичем Пенцлиным по сценарию Федора Федоровича Кнорре, и вышедшему в кинопрокат в 1939 году. В данном фильме впервые прозвучала песня «Любимый город», написанная Никитой Владимировичем на стихотворный текст поэта Евгения Ароновича Долматовского и исполненная в фильме Марком Наумовичем Бернесом, который играл в нем роль летчика лейтенанта Сергея Кожухарова. Е.А.Долматовский впоследствии поведал, что песня была написана в тот момент, когда съемки фильма были уже завершены, поэтому Н.В.Богословский , Е.А.Долматовский и М.Н.Бернес уговорили руководство киностудии снять эпизод с данной песней за их собственный счет и включить его в состав фильма. И фильм, и песня стали чрезвычайно популярными в Советском Союзе.

В нашей семье отношение к этому фильму и к песне «Любимый город» было очень трогательным и памятным, потому что мой самый старший брат после просмотра фильма буквально влюбился в песню, купил мандолину и стал учиться на ней играть, чтобы петь «Любимый город» под собственный аккомпанемент. Когда все это у него прекрасно получилось, его призвали в армию и отправили на войну с Финляндией. Он с честью там воевал, после окончания той войны служил в Белоруссии, где буквально с первых часов Великой Отечественной войны вступил в бой с немецкими оккупантами, а в декабре 1943 года погиб.

Бесспорным успехом двадцатисемилетнего Н.В.Богословского явилось сочинение «Песни старого извозчика» на стихотворный текст поэта, драматурга и переводчика Ярослава Ивановича Родионова, талантливого человека, во время войны прикомандированного к Ансамблю песни и пляски Северного флота и погибшего в 1943 году. Эта веселая, шуточная песня была написана Никитой Владимировичем специально для Леонида Осиповича Утесова и его оркестра, которые и стали ее первыми исполнителями. Все были уверены в том, что она проживет не очень долго, поскольку являлась, по сути дела, злободневной из-за трудностей, возникших в связи с тем, что после пуска в эксплуатацию двух очередей Московского метрополитена в городе практически полностью прекратили свое существование извозчики, таксомоторов было тогда совсем немного, а метро связывало между собой вовсе не все части огромной по площади столицы. Но действительность оказалась совершенно иной: данная песня стала в нашей стране очень популярной и звучит до сих пор. Мало того, она является сейчас, насколько мне это известно, неофициальным гимном Московского метрополитена. 

А Н.В.Богословский продолжил свою работу на Киевской киностудии, сочиняя музыку для нового кинофильма «Большая жизнь», который снимал режиссер Леонид Давидович Луков по сценарию Павла Филипповича Нилина, основой для которого послужил его же роман «Человек идет в гору». Фильм вышел в кинопрокат в 1940 году и стал его лидером: число зрителей составило 18.6 миллионов. При этом огромным успехом пользовалась музыка Никиты Владимировича, написанная им для этого фильма, особенно песня «Спят курганы темные» на стихотворный текст поэта Бориса  Савельевича Ласкина, которую тогда назвали неофициальным гимном шахтеров Донбасса.

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев