Об отце

Алла Жданова
МОЙ ОТЕЦ НЕ БЫЛ НА ФРОНТЕ
В 1937 ГОДУ ОН БЫЛ РЕПРЕССИРОВАН - СОСЛАН ИЗ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В ДЖАМБУЛ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ РАБОТАЛ СЕКРЕТАРЕМ ПАРТКОМА КРУПНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ . У НЕГО БЫЛО ВЫСШЕЕ ПАРТИЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - В 1934 ГОДУ ОН ОКОНЧИЛ В МОСКВЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРУДЯЩИХСЯ ВОСТОКА.

Не могу пройти с портретом отца в рядах БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА, но в рядах БЕССМЕРТНОГО БАРАКА - имею право, тем более, что и семья матери тоже была репрессирована.
То есть я с детства была "обложена" со всех сторон... Хотя должна благодарить репрессии - иначе как бы я родилась в 1943?
Когда-то писала об этом на своем сайте allaball.ru.
Почему-то именно в эти дни решила вернуться к этой теме.

"В 2009 году отдыхала в санатории «Литвиново» в Подмосковье. Бывшая барская усадьба, тенистые аллеи, река Нара, неторопливо текущая среди берегов, поросших березняком...
Санаторий не очень большой, отдыхающие все на виду. Обратила внимание на группу кореянок. Мне почему-то всегда хочется заговорить с женщинами-кореянками! Наверно, говорит зов крови- мой отец был корейцем...
. Разговорились. Оказалось, что путевки в санаторий они получили как репрессированные. Удивилась...
Репрессированные? Моего возраста, вполне обрусевшие и вдруг… Мои «соотечественницы» по неведомой родине разъяснили – все корейцы, появившиеся в Казахстане и Средней Азии и их дети относятся к категории репрессированных.
Вот это новость! Почему же мой отец мне никогда этого не говорил? Только потом, размышляя над услышанным, я поняла - он не хотел портить мне жизнь, карьеру, так рано начавшуюся на комсомольском поприще. Не знаешь - крепче спишь, так ведь говорят
А что я знала о биографии отца? Немногое. У него было высшее партийное образование. С мамой моей, русской женщиной, он познакомился в начале войны. Год моего рождения -1943- единственное. что всегда вызывало у меня вопрос (впрочем, я его родителям не задавала) - почему отец не был призван на фронт?
В годы войны отец был секретарем парторганизации, затем председателем крупного колхоза «Октябрь» в Джамбулской области. С детства помню бережно хранившееся отцом письмо, подписанное Сталиным - благодарность за сбор средств на создание танковой колонны "Джамбулский колхозник". Потом – секретарь парткома вновь созданного целинного совхоза «Туркестан» в той же области. В последние годы работал заведующим отделом пропаганды и агитации Свердловского РК КПСС.
Вот, пожалуй и все… Как там у Евгения Евтушенко?
«Людей мы помним грешных и земных,
Но что мы знаем, в сущности, о них,
Что знаем мы про близких и друзей?
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная все, не знаем ничего!»
Приехав из санатория, я достала с антресолей старые документы, оставшиеся после отца и к которым я никогда особенно не приглядывалась, и, устроившись в кресле, начала перебирать пожелтевшие страницы и вчитываться в то, что было написано красивым каллиграфическим почерком отца или напечатано на машинке.
« … в ВКП(б) вступил в 1921 году… в 1931 был направлен с Дальнего Востока на учебу в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока (был такой на теперешней Пушкинской площади - А.Ж.) , практика на заводе имени Войкова (отсюда -метро "Войковская" - А.Ж.), окончил университет в 1934 году…вернулся на работу в Приморский край…» И вдруг СРАЗУ …в 1937 год зав. клубом колхоза Октябрь (Казахстан)
Вот он, неизвестный мне пробел в биографии отца, Кан Кех-Вана! Все стало на свои места, особенно после того, как я начала изучать историю вопроса.
Постараюсь коротко, насколько это возможно при изложении трагедии целого народа.
После аннексии Кореи Японией в 1910 г., японские власти считали всех корейцев «своими подданными». Поэтому Япония требовала сначала от императора России, а затем от правительства советского государства о возвращении корейцев в Корею и Японию. Сталин подозрительно относился к корейскому национальному меньшинству, считал его«неблагонадежным элементом». Было решено переселить корейцев Дальнего Востока в Среднюю Азию и Казахстан.
Корейцы первыми приняли на себя удар беспощадных репрессий и депортацию 1937 года. Из 204 тыс. до места доехали примерно 174 тыс. человек. В пути погибло почти 30 тыс. стариков и детей..
Затем последовало насильственное переселение других народов: немцов, курдов, крымских татар, поляков, чеченцев и т.д.
Были физически уничтожены несколько тысяч самых просвещённых корейцев.
В 1938 г. все национальные школы, техникумы и институты были упразднены, как «нецелесообразные и вредные».
Каждому эшелону присваивался литерный номер, указывалось место погрузки и время отправки. Эшелоном руководил его начальник, которому подчинялись старшие по вагонам из числа проверенных корейцев . Анализ рассекреченных ныне архивных документов дает следующие обобщенные сведения относительно технической стороны осуществления перевозки: Эшелон состоял в среднем из 50 людских вагонов, одного "классного" (пассажирского), одного санитарного, одного кухни-вагона, 5-6 крытых грузовых и 2 открытых платформ. Товарные вагоны для перевозки груза и скота наспех оборудовались двух-ярусными нарами и печкой-буржуйкой
«25 октября 1937 г. выселение корейцев из ДВК закончено, - писал в докладной записке Сталину и Молотову нарком внутренних дел Ежов, - всего выселено корейцев 124 эшелона в составе 36 442 семей, 171 781 человек».
Итак, 1937 год явился в летописи корейцев бывшего СССР самой трагической главой. Главой, содержание которой заключается в одном слове - депортация.
Тяжелый каток репрессий давил корейцев по всем российским городам и продолжал утюжить их после депортации на земле Казахстана и Узбекистана.
Вот такая история, такая биография…
В другой раз расскажу, как пересеклись судьбы отца и матери. Кстати, мать тоже из репрессированной семьи, которая не по своей воле переместилась из Тамбова на самый юг Казахстана. Это уже история моего деда – Маркова Григория Михайловича
http://allaball.ru/.../probel-v-sudbe-ottsa-tragediya..

    ...  Давным -давно. когда еще компьютеров не было,  я начинала писать об отце. Потом эти записки затерялись. Недавно вдруг их нашла! Столько  неточностей, н исправлять ничего не буду - записки отражают один из этапов знакомства с родословной отца , если слово "родословная" применимо к сыну батрака...
    ИТАК
    (Просто набираю уже выгоревший текст) "Родители моего отца, в начале нынешнего века, в годы первой русско-японской войны, репатриировали в  Приморский (Уссурийский) край России.
Сейчас это слово "репатриация" не в ходу, хотя явление в те годы было очень распространенное и  по-нынешнему называется "эмиграцией". Но по-моему "репатриация" - более точное по смыслу - репатриировать - значит покинуть родину,проще говоря - потерять родину.
 В отцовском личном деле, в сохранившихся вариантах автобиографии, в графе о родителях записано БАТРАКИ. Дремучее какое-то слово, а всего-то ему три поколения и неполный век...
  Отец пробивался в люди из нищеты многочисленной корейской семьи. Подростком влился в революционную деятельность и уже в 1924 году стал членом РКП (б)-большевиков. Исполнилось ему тогда всего 18 лет.
Отец мне всегда казался каким-то  робким, как будто довелось ему чего-то или кого-то однажды сильно испугаться - на всю жизнь! (потом я узнала, что напугало его на всю жизнь...) В юности, молодости, он, наверно, не был таким,  иначе откуда бы такая  резвая  политическая и общественная активность, в результате которой и раннее вступление в партию большевиков и направление в 1931 году в Москву на учебу в КУТВ (Коммунистический университет трудящихся Востока)
 Здание его располагалось на месте теперешнего кинотеатра "Россия" на Пушкинской площади.  Отец никогда не горорил о годах учебы в Москве в эпоху "смутного времени" -1931-1934 гг. Или в самом деле ему ничего не было ведомо или табу на эту тему было сильнее времени. Или именно на эти годы пришлось то потрясение,которое преследовало его потом всю жизнь.
   Представителей национальных меньшинств -в конкретном случае корейцев - учить учили, но не  очень доверяли. Выпускникам КУТВ,  окончившим учебу накануне войны, оружия в руки не дали и в боевых действиях участвовать не разрешили. Пропустим 1934 -1937 годы. В 1937 году отца направили в самый глубокий тыл (вторая, можно сказать, репатриация) в древний город Аулие-Ата, который ненадолго был переименован в г.Мирзоян. Скудные сведения о Мирзояне я нашла в Малой Советской Энциклопедии. Мирзоян оказался "врагом народа" и город снова был переименован - ему дали имя  "сталинского акына" Джамбула, никогда, кстати, здесь не бывал и песен о городе не слагал.
  Здесь, в Джамбулской области, в селе Дунгановка был колхоз имени - не помню уже какого по счету партийного съезда .
 Так , на казахской земле, заселенной дунганами, репатриированный кореец стал секретарем партийной организации колхоза.
 На собраниях говорили по-русски, отчеты и справки писали тоже на русском. От этого вавилонского смешения языков у отца в голове случился полный сумбур, полиглотом он явно не был!
   До конца жизни он путал в русском  падежи и род существительных, казахский понимал на слух, на корейском мог писать. Свободно, наверно. владел корейским,  но он там был ни к чему. Писал корейскими иероглифами -сохранились его рукописи . но о чем они? Кто знает!

      Эту языковую сумятицу моя мать,ставшая в начале войны его женой, выстраивала в стройные фразы и даже печатала на машинке.
Тут пора появиться и моей матери. Какие разные судьбы, биографии, корни, и, наконец, карта мира сошлись в этой паре, моего отца и матери!
 К началу войны у отца развалилась прежняя семья, в которой были два сына - Марат и Радомир.
   Я заметила склонность корейцев  к торжественным, исключительно некорейской этимологии - именам.
Девочка, как правило, давали  обязывающие имена - РОЗА, АНИТА, ЛИЛИЯ, МАЙЯ. Помню, приехавшую к нам дальнюю родственницу, на редкость некрасивую. звали ВЕНЕРОЙ. Почти не помню.  чтобы девочек-кореянок звали Валентиной, Галиной, Марией..."
   На это найденная рукопись обрывается.. Ну и я заканчиваю набирать текст
   Глаза устали...