024 Тайны Тарпейской скалы и расщелины Кеадас Грец

Виорэль Ломов
Раздел 2 Европа

024 Тайны Тарпейской скалы и расщелины Кеадас (Греция)

Отвесная Тарпейская скала высотой 30 м на южной стороне Капитолийского холма в Древнем Риме была местом казни. С нее сбрасывали осужденных преступников.

Расщелина Кеадас в горах Тайгет, протянувшихся на 75 км на юге полуострова Пелопоннес, в Спарте служила тем же целям. Помимо преступников в нее бросали, по свидетельству Плутарха, и «неполноценных» новорожденных мальчиков. Расщелина находится на окраине деревеньки Трипи, в 10 км от Спарты (Греция).

В Древнем Риме и Древней Греции, начиная с VIII в. до н.э., одним из видов публичной казни было сбрасывание преступников со скалы. Вероятно, так поступали и в архаичные времена. Согласно Библии, такой же способ казни применялся и в Иудейском царстве. По преданию, древнегреческий баснописец Эзоп (VI в. до н.э.) уличил жрецов в Дельфах в расхищении жертвенных даров. Опасаясь, что правдолюбец расскажет о том народу, служители культа подбросили ему в мешок золотую чашу из храма Аполлона и обвинили в краже. Приговоренного к смерти Эзопа дельфийцы сбросили со скалы, за что разгневанные боги наслали на Дельфы чуму.

Иногда человек сам прыгал в пропасть, принося этим жертву богам. В 362 г. до н.э. посередине Римского форума расселась земля и образовалась огромная трещина. В этом увидели предсказание гибели римского государства. Прорицатели изрекли: чтобы спасти Рим, надо принести богам в этом месте жертву. Марк Курций, «юный и славный воин, с укоризною спросил растерянных граждан, есть ли у римлян что-нибудь сильнее, чем оружие и доблесть. При воцарившемся молчании, обратив взоры на Капитолий и храмы бессмертных богов, высящиеся над форумом, он простирал руки в небо и в зияющую пропасть земли к преисподним богам и обрек себя им в жертву; а затем верхом на коне, убранном со всею пышностью, в полном вооружении бросился в провал, и толпа мужчин и женщин кидала ему вслед приношения и плоды. Именно в его честь получило имя Курциево озеро…» (Тит Ливий).

В сочинениях Павсания, Геродота, Тита Ливия, Плутарха и др. античных авторов сохранились сведения о Тарпейской скале в Древнем Риме и о скале (расщелине) Кеатос в Спарте, как о местах казни.

Описаний Тарпейской скалы практически не сохранилось. Упоминают, что к ней из Капитолия вела лестница. Скала не сохранилась, т.к. в 1920—1930 гг. южную часть Капитолийского холма, где еще можно было обнаружить остатки этой исторической достопримечательности, срезали и плотно застроили. Поиск скалы стал поводом для Б. Муссолини организовать в этой части Рима строительную площадку.

По легенде, скала получила свое название от Тарпеи, дочери командира отряда, охранявшего Капитолийский холм. После того, как первый царь Древнего Рима Ромул организовал похищение сабинянок — девушек соседнего племени, сабиняне, выбрав главнокомандующим Татия, двинулись на Рим. Из-за предательства Тарпеи сабиняне смогли захватить Капитолий. Девушка прельстилась золотыми запястьями, которые увидела на врагах, и, попросила у них в уплату за предательство «то, что они носят на левой руке». Татий, как Цезарь, любил измену, но ненавидел изменника и потому решил исполнить договор, но «приказал сабинянам не поскупиться для нее ничем из того, что у них на левой руке». После того, как сабиняне проникли в крепость, Татий «первый, сняв вместе с браслетом и щит, бросил их в девушку. Все последовали его примеру, и Тарпея, засыпанная золотыми украшениями и заваленная щитами, погибла под их тяжестью… По имени Тарпеи, которую погребли там же, где она была убита, холм назывался Тарпейским вплоть до времен царя Тарквиния… Останки девушки перенесли в другое место, а имя ее забыли. Только одна скала на Капитолии — та, с которой свергали преступников, до сих пор зовется Тарпейской» (Плутарх).

С V в. до н.э. Тарпейская скала стала использоваться как место казни по самым громким преступлениям, выносимым согласно Законам двенадцати таблиц от имени всего римского народа, а именно: за инцест, подстрекательство врагов к нападению на Рим, передачу врагам римского гражданина, за убийство, лжесвидетельство, умышленный пожог, тайное истребление чужого урожая. Казнь считалась позорной не только для осужденного, но и для всего его рода. Бросали со скалы и рабов — за побег от хозяина и кражу, если они были пойманы с поличным. Тарпейская скала снилась в кошмарных снах многим политикам. Родилась даже поговорка: «От Капитолия до Тарпейской скалы один шаг». Некоторые ярые оппозиционеры нашли на ней свой конец.

Предвзятой признана казнь Марка Манлия Капитолийского, получившего своё прозвище за героическую оборону Капитолия от галлов в 390 г. до н.э. С ним связана поговорка о «гусях, спасших Рим». Манлий проснулся, услышав гогот священных гусей в храме Юноны, встревоженных шумом поднимавшихся на холм врагов, и возглавил отпор варварам. Через 2 года Марк был выбран консулом. Прославившись как политик, Манлий часто выступал в защиту плебеев, и стал популярен в низах. Обеспокоенные этим патриции обвинили народного героя в заигрывании с чернью, узурпации власти и в 384 г. до н.э. приговорили к сбрасыванию с Тарпейской скалы.

Казнили таким способом черных магов, перебежчиков, хулителей власти. В 23 г. был сброшен со скалы римский поэт Элий Сатурнин — за «оскорбительные стихи» об императоре Тиберии.

Последняя казнь свершилась в 70 г. Иудейский полководец Шимон Бар-Гиора, участвовавший в войне Иудеи с Римом в 66—70 гг., после падения Иерусалима попал в плен к римлянам, и был сброшен с Тарпейской скалы во время триумфальных празднеств в честь императора Веспасиана.

Расщелина Кеадас в Спарте сохранилась, хотя частые и сильные землетрясения (особенно в 464 г. до н.э.) изрядно покорежили ее, завалив дно огромными валунами. К расщелине ведет лестница. Затем начинается лаз, сужающийся, покато идущий вниз под углом 45;, который обрывается 600-метровой пропастью, в которую падала жертва.

В Кеадас бросали военнопленных, предателей и вероотступников, чьи души обрекались еще и на вечные скитания, поскольку тела оставались непогребенным. Существует версия, что сбрасывали в расщелину трупы.

Мрачной известности Кеадас добавил Плутарх. «Отец был не в праве сам  распорядиться  воспитанием  ребенка —  он относил новорожденного на место, называемое «лесхой», где  сидели  старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если  находили  его  крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано  в  здоровье  и силе».

До XX в. миф Плутарха о жестоких спартанцах, «браковавших» младенцев, не подвергался сомнению. К тому же в 1904 г. археологи в ущелье Кеадес обнаружили кости маленьких размеров и поспешили сообщить миру, что прах младенцев найден. Позднее, правда, уточнили, что это лишь обломки костей. В конце прошлого века спелеологи подняли из пропасти фрагменты скелетов 46 человек, датируемые VI—V вв. до н.э. Было установлено, что они принадлежат 18—35-летним мужчинам и нескольким подросткам возрастом 12—17 лет. Косточек новорожденных среди них не оказалось. Миф развеялся, но сомнения у ученых остались, т.к. на дне ущелья под валунами могут находиться останки и младенцев. Что касается мифа о сбрасывании мальчиков, некоторые историки уверены, что таким образом Плутарх просто очернил Спарту, «распространяя слухи в угоду политической элите Греции».