Не сломленные - 1

Андрей Грачев 2
Речкалов, Кожедуб, Гулаев, Ворожейкин, Скоморохов, Евстигнеев, Колдунов, Попков... Эти славные имена Советских асов известны многим. Эти достойные люди громили немцев, одержали массу побед в воздухе, в том числе и над известными вражескими асами. И по праву получили свои награды. Многие из них оставили мемуары, про них написаны книги, их помнят и любят потомки.

Однако в этом цикле мы расскажем о тех, о ком ныне помнят только специалисты, историки, но имена которых почти неизвестны широкому кругу людей. Это те, кто в 41 году вёл бои против врага, имевшего полный перевес в воздухе. И в этих боях советские пилоты не были сломлены, они добивались успехов там, где, как кажется, успех был невозможен. Многие из них погибли задолго до Победы. Были и те, кто смог выжить вопреки всему и встретил Светлый Праздник. Именно про их победы мы и поговорим.

Липилин Александр Алексеевич.

МиГ-3, на котором летал этот ас, имел ряд недостатков. Да, его скорость была выше, чем у бф-109, причём достаточно серьёзно, кроме того самолёт был высотным, хорошо пикировал, был довольно прочным, но на этом его положительные качества исчерпывались. Слабая маневренность, скверный обзор передней полусферы, слабое вооружение, исключительная сложность в управлении, неудобная кабина, нарушенная центровка - всё это привело к тому, что данное творение лётчики любили даже меньше, чем и-16. Вдобавок самолёт не имел никаких модернизационных ресурсов. Однако и на таком самолёте летать можно было, и можно было сбивать немцев, что и доказал герой нашего первого очерка.

Липилин ещё в 37 году закончил авиаучилище, однако до 40 года был в запасе как родственник репрессированного. В 40 году его вернули на службу, и он попал в 41 иап. В полк этот набирали хороших лётчиков, считая его в перспективе чем-то вроде элиты. В первые дни Войны полк смог сохранить большую часть своих самолётов и стал одним из тех полков, которые дали немцам жестокие бои в первые дни Войны.

27 июня 41 года в небе Могилёва ас одержал первую победу. Он атаковал ю-88 из состава KG3, причём с первой атаки лишь подбил самолёт, но со второй атаки удалось его сбить окончательно. Самолёт будущего аса тоже получил в том бою серьёзные повреждения, но вскоре его починили.

1 июля прямо над аэродромом Могилёва лётчик сбил ю-88. На самом деле это был He-111 из 5 отряда KG53. Сбил его пилот тоже с нескольких атак. Сказывался недостаток вооружения МиГа. В том вылете сбиты были два хе-111, оба истребителями. Экипаж унтерофицера Хайнриха Фликнера разбился, причём один из погибших был военным корреспондентом, который собрался поснимать налет на аэродром для пропагандистской прессы. Экипаж лейтенанта Эриха Хорна позже вернулся в часть в полном составе.

2 июля в небе Борисова ас заявил уже бф-109. И эта победа подтверждается: сбит был истребитель из состава 11 отряда JG51. Ас использовал свой фирменный приём. Поскольку на МиГах вести бой на вираже было сложно, то использовали атаки с вертикалей. Любопытно, что сами немцы в то время не так уж часто использовали этот приём, типовым он для них стал чуть позже. Ас смог застать врасплох пару бф-109 и сбить одного из них. Сбитый в том бою пилот JG51 (имя не известно) вернулся в часть. Вероятно, это был какой-то опытный пилот, так как на разведку парами не летали новички.

3 июля ас заявил две победы - бф-109 и хе-111. Мы описывали этот бой в статье "Бриллиантовая эскадра против Сталинских соколов - 1". Приведём отрывок целиком:

"Удалось добиться уверенной победы в бою. Ведущим немецкой группы был Ханс Колбов, командир 5 отряда и выдающийся ас. Немцы сопровождали свои "хейнкели". Советские пилоты на "МиГах" напали неожиданно, используя облачность. Это снова был 41 иап. Липилин Александр Алексеевич, лучший ас полка первых дней Войны, атаковал ведущего, обстрелял его и вывел из строя. Падения его он не видел, поскольку его взяли в оборот другие бф-109. Он сбил одного из них, и боезапаса хватило, чтобы прорваться к хе-111 и атаковать его. "Хейнкель" загорелся, потерял строй, Липилин продолжал его обстреливать. Наконец хе-111 пошёл к земле. Падения его Липилин не увидел, но посчитал сбитым. И не без основания. Правда, это был ю-88, а не хе-111. Их часто путали. Он принадлежал 4 отряду KG3. Несмотря на тяжелейшие повреждения, пилот смог посадить самолёт на брюхо, но на посадке самолет разбился. Пилот погиб, ещё один стрелок погиб в воздушном бою, но радист и штурман выжили. Липилину тоже досталось в бою, однако он благополучно сел на аэродроме. В том бою были подбиты три бф-109, два из них списали сразу, третий отправили в ремонт. Это был самолёт Колбова, попавший в прицел Липилина".

После этого полк попал в состав 6 ИАК ПВО, прикрывал Москву. 26 числа в районе Истры асу удалось снова пополнить счёт. Он сбил самолёт, заявленный как ю-88. Это был хе-111 из KG26. В результате нескольких атак самолёт был подожжен и заявлен сбитым. В итоге, однако, пилот Курт Лернер смог его посадить на брюхо на своей территории, правда о восстановлении речи не шло. Один из членов экипажа умер от полученных ранений, остальные благополучно вернулись в часть. Немецкий бомбардировщик защищался ожесточённо, и самолёт Липилина получил многочисленные повреждения в том бою.

В августе полк, пополнив состав, действовал в составе ВВС СЗФ. 20 августа Липилин сбил очередной бф-109 в районе озера Ильмень. В том вылете в паре с лётчиком Свитко ас сопровождал Пе-2, однако группа была атакована звеном бф-109. Липилин принял бой. На сей раз у него не было преимущества первой атаки, но ас показал, что может и на виражах достойно вести бой. Немцы так к Пе-2 и не прорвались. Однако они действовали очень настырно. В итоге всё же Липилин сбил ведущего немецкой группы. Падения он не видел, видел лишь, как бф-109 загорелся и ушёл со снижением. Однако позже на основании показаний наземных войск ему эту победу подтвердили.

В том бою Липилин сбил не простого врага, а одного из лучших на тот момент немецких асов вообще. Он одолел в тяжелейшем бою командира 9 отряда JG27 оберлейтенанта Эрбо фон Кагенека, имевшего 47 побед на счету. Кагенек смог посадить изуродованный самолёт в районе Чудово, но восстановлению он не подлежал. К сожалению, сам Кагенек был невредим.

В тот же день в другом вылете Липилин снова сопровождал Пе-2 и вновь выдержал тяжелейший бой с превосходящим по численности противником, в итоге снова к Пе-2 немцы не прорвались. Но в том бою самолет Липилина был так сильно поврежден, что его пришлось списать.

21 числа ас одержал целых четыре победы, однако с этими победами есть определённые сложности. Так, в первом случае он вылетел в составе пятёрки на отражение налёта бф-110, удалось к ним прорваться и сбить трех из них. Это известно только по наградному материалу, но по оперативным данным, сбито в том бою никого не было. Позже он вылетел по тревоге, обнаружил бф-110 и стремительной атакой сбил одного из них. Эта победа фигурирует в первоначальном списке его побед, но в окончательном списке её уже нет. В том же бою заявку оформил другой яркий ас полка, Чулков, и, видимо, командование в итоге решило, что бф-110 сбил именно он. Судя по немецким данным, первый бой действительно был мифом, а во втором, судя по всему, атакован был не бф-110, а разведчик Do-17, который можно было спутать с бф-110, из 2 (F)/11. Он был лишь поврежден, ранен один из членов экипажа.

Зато победа аса 22 числа уже точно подтверждается. В районе Демидово он атаковал хе-111, который посчитал ю-88, из состава 2 отряда KG28. С нескольких атак удалось сбить немецкий самолёт. Это был одиночный немецкий разведчик. Данная победа стала последней личной победой аса, остальные его победы групповые.

А 27 числа он одержал последнюю победу в 41 году, которая отмечена как одержанная в паре. Дело было так. В составе тройки МиГов, ведущим был сам командир полка Ершов Виктор Сергеевич, он вылетел на патрулирование. Был обнаружен одиночный бф-110, очевидно разведчик. Дав знаки руками командиру полка (раций на МиГах не было), Липилин стремительно атаковал врага. Затем атаковал Ершов. Так бф-110 и атаковали советские пилоты, пока наконец он не загорелся и не упал. Типичная парная победа.

Действительно, по немецким данным в этот день был в указанном районе подбит разведчик бф-110 из состава 2 (H)/14. Живучая немецкая продукция выдержала все атаки советских истребителей, удалось сесть на брюхо на своей территории, но самолет пришлось всё же списать.

Как видим, львиную долю побед аса составляли разведчики. Впрочем, эти цели были очень непростые. Поскольку на МиГе не было мощного вооружения, позволяющего вести огонь с дальней дистанции, приходилось сближаться с неприятелем, рискуя попасть под очереди стрелков. Что, как мы видим, с Липилиным порой и происходило.

29 августа Липилин был впервые в карьере сбит и легко ранен. Это был бой против группы бф-110. Ас смог посадить на брюхо самолёт, но восстановлению он не подлежал. От немецких истребителей мы не нашли подходящих заявок, очевидно аса сбили пилоты бф-110, о чем говорят и советские документы.

26 сентября Липилин был снова сбит и ранен гораздо тяжелее. Он получил странное задание - провести штурмовку, для чего МиГ совершенно не подходил. Во время этого задания он был сбит огнём ЗА, спасся с парашютом и, несмотря на ранение, смог вернуться в часть.

В 42 году ас одержал уже не так много побед. 18 и 19 февраля им были в составе звена заявлены "ме-115", так называли новые модификации бф-109. Впрочем, на сей раз подходящих потерь мы не нашли.

А вот 7 мая в районе Малая Вишера ас заявил в составе звена из трех самолётов по одному ю-88. И тут подтверждение есть. От действий советской тройки пострадала KG1. Один экипаж был сбит в бою (пилот - фельдфебель Адольф Крауз) и разбился, никто не смог спастись. А второй самолет был подбит, но дотянул до своего аэродрома.

В августе 42 года 41 иап, один из лучших полков начала Войны, был расформирован. Липилин, который к тому времени уже был удостоен Звания Героя Советского Союза, попал в тыл - он теперь служил в перегоночном полку. Больше на фронте он не появился, благополучно встретил Победу, а после Войны продолжил службу в ВВС, дослужился до командира дивизии.

Как мы видим, это был выдающийся лётчик, который умел добиваться успехов на МиГе, используя его сильные стороны. Он был мастером внезапных атак. Однако победу над Кагенеком он смог одержать в маневренном бою, и это говорит о том, что и пилотажником он был прекрасным. Кроме того, у аса великолепная подтверждаемость побед.