Ав. соответствия монг. АЛ, АЛАГ, АЛТ

Магомед Мусаев 2
Иллюстрация: Сообщение о семи найденных в погребениях черепов эфталитов (т.н. "иранские гунны"). Все до единого с кавказоидными (европеоидными) антропологическими чертами и несут на себе следы прижизненной искусственной деформации.


Ав. соответствия монг. АЛ, АЛАГ, АЛТ


Халха-монг. АЛАГ "пёстрый, полосатый, разноцветный, пегий", АЛАГЛАХ "испещрять, делать что-л. пёстрым, полосатым", АЛАГТАХ "покрываться пестротой, пестреть, делаться пёстрым, полосатым", АЛАГЧ "пёстрая, пеструха, пегая (о масти самок животных)". Дагурское АЛААР "полосатый, белобокий, пегий (о масти)".

Ав. АЛАНЖ, диал. алан "корь". Корь, как известны вызывает высокую температуру, светобоязнь и приводит к образованию красных пятен (в форме горошин) по всему телу, которые при их появлении вызывают сильный зуд. Ещё одно диалектное ав. её название - "месед" (золото). Отсюда становится понятным почему в монг. АЛТ(ан) "золото".

Современное монг. обозначение кори переводится на русский "болезнь красных цветков".

Ав. ГЪАЛАЙ "олово", "тонкий слой олова на лужённой медной посуде". Ав. диал. ГЪАЛАЙ "тонкий слой снега"; "сыпь коревая". Таким образом, монг. АЛТ(ан), общетюрк. АЛТЫН находят своё соответствие в ауарском как "олово" и обозначение болезни "корь".

В халха-монг. АЛ также усилительная частица к УЛААН "красный"- АЛ УЛААН "ярко-красный". Напомним, что в халха-монгольском АЛ, УЛААН, АЛАГ, АЛТ - сплошь с латеральным "лъ". В одной из прошлых статей мы предположили, что в ауарском могло существовать табу на озвучивание красного цвета, как это имело место с некоторыми монг. племенами, где вместо УЛААН употреблялся эвфемизм.

Будухское АЛ, лезг. ЯРУ, таб. ЭРУВ, ИРЕВ "красный", лак. ярусса, яручу - традиционное обозначение ауарского населения в Дагhестане, этимологии на лакской почве нет. "Тум" - ав. "Лакия", тумал - "лакцы" (дагур. Тум - "десять тысяч" ). "Краснолицые", "краснолицые демоны",они же "хоры" - название всех пришлых в Синьцзян представителей монгольских племён и древних уйгуров. "Шазодонмар" ("поедатели мяса с красным лицом") - предки тибетцев в тибетской мифологии".

В Авесте содержатся сведения о КРАСНЫХ ХИОНАХ, индийские источники сообщают о hАЛА ХУНА "красных (или тёмных) ХУНАХ", средневековые иранские источники донесли до нас сведения о существовании КРАСНЫХ ХИОНОВ, они же известны византийцам в связи с аварами как КЕРМИХИОН ("черви-хионы" или же "красные хионы"). Японские исследователи полагают, что "красные хионы", в отличии от "белых", были связаны с кругом монгольских племён. На фресках Афрасиаба запечатлены белолицые и краснолицые послы к царю Ауархуману (Уархуману). Оба посла имеют европеоидные (кавказоидные)черты. На одной из эфталитских монет с бактрийскими легендами хорошо читается надпись греческими буквами АЛХОНО. Сообщение о существовании в прошлом  "алгонских ворот" в Дербенте сообщает Аббас-Кули Бакиханов в "Гюлистан-е Ирам".