Эссе. от всей души с вадимом тихомировым

Тамара Воронина 2
 Эссе.      ОТ ВСЕЙ ДУШИ С ВАДИМОМ ТИХОМИРОВЫМ.
(О Ваших глаголах внутреннего действия)
    Есть такая замечательная передача по Радио России. Вечер. День кончился, суета улеглась. Но продолжаю еще что-то делать по кухне. Радио мурлычит. Так. Что-Что? Слышу знакомый голос Тихомирова, у него очень интересные встречи, он так своеобразно подает своих гостей. Я бы сказала даже – РАСКРУЧИВАЕТ. Так, кто же  сегодня.  Надо же Бурляев. Ну, Николая Петровича знаю много-много лет. В 2010г. он  вручал мне  в Доме Кино в Москве  Диплом « Золотой  Витязь» за создание на Урале  в Екатеринбурге « Театра Слова». На сцене я  вручила ему наш диск « Царь Иудейский» спектакль по драме Вел. Кн. Константина Константиновича, или проще, КР.А на праздничном приеме я вручила по просьбе Николая Петровича еще несколько дисков нашим  дорогим гостям из Сербии, Словакии, Венгрии и из наших союзных республик. Диски были красиво оформлены и  имели очень праздничный вид. Некоторые из гостей подходили и просили подарить им диск. Да, это было то самое время, когда мы еще дарили. Включила звук и стала слушать  передачу. Детство, мальчик,.. и уже на съемах. А какие имена-Андрей  Арсеньевич Тарковский – Андрей Рублев. Смотрела этот фильм не один раз, если честно много раз. Этот фильм настоящая духовная школа жизни. Какие актеры, и этот худенький мальчик Коля во всей этой сложной драме страны, в нечеловеческих условиях существования. Какое терпение, какая сила Духа-невозможно передать. Тогда в советское время это было так ново, не похоже на нашу жизнь. Какая преданность человеческому, какая Вера в Бога, что-то новое входило в нашу жизнь и поражало правдой, и необыкновенной внутренней силой. Эпоха. Великая эпоха Андрея Рублева, ИКОНЫ, от которых дух захватывало. Какая красота, ведь смотрели, вытаращив глаза, да необычно. И слышу, как Николай Петрович вспоминает Толю Солоницына. Вот он его  вытаскивает, вытирает и завертывает в рогожку.. Толя Солоницын.  И я вспоминаю, а я ведь очень хорошо знала Толю Солоницына. Именно, он в начале моего пути, еще  в театральном училище сыграл большую роль в моем становлении. Это были первой ,второй курсы. Словом ,начло. Мастерство у нас вел Адольф Алексеевич Ильин. А вот когда он был занят в спектакле, то его у нас заменял Толя Солоницын. Он был особенным актером. Маленькая деталь воспоминания. Не помню, но в каком-то спектакле Толя играл рабочего, который все время спал. Может быть, и был какой-то текст, но я не помню, помню, что он только по пьесе спал. И вот идет действие, какие-то сцены, а он спит, и от него невозможно оторвать глаз, он ничего не делает, а глаза прикованы к нему. И Адольф Алексеевич нам говорил, Вы посмотрите.. вот это мастерство. Учитесь –это школа. И вот именно Толя приходил с нами заниматься, когда не мог наш  мастер. И я помню, он нам всем толковал про глаголы внутреннего действия, показывал примеры, просил нас разобраться: глаголы физического действия -стукнул; глаголы эмоционального действия: кричит, хохочет. И я обратила внимание, что это как-то группой не воспринималось. Заканчивались занятия, мы расходились ..И вдруг обнаружилось, что Толе со мной по пути. И ему и  мне идти в одну сторону по одной улице Куйбышева. Мне до Хохрякова, а ему дальше до  Шейкмана, кажется, а ,может ,и дальше. И вот за эту длинную дорогу пешком, я усвоила, что такое глаголы внутреннего действия. Школа Агурова ,та же школа Станиславского. И вот помню, как Толя говорит: «Тамара , заведи тетрадку и копи там эти глаголы, будет трудно, но потом станет понятно. Ты понимаешь, наша вся жизнь и общение на этом и строится».               
 Я завела тетрадь, стала копить собирать, и  что-то стала понимать. И чтобы мы в жизни не делали, в нас работает внутреннее действие. Вот и пример. Что делает мать ,когда ребенок капризничает-УГОВАРИВАЕТ.А потом может и физически наказать-ШЛЕПНУТЬ. Что делает следователь - ДОПРАШИВАЕТ. Потом, несколько лет спустя, когда я работала с народным артистом  СССР  Борисом Федоровичем Ильиным, он потрясал меня простыми открытиями, это было так понятно. Мы разбирали, помню, « Накануне» Что делает Елена, узнав об отъезде Инсарова ?Она должна не отпустить  его, она готова  была уехать с ним, а поэтому искала встречу.И эта встреча решения  произошла. И помню еще,  когда мою « Госпожу Бовари» слушал Народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов, то он  сказал: «А Вы можете ощутить себя в клетке ,и я вдруг  ощутила, что меня связали .Я в клетке» .И что?Попалась.  И  снова слушаю голос  Народного артиста Николая Петровича Бурляева. Его встречи, его съемки, когда  надо прыгать с обрыва, замерзать в холодной воде. И  я улавливаю и понимаю все, и  эту потрясающую русскую школу человеческой правды на сцене, на экране. И я счастлива, что все живет, все действует. Слезы льются, а как же иначе? Спасибо огромное Вам, Николай Петрович, за эту искреннюю правду, за эту исповедь, большого артиста.
Народная артистка России  Тамара Воронинаг.
г. Екатеринбург
 12. 11. 2023г