Казачий фольклор

Новосельцев Григорий Петрович
Казачий фольклор
Денис Александров. Казачьи традиции, культура и фольклор.  Казачество – наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием.Казаки издревле жили семьями в укрепленных поселениях – «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был «принцип рода», который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойное воспитание и жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Деление общины на возрастные «беседы» позволяло не нарушать связи поколений, передавать традиции казачества, отслеживать процессы воспитания и обучения юных казачат и казачек, воздействуя на них всем обществом, не прекращать обучение и воспитание до конца дней своих. В итоге – отсутствие в казачестве проблемы «отцов и детей», передача традиций в первозданном виде из поколения в поколение.Казачьи законы. Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.Казачьи заповеди. Превыше всего в казачестве были казачья воля и народоправство. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи». По тебе судят обо всем казачестве – народе твоем. Служи верно своему народу, а не вождям. Держи слово, слово казака дорого. Чти старших, уважай старость. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай. Будь трудолюбив, не бездействуй. Береги семью свою, служи ей примером.Казачьи пословицы и поговорки:Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.Казан проверяют по звону, а казака по слову.Казак молодой, а сноровка старая.Казаком быть – не разиня рот ходить.Казачья смелость порушит любую крепость.Веселы привалы, где казаки запевалы.Где тревога, туда казаку и дорога.Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.Чтобы больше иметь, надо больше уметь.Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.Не хвались казак травою, хвались сеном.Пироги на кустах терна не растут.Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору.Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела – прячутся в кусты.Смекалка во всяком деле казака выручает.От безделья не бывает у казака веселья.Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.Песенная культура. В силу исторически сложившихся обстоятельств казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого числа различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как исторических, повествующих о реальном лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе. Местные протяжные песни в большинстве своем исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко. Свадебный обряд у казаков по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции: для него характерны красочность, обилие песен, шуток и прибауток.Одной из самых популярных среди всех казаков является (романс) «Не для меня», протяжная песня «Чёрный ворон», историческая песня «Дон Иванович», «Всем, всем казак был доволен» (военно-бытовая), раздольная песня «Пчелочка злотая». Основана эта песня на стихотворении Г. Державина «Пчелка златая», в песенниках публикуется с конца XVIII и на протяжении всего XIX в., причем всегда первоначальный авторский текст. В 1840-1860-е гг. задорная песенка утвердилась в студенческой среде, а затем прижилась и у донских казаков. О сущности слов песни у этнографов и исследователей песенного фольклора нет единого мнения. У Г. Державина речь в стихотворении ведется от лица пчелки, что для простого народа было странным («Пчелка, влюбленная в девушку?»), а потому в фольклорном песенном варианте повествователь – молодец, а пчелка осталась лишь для колорита.Не для меня(роман)Не для меня придет весна,Не для меня Дон разольется.И сердце девичье забьется,С восторгом чувств не для меня.Не для меня цветут сады,В долине роща расцветает –Там соловей весну встречает,Он будет петь не для меня.Не для меня журчат ручьи,Бегут алмазными струями.Там дева с черными бровями –Она растет не для меня.Не для меня придёт пасха,За стол родня вся соберется,Вино по рюмочкам польется –Пасхальный день не для меня.А для меня кусок свинцаОн в тело белое вопьется,И слезы горькие прольются -Такая жизнь прождет меня.Черный ворон(протяжная)Черный ворон, друг ты мой залетный,Где летал так далеко?Где летал так далеко?Ты принес мне, а ты, черный ворон,Руку белую с кольцом.Вышла, вышла, а я на крылечко,Пошатнулася слегка.По колечку друга я узнала,Чья у ворона рука.Эт рука, рука мойво милова,Знать, убит он на войнеОн убитый ляжить незарытыйВ чужедальней стороне.Он пришёл сюда с лопатой,Милостивый человекИ зарыл он в одну могилуДвести сорок человекДон Иванович(историческая)Уж ты, Дон, ой, да ты, наш Дон,Дон, Дон Иванович,Уж ты-е-е, Дон, ой, да ты, наш Дон, ой-е,Дон, Дон Иванович.Э…Дон Иванович…Про тебя, ой, да ты, наш Дон,Ляжит(ь), ляжит(ь) славушка.Э, ляжить она славушка,ой-е,Слава до… ой-е, добрая-е-е,Речь, речь высокая-е-е…Слава добрая, речь высокаяЭх, речь высокая…Как бывало, ты, наш Дон,Всё быстро, всё быстро бежал.Э… все быстро бежал…ой-е,А теперя, ой, да ты, наш Дон,Возмущенный стал.Э…возмущенный стал…Помутился, ой, да ты, наш Дон,Свер… сверху донизу.Эх, сверху донизу, ой-е,Сверху донизу,Снизу, снизу доверху.Эх… снизу доверху…Распуща… ой, да ты, наш Дон,Я… ясных соколов.Эх, ясных соколов, ой-е,Ясных соколов, ой-е,Донских, Донских казаков.Эх, Донских казаков, ой-е,По чужим, толечко, да ну землям,По… по ТуретчинеВсем, всем казак был доволен(военно-бытовая)Всем, всем казак был доволенНикакой нужды не зналВсем, всем казак был доволенНикакой нужды не зналА теперь всё испыталВ Севастополе бывалВ чистом поле в синем мореКаждый день и каждый часВ чистом поле в синем мореКаждый день и каждый часДень мы мокнем ночь дрожимВсею ноченьку не спимСам холодный конь голодныйНегде голову склонитьСам холодный конь голодныйНегде голову склонить.Море Черное шумитВ кораблях огонь горитОгонь тушим турок душимСлава донским казакамОгонь тушим турок душимСлава донским казакамСлава русская большаяМы гордимся ей всегдаКонь мой верный подо мноюПика слава казакаКонь мой верный подо мноюПика слава казакаКонь мой верный подо мноюПика слава казакаШашка верная подругаИ винтовка для врагаШашка верная подругаИ винтовка для врагаПчелочка злотая(пляловая)Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь?Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь-жужжишь?Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь?Ой, около летаешь, а прочь не летишь.Эх, около летаешь, а прочь не летишь-летишь.Жаль, жаль, жалко мне, а прочь не летишь.Али верно любишь, ай, Любочку мою?Али верно любишь, ай, Любочку мою-мою?Жаль, жаль, жалко мне, Любочку мою.У моёй у Любы, ай, русая коса.У моёй у Любы, ай, русая коса-коса.Жаль, жаль, жалко мне, русая коса.Лента голубая, ай, ниже пояса.Эх, лента голубая, ай, ниже пояса-яса.Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса.Сладкие, медовые, ай, губочки у ней.Эх, сладкие, медовые, ай, губочки у ней, у ней.Жаль, жаль, жалко мне, губочки у ней.Мягкие пуховые, ай, сисочки к ней.Эх, мягкие пуховые сисочки у ней, у ней.Жаль, жаль, жалко мне, сисочки у ней.Любить ее можно, ай, целовать нельзя.Эх, любить ее можно, ай, целовать нельзя-нельзя.Жаль, жаль, жалко мне, целовать нельзя.Я к губам прилипну, ай, с нею я помру.Эх, я к губам прилипну, ай, с нею я помру-помру.Жаль, жаль, жалко мне, с нею я помру.Врешь – и не прилипнешь, брешешь – не помрешь.Врешь – и не прилипнешь, брешешь – не помрешь, помрешь.Жаль, жаль, жалко мне, брешешь – не помрешь.В каждом куплете повторяются дважды первая строка, затем остальные.Донской фольклор богат не только песнями и казачьими танцами. Среди казаков очень популярны «байки» – короткие рассказы, схожие с анекдотами; сказки, сочиненные самими казаками и передающиеся из поколения в поколение.Рыболовство – одно из древнейших занятий донских и кубанских казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. Во время весеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало, сети забрасывали прямо с крыльца куреня.Гуманное и заботливое отношение к детям – одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым – значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми – всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Родители давали возможность ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение ко злу.Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье и строились по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определенный возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте с восьми (в некоторых семьях с 7 лет) и до 12 лет.Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой церковной исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым мальчик в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! – говорили они. – Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!»С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, – говорил отец, – на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам.В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам все меньше позволяли сюсюкать с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!»В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат.С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. С этого же времени он учился владеть нагайкой, его начинали приглашать на «беседы». С 8 лет главная роль в воспитании мальчика принадлежала крестному. Крестный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крестный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крестного, когда дело могло принять опасный оборот, а крестный не давал отцу жалеть сына.Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось обучение его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.