Отцы и внуки Глава 25. Спасибо всем!

Надежда Дьяченко
               
                Все счастливые семьи похожи друг на   
                друга, каждая несчастливая семья
                несчастлива по-своему.
                (Л. Н. Толстой. "Анна Каренина")


                Может и будет когда-нибудь свет в конце тоннеля, а пока только чёрное облако непрерывно катило на Павла. Тринадцатого мая он сообщил Вере Петровне, что ему срочно нужны деньги.
- Бабушка, лечу домой. Отец, в ответ на мои заявления, подал встречные. Надо расписаться, что я ознакомлен. Это обязательно, иначе меня объявят в розыск, могут посадить. Мне друг занял пять тысяч, надо ещё пять. И десять на обратную дорогу. Начальник мной недоволен, говорит:"Я тебя на экскаватор посадил, а ты такой проблемный".
- Паша, сейчас вышлю шесть тысяч, остальные потом. У меня наличка. Схожу  к банкомату.
- И ещё, баба. Наверно, помощь твоя будет нужна. Приезжай в полицейский участок в нашем микрорайоне. Покажешь нашу переписку в Ваттсапе. Я прилетаю вечером поздно и в эту же ночь возвращаюсь назад.   
- Приеду на такси. Позвонишь конкретно к какому времени.

          Позвонил Павел в двенадцатом часу ночи и радостно сообщил:
- Бабушка, мне повезло! Начальник подвёл ко мне мужика и говорит:"Это юрист, он иногда решает наши спорные вопросы. Покажи ему свои документы, может и тебе поможет". Юрист, Андрей Иванович, живёт в Новосибирской области, там обслуживает лесозаготовительные участки. Я записал его координаты. Пока летели, он полистал мои бумаги, всё понял. Мы пришли в полицейский участок, он что-то сказал там на своём юридическом языке, все посмеялись. Андрей Иванович сказал, чтобы я никакие бумаги не подписывал, потому что я банкрот. А раз банкрот, то отец больше никаких исков подавать не будет. Банкротство оформить надо в МФЦ. В Южно-Сахалинске оформлю. 
- Паша, ты сейчас где? Дома?
- Нет, в аэропорту, через четыре часа рейс. Домой не поехал, надоели скандалы. Тоня ругается, хочет, чтобы я вернулся домой. Не понимает, что я там, потому что зарплату выдают наличкой. Угрожает разводом.
- Паша, отдохни перед полётом, сообщишь как прилетишь на место.

         Бабушка волнуется, вдруг внук затянет с оформлением банкротства:
- Паша, ты собрал документы для МФЦ?
- Там никаких документов не надо, отдаёшь паспорт и всё. Они всё сами делают. Мне юрист позвонил, сказал, что не надо оформлять банкротство. При банкротстве я всё потеряю. Он изучил мои дела и  считает, что можно всё вернуть. Я согласился.
      
    Вера Петровна оптимизма внука не разделяла: кто его знает этого залётного правоведа. Через день Павел сообщил бабушке, что адвокат в Южно-Сахалинске и он уже подписал договор.
- По договору в случае победы, я плачу ему два с половиной процента от суммы выигрыша. Хотел  три-четыре процента, но я поплакался и уговорил его на два с половиной.  Говорит:"Сделаю скидку, мы с тобой в одной организации работаем".  Сейчас ему надо заплатить пятьдесят тысяч за услуги. В услуги входят транспортные расходы, распечатка документов, оплата заявлений. Двадцать пять процентов от суммы услуг вернётся. Работа юриста стоит двадцать тысяч.
- А если проигрыш? Плакали наши денежки?
- Нет. В сумме возврат составит шестьдесят процентов.    
- Хорошо, будем оплачивать расходы и надеяться на успех.
- Бабушка, вышли пятьдесят четыре тысячи. Оплачу его расходы и мне на прокорм. Скоро моя стажировка закончится и я перейду на общий стол.
- У меня на карте нет таких денег, надо идти в банк, снимать со счёта. Я уже давно доллары трачу.
- Он улетает в Читу в два часа дня. Успеешь выслать.
- Зачем в Читу? Ты же выиграл суд у этого бандита.
- Андрей Иванович сказал, что мало выиграть суд, надо ещё оговорить порядок возврата денежных средств. Если бы в прошлый раз это сделали, девяносто семь тысяч я бы получил. Ещё он сказал, что обычно срок решения таких дел до года, но в моём случае можно уложиться в полтора месяца.

        На другой день Павлу нужны деньги на полёт в Читу и обратно.
- Бабушка, юрист сказал, что теперь мне по якутскому делу должны на двадцать тысяч больше и по суду я официально признан твоим должником. Деньги будут перечислять на твою карту. Я сказал ему номер твоего телефона, он говорит, что этого мало. У тебя есть карта, на которую не установлен мобильный банк?
- Есть. Я ведомственную пенсию получаю в ВТБ банке. Записывай номер карты.
 Через несколько дней Павел позвонил:
- Бабушка, юрист выиграл суд. Мне должны вернуть один миллион восемьсот сорок тысяч рублей. Семьсот сорок тысяч из бюджета государства, другая - компенсация, она будет приходить четыре года. Но, чтобы получить эти деньги, надо заплатить сто две тысячи рублей.

       Что надо заплатить Вера Петровна, уже знала. Заплатила сто две тысячи, там наверху посчитали, оказалось мало. Раза три пересчитывали и всё было мало. В конце концов бабушка удовлетворила счетоводов: выплаты по компенсации одобрили. Но их можно получить только тогда, когда рассчитаешься с долгами с государством.

         Что долг государству надо отдать, бабушка не спорила и оправляла десятки тысяч, а то и сотни. Приставы были не довольны, вызывали в суд, а это расходы на такси. Юрист за проделанную работу потребовал тридцать тысяч рублей. Просьба была удовлетворена. Вера Петровна надеялась, что Павел получит в июне зарплату и ей станет легче, но её  задерживали. Следом ещё один удар по её кошельку:
- Бабушка, в связи с тяжёлым положением в стране, у нас с первого июня отменяется ужин. Мужики решили закупить продукты оптом, скидываются по пять тысяч. Пришли мне шесть тысяч. На такси и на перекус. Куплю Доширак и тушёнку.
- Может теперь предприятия отчисляют на СВО деньги? Не знаю, спрошу у Олега.  Паша, Доширак не покупай, почитай, какой он вредный. Сердце болит, так ещё и желудок посадишь. Купи макароны к тушёнке. Масло, чернослив.

    Обещали с первого июня, а перестали кормить через пару дней. Хорошо, что ребята успели закупить продукты. В конце мая Павлу опять нужны деньги:
- Бабушка, я лечу домой с юристом. На билет мне занял друг, а ты займи на обратную дорогу. Я тебе сразу отдам, как получу зарплату в Уссурийском карьере. Юрист с казал, что он легко докажет тому директору, что он не прав. Я взял копии документов у  Валерия Петровича и поеду в Уссурийск.

     На другой день Вера Петровна  получила от внука сообщение, от которого у неё похолодело внутри:
- Бабушка, я устал, поплакал немного. Мне помереть охота, в голове пульсирующая боль и в глазах темнеет.  В Уссурийске всё плохо. Я в отчаянии. Меня тут чуть не посадили. Не надо было мне самому подавать документы.
- Почему ты сам подавал документы? А юрист где?
- Он в Новосибирске. По телефону консультировал. В Уссурийске на меня подали в суд за порчу имущества. Якобы, я испортил двигатель.
- Паша, не волнуйся, у меня в Контакте есть наша переписка, когда ты уходил от них. Там речь шла о том, что ты не оформлен на работу и никаких упоминаний о двигателе. Подашь в суд и выиграешь дело.

- Я пока Уссурийском заниматься не буду. Мне бы рассчитаться с государством и юристом по основному делу. Юристу надо сейчас выслать тридцать тысяч за работу. Я ему говорю, что расчёт после получения выплат, а он:"Что же мне, четыре года ждать?". А государству я должен, потому что неправильно оформлял документы и кучу разных бумаг делал, когда подавал иски. Я запутал суды и получается , что я вымогал деньги у него незаконным путём и я преступник. Сейчас, когда юрист всё сделал правильно, я должен рассчитаться с государством и заплатить штрафы за незаконное пользование бюджетными деньгами. Интересно получается: я никакими деньгами не пользовался, но преступник и надо платить.

- Паша, нам в этих законах не разбираться. Надо платить, так плати.
- Мне сейчас надо заплатить семьдесят одну тысячу, друзья обещали занять двадцать одну, займи пятьдесят.
- Хорошо, пришлю. А ты бери у всех, кто занимает. Неизвестно сколько ещё платить. И тридцать тысяч для юриста тоже вышлю.

       Друзья не заняли, Вера Петровна выслала выслала внуку семьдесят одну тысячу. Он сообщил, что долг оплатил и сказал приставам, что если этого будет мало, то он здесь же у них и повесится. Оказалось мало, надо ещё двадцать три тысячи. Бабушка выслала двадцать три и добавила на питание. А потом внимательно перечитала переписку и написала Павлу:
- Расскажи своему юристу во сколько тебе обошлась поездка в Уссурийск. Он мог бы запросить копии твоих документов в нашем карьере по факсу и написать претензию начальнику Уссурийского карьера, а не гонять тебя. Юрист неправ. Не через четыре года ты должен с ним рассчитаться, а после того, как начнут поступать платежи.
- Бабушка, ночью опять звонил юрист, я ему всё, что ты написала, высказал. Он говорит, что понимает меня, мои проблемы. Но надо идти до конца как бы тяжело не было. Если сейчас не рассчитаться с государством полностью, то потеряешь все деньги, которые уже заплатил. Сейчас надо ещё двести десять тысяч. Он мне занимает сто двадцать пять, а ты вышли восемьдесят пять. И ещё сказал, что если суд проиграет, то я должен вернуть ему только семьдесят пять тысяч. Это уже последняя плата.
- Хорошо, Паша, восемьдесят пять тысяч мне по силам. Но пусть тебе дадут справку с подписями и печатью, что ты ничего государству не должен.

      Павел получил требуемую справку, а через день звонок от юриста, опять последний платёж - триста семнадцать тысяч рублей.
- Бабушка, я двести сорок семь тысяч занял у друзей, не хватает семьдесят. Умоляю - помоги. Я верю, что это последняя плата.
- У меня уже нет денег. Буду просить Олега.

      Если бы внук получил зарплату вовремя, они бы рассчитались с государством, но  директор предприятия предложил  им написать согласие на выплату зарплаты в размере пяти тысяч в месяц. Остальные деньги выплатят в сентябре. Он им объяснил, что водители и механики не освобождены от участия в СВО.  И если они не хотят воевать, то должны с ним согласиться.
 -  Паша, а ты зачем согласие это написал? У тебя же порок сердца, отстрочка на два года.   
- Я не хотел выделяться. Зато теперь нас будут кормить три раза в день.

        Увы, наслаждаться полноценным трёхразовым питанием Павлу посчастливилось недолго. Его отправили в тайгу на строительство дороги. Бригада жила в вагончике, кухни там не было, поэтому рабочим дали солдатские пайки. Всё бы ничего, но беда в том, что дали один паёк на четверых. Директор согласен, что мало, но на предприятии пока тяжело с финансами, в получку им всё выплатят. А пока Вера Петровна доплачивала внуку за питание. Ребята покупали продукты в соседнем поселке, до которого можно было добраться только на такси.

      Вера Петровна позвонила сыну:
Олег, ваше предприятие отчисляет средства на СВО? Директор карьера, где работает Павел сказал, что в связи с тяжёлым положением в стране у них нет денег на трёх-разовое питание рабочим. Зарплату им будут выдавать по пять тысяч в месяц, остальные в сентябре.
- Чушь какая-то. Никаких отчислений нет. Мы по своей инициативе оказали помощь. Меня вызвали в военкомат, поблагодарили на этом всё. Ты почему Паше так много денег высылаешь?
Он что, на эти деньги семью содержит? Всё проел? Ты уверена, что он работает в Южно-Сахалинске экскаваторщиком? Он тебе прислал фото своего трудового соглашения, фото прав на работу на экскаваторе? Я раньше ему сочувствовал, десять тысяч на день рождения подарил, а теперь не верю.
- Нет, я ему посылаю только на питание, лекарство, такси. Основные деньги идут на адвоката, оплату долга Павла бюджету государства.
- Я сейчас в командировке в Южно-Сахалинске, не могу до него дозвониться.
- Он работает сейчас в тайге на строительстве дороги, а не в карьере. Учредитель нашёл себе ещё заработок. В тайге связь плохая, не всегда получается дозвониться.

     Олег перестал верить Павлу не без влияния своей тёщи. Она еще в прошлом году предупреждала Веру Петровну, что внук её разводит на деньги.  В этом году, поздравляя её с днём рождения, Валентина Ивановна, не смогла удержаться, чтобы не затронуть этот больной вопрос.
- Вера, я же бухгалтер, в деньгах разбираюсь. Смотрю на суммы, которые ты переводишь внуку и вижу: это классический развод на деньги.  Почему он у нас в городе не устроится на работу, а ездит по вахтам? Не берут потому что глуп? Ленивый?

      На возражения Веры Петровны она отвечала, что это всё его слова и верить им нельзя. Сватья судила о Павле, не зная его совершено, а Вера Петровна не сомневалась в том, что внук попал в беду и что, кроме неё, помочь ему некому. 
      
       Невесёлые раздумья Веры Петровны прервал звонок Олега.
- Мама, Пашка мне сам позвонил. Рассказал о своих злоключениях. Волновался, говорил, еле сдерживая слёзы, переживает, что мы ему не верим.  Выдумать такую складную ложь у него ума не хватит. Я склонен ему поверить. А вот с юристом надо разобраться. Пусть он пришлёт Павлу фото решения суда.  Не все страницы, а первые, последние с подписями и печатями и ту, где Пашка указан твоим должником. Странно, что этому адвокату позвонить нельзя. Мой юрист сказал, что надо было банкротом его объявлять, а из бюджета государства вообще нереально вернуть деньги. Можно, но трудно. А пока  для него деньги не переводи.
- Пашин юрист то же самое говорил. Банкротом он передумал его объявлять, потеряет всё. Если и не вернутся все деньги, то хотя бы отец его перестанет иски в суд подавать. Алик уже притих. Если этот адвокат окажется аферистом, то найти его несложно, координаты известны. Чеки в мобильном банке у меня сохранены. Работает юрист в тайге, обслуживает лесозаготовительные фирмы. Связь с ним бывает, когда он приезжает в посёлок. Я посмотрела по коду, это Кыштым Новосибирской области. Звонит по стационарному телефону. Свой телефон не дает, потому что у него клиентов много, если отвечать на каждый звонок, ему некогда работать будет. Ведь к разговору надо подготовиться.

       Вера Петровна написала внуку о решении Олега и о том, что у неё нет семидесяти тысяч. Посоветовала вернуть те двести сорок семь тысяч, которые он занял, своим друзьям. Павел так и сделал. Когда юрист позвонил ему в очередной раз, он высказал ему претензии, которые были у Олега. И ещё сказал ему, что пойдёт с жалобой в полицию, если до тридцатого июня не придут деньги, выигранные им  в суде. Дал ему номера телефонов Олега, Веры Петровны. Юрист обещал позвонить, но ни фото, ни телефонных звонков от него не поступило.
 
       Не прошло и недели как внук сообщил бабушке:
- Капец. Я весь на нервах. Мне мои успокоительные таблетки не помогают.  Юрист разозлился на  мой ультиматум и сказал, что оплатит мои триста семнадцать тысяч.  Через день позвонил, сказал, что он не обязан занимать деньги клиенту, но раз от меня все отвернулись и не верят мне, то он оплатит всё. Я Олегу рассказал, он говорит, что не надо было говорить юристу, что мы считаем его мошенником.  Позвонит в следующий раз - извинись и скажи, что просто  у нас больше нет денег.

       Юрист оплатил долг и сообщил, что отправил документы на утверждение.

       Денег у Веры Петровны действительно не было, а у внука проблема за проблемой.
- Бабушка, нас отпустили в город, займи три шестьсот. На такси, на перекусить, лекарство и надо какие-то башмаки купить. У этих отвалилась подошва, приклеил скотчем.

       Вечером Павел отчитался: купил туфли  удобные, за восемьсот рублей.
 
       В другой раз:
- Бабушка, я убедился, что надо технику безопасности выполнять. Люблю прыгать с экскаватора на насыпь. Прыгнул неудачно, штаны и трусы разорвались полностью до пояса. Пришли пять тысяч на одежду. Ночи холодные, мёрзну, что-то тёплое надо купить. Мёрзну, но потею во сне.

         Для постороннего человека это может выглядеть как развод на деньги, но Вера Петровна знала, что мать Павлу купила одежду семь лет назад  на тридцать тысяч рублей, подаренные благовещенской бабушкой. Потом жизнь его сложилась так, что ему было не до обновок. А мёрзнет и потеет во сне не спроста:порок сердца. И ещё - нервы. Родители постарались.

         У Паши радость:
- Бабушка, наконец-то я держу в руках свои заработанные деньги. Нам выдали по пять тысяч. Три месяца работал и не получал денег! Меня оставляют на базе на время болезни экскаваторщика. А здесь нормально три раза кормят.

       Радость была недолгой. Пришёл внук со смены и увидел дверцу своего металлического шкафа приоткрытой. Видно, что кто-то поработал инструментом. Пропал паспорт, в котором лежали его  права и допуск для работы на экскаваторе. И ещё СНИЛС. СНИЛС он потом нашёл на помойке, а паспорт и права исчезли бесследно. Пришлось Вере Петровне оплачивать штрафы. Поездку за получением паспорта она оплачивать отказалась: нет денег, в тайге тебе паспорт не нужен. Получишь, когда разбогатеешь. А права экскаваторщика - забота руководства. Так и получилось. Перед очередной проверкой начальник организовал поездку за правами для всех нерадивых работников.

        Бабушка удивлена:
- Паша, что у вас там за публика? Воры, пьянь?
- Не сказать чтобы криминал, но деньги лучше держать на карточке. Поосторожней надо быть.

       Выздоровел старый экскаваторщик и Павла опять отправили в тайгу. А там -  сухой паёк один уже на троих и  плохая связь.

      Вера Петровна на ночь выключает звук у смартфона. Проснувшись, как обычно, в четыре часа она увидела множество сообщений и непринятых звонков от Павла. Он очень волновался.
- Бабушка, займи мне три тысячи двести рублей на такси от Красногорска до Ильинска. Юрист в Томари в МФЦ отправил документы, которые мне надо подписать. Я спросонья не всё понял, но точно знаю, что мне надо ехать. И ещё он сказал, что в понедельник мне к вечеру позвонит. Начальник хамло, не отпускает, говорит:"Поедешь в понедельник, в субботу МФЦ не работает".
- Паша, будь спокойней, я сейчас посмотрела на компьютере. У нас тоже некоторые МФЦ в субботу не работают. Я деньги вышлю, поедешь в понедельник.

      В понедельник внук с утра помчался в неведомые Томари, а потом сообщил Вере Петровне:
- Я не знаю, что сказать. Никаких документов в МФЦ нет. Потратил впустую выходные, разругался с начальником, юристом. Не взял зарядку на телефон, стою на остановке, скоро останусь без связи. Ночью такси дороже. У меня не хватает денег на обратный билет, я просчитался и ещё нормально поел. Взял куриную ножку с рисом. Юрист прав во всём: надо быть поспокойней. Оказывается он сказал, что может быть отправит документы, а не отправил. Пришли мне деньги, я поеду на базу.

        Что у Павла нервно-психическое состояние не в лучшей форме, понимали и юрист, и начальник. На следующий день бабушка получила от внука СМС:
- Я сидел и плакал, начальник подошёл и сказал, что я слишком зациклился на своей беде. Сказал, чтобы я отвлёкся, посмотрел на мир, сходил в кино, посидел в кафе. Только чтобы не пил. Он выпишет мне премию пять тысяч рублей, но дадут её в получку. Вышли мне, с получки тебе сразу отдам. Обещали в этом месяце выплатить полную зарплату наличкой всем. Мужики бунтуют.

       Павел отдохнул хорошо: посидел в кафе, сходил к морю, на рынке купил себе джинсы, майки, носки. Вера Петровна была спокойна: внуку хватит одежды до получения полной  зарплаты, даже если она и будет в сентябре. Но, как рассказал Павел, мужики голодные, злые, на работу отказываются выходить. Бригадир и начальник обещают, что полную зарплату выдадут числа двадцатого-двадцать пятого июля. Павел жаловался, что ночами не спит от голода, нет мыла, бабушка занимала деньги до пенсии, высылала, сколько могла. А там конец июля и всё образуется. Но выдали опять только пять тысяч, зато стали хорошо кормит, т.е. стали каждому выдавать по пайку. И ещё Павел сообщил, что в сентябре его отправляют в командировку в Астрахань. Фирма закупает технику, а он и ещё двое ребят будут её тестировать и отправлять на Сахалин. Бабушка довольна: хоть мир повидает Павлик, да и голодать не будет. 

      И, наконец, долгожданное известие:
- Бабушка, привет! Видимо юрист всё-таки что-то сделал. Мне стали приходить сообщения, что карты разблокированы. Главное - зарплатная карта сбербанка разблокирована, но есть карта, на которую арест.
- Давай я тебе для пробы скину на карту Сбера десять рублей.
- Пока не надо, подождём дня три.
       Когда все карты были разблокированы, Вера Петровна отправила внуку на его карту пятнадцать рублей, всё что осталось у неё на карте, и чек об отправке перевода.
- Бабушка! Я получил! Я так счастлив! Всё работает! Всё работает. Тфу, тфу, тфу. Меня трясёт от радости. Ты рада? Нам в июле обещали полную зарплату выплатить. Я тебе большую её часть пришлю!
- Конечно рада! Молодец твой адвокат. Пол-миллиона тебе занял  и добился победы. Честь для него дороже денег.
- Бабушка, спасибо тебе! Спасибо всем кто помогал! Помогал и верил.