Заметка о Элжерноне Блэквуде

Теург Тиамат
Заметка о Элжерноне Блэквуде
(записная книжка август 2016 года)

Он если и не основатель, то один из главных предтеч литературы ужасов. Его «Ивы» и «Хребты безумия» Лавкрафта – это Яхин и Боаз хоррора. «Ивы» хочется перечитывать и перечитывать. Совершенно невыразимое ни словами, ни музыкой чувство остаётся после прикосновения к этому удивительному произведению, к тому же написанному прекрасным классическим слогом. Блэквуд как никак британец. Думаю, что Лавкрафт был достойным учеником Блэквуда, хотя последний не любил произведения Лавкрафта.
В письме к Августу Дерлету (ещё одному из основоположников чёрной фантастики) от 10.06.1946 г. Блэквуд писал: «Меня обычно совершенно не задевает «чистый ужас», то есть лишённый удивления перед Вселенной… Я задался как-то вопросом: отчего Лавкрафт по большей части оставляет меня равнодушным, ведь он так мастерски владеет словом и арсеналом кошмаров? Не оттого ли, что он громоздит одни материальные ужасы на другие, не соотнося их с более всеобъемлющими вопросами – космическими, духовными, буквально «неземными»? Нечто во мне инстинктивно отторгает разложение, могилу, переизбыток вещественных деталей».
Но «Ивы», как по мне (так и согласно мнению Лавкрафта, признавшего это произведение лучшим из всего написанного в жанре хоррор) – это пример чистого ужаса.