023 Тайна Дельфийского оракула. Парнас Греция

Виорэль Ломов
Раздел  2 Европа

023 Тайна Дельфийского оракула. Парнас (Греция)

Дельфийский Парнас — двухвершинная гора одноименной горной цепи. Находится в Фокиде (Средняя Греция), в 10 км от Коринфского залива Ионического моря. Пик Ликорея имеет высоту 2457 м, пик Геронтобрахос — 2395 м. В древности Парнас считался священной горой Аполлона и муз. На склоне горы на высоте 700 м находился общегреческий религиозный центр Дельфы. Ныне это археологический заповедник, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На его территории бьет Кастальский ключ, над которым вздымаются две темные 300-метровые скалы, Федриады. У подножий этих скал располагались святилища Аполлона и Афины Пронайи. С одной из скал бросали приговорённых к смерти нечестивцев. В Дельфийском храме Аполлона с X в. до н.э. (по Плутарху — с 3 тыс. до н.э.) по 394 г. действовал знаменитый оракул. Корикийская пещера на высоте 1360 м была посвящена Пану и корикейским нимфам. На вершине горы пребывал любимец муз крылатый конь Пегас.

Таких гор как Парнас, сыгравших в мировой истории и культуре первостепенную роль, ставших символом высокого искусства, немного на Земле. В древности «гора Парнас считалась средоточием земли, подобно тому, как город Дельфы признавался центром панэллинского государства в религиозном отношении» (Ф.А. Брокгауз). На протяжении тысячелетий Парнас соотносился с творческим гением человека, а Дельфийский оракул — с волей богов и зыбкостью человеческого бытия.

Топоним Парнас догреческого происхождения; предположительно, означает «святилище», «дом», «храм». Своим именем гора обязана божеству Парнасу, которого родила корикийская нимфа Клеодора от Посейдона. Парнас стал первым толкователем воли богов по полету и крику птиц. В месте, где находился сакральный центр Вселенной — Пуп Земли, он основал поселение и оракул Пифо, посвященный Матери Земле Гее. Оракул охранял гигантский змей Пифон, обвивший город семью кольцами. По имени змея место называли Пифон, а жриц оракула — пифиями. В середине IX в. до н.э. здесь воздвигли храм.

Бог света Аполлон убил Пифона, установил общегреческие Пифийские игры, вторые по значимости после Олимпийских, и дал городу имя своего сына Дельфа (др.-греч. «Выдолбленный»). С приходом на Парнас бога искусства, прорицателя Аполлона здесь появились музы, нимфы и проч. необходимые всякому искусству лица и атрибуты, а наука вещания от решения житейских проблем поднялась до высот международной политики.

Как-то Аполлон увидел возле ручья наяду Касталию и, пленившись ею, стал склонять к близости. Однако строптивая нимфа скрылась в водах ручья. Огорченный бог назвал родник Кастальским ключом и наделил его волшебной силой. Духовно богатые люди, испившие его воды, обретали вдохновение и становились поэтами и пророками. Пифии мыли в ручье волосы, перед вещанием ритуально омывались и выпивали глоток воды. Позднее в воде ручья очищались паломники, приходившие в Дельфы. Источник существует и поныне. Множество туристов со всего света пьют из него, умываются, но стихотворцев от того больше не становится, хотя «ясновидцев» заметно прибавилось.

Находясь в центре Древней Греции, на пересечении торговых путей, Дельфы оказались в эпицентре внутренней и внешней политики греческого общества. Дельфы прославил оракул. Со всей Греции собирались паломники, чтобы получить от него ответ на любой вопрос. С VI в. до н.э. оракул принимал посетителей ежедневно, в связи с чем в храме вещали три жрицы. Приходивший к оракулу должен был соразмерно своему состоянию принести жертву. О богатстве даров можно судить по тому, что на одной из площадок Священной дороги у храма Аполлона, среди даров, стоявших в несколько рядов, одни только золотые треножники сиракузского тирана Гелона весили 1855 кг.

Если бог благосклонно принимал жертву, паломник проходил к оракулу. Вопросы задавались пифии, сидевшей на высоком треножнике над расселиной в скале, из которой поднимался дурманящий пар. Вещунья прозой или гекзаметром прорекала ответ Аполлона, который тут же записывал жрец-пророк храма. Бывали дни, когда бог не давал ответы. По преданию, Александр Македонский ушел ни с чем.

Когда дельфийскому оракулу предстояло дать предсказание какому-либо правителю; это был ответственный момент, влиявший на авторитет оракула, доходы храма и возможность Дельфам процветать и дальше. А для этого пророчества должны были сбываться. Конечно, жрецы, среди которых было немало таких виртуозов слова, как Плутарх, обладали информацией по «текущему моменту», разбирались в тонкостях большой политики, искусно толковали пророчества пифий. Но и пифии умели сказать так, что ответ можно было истолковать как угодно. Как сам вопрошающий растолковал, так и будет, если получится. А нет — сам виноват, неверно понял. В том-то вся хитрость и заключалась. Никогда, ни разу пифия не сделала точного предсказания — в лоб. Сплошь иносказания и загадки. Тем не менее к Дельфийскому оракулу обращались с животрепещущими вопросами правители, законодатели, мудрецы — Ликург, Сократ, Ксенофонт, Филипп и Александр Македонские, Тарквиний, Брут и т.д. Все они получали ответы, так или иначе повлиявшие на историю Древнего мира. Взять хотя бы известный эпизод.

Лидийский царь Крёз (VI в. до н.э.) намеревался воевать с персидским царем Киром II Великим. Перед походом он пожелал узнать исход войны у оракула. В тогдашней Ойкумене было 6 прорицалищ. Крёз отправил в них гонцов с вопросом, который те должны были в условленный час задать всем оракулам: «Чем сейчас занимается Крёз?» Сам же царь в это время, уединившись, варил суп из черепахи и ягненка. Первым вернулся гонец из Дельф. «Крёз варит черепаху в панцире, вместе с мясом ягненка, в медном котле закрытым крышкой», — сообщил он. Крёз отправил в Дельфийский храм богатые дары и задал свой насущный вопрос, стоит ли ему начинать войну с царем Персии. «Крёз, перейдя реку Галлис, великое царство разрушит», — был ответ. Решив, что оракул предсказал ему победу, царь двинул свои войска на Кира и… потерпел сокрушительное поражение. Царство его распалось. Крёз обвинил жрецов в неточности предсказания, но те ответили ему, что он сам не захотел прояснить ответ богов, а «потому должен винить только самого себя».

Жрец, знавший о том, что войско самого богатого правителя Средиземноморья вдвое превышало войско персов, мог, тем не менее, дать уклончивый ответ об исходе сражения. Но гораздо важнее, откуда жрец узнал о том, что Крёз варит суп, как не со слов пифии? Современные исследователи, точь-в-точь как этот жрец не дают однозначного ответа о природе «вещания». Раскопки не обнаружили расселины, из которой испарялся дурман, и это говорит о том, что для пифий, быть может, главным был не галлюциногенный транс, а ясное сознание. До сегодняшнего дня дошли 615 записанных прорицаний, большая часть которых сбылась.

Сохранилось и 147 афоризмов Дельфийского храма: «Ничего сверх меры», «Не завидуй никому», «Умри без сожалений» и т.д. Самой известной является максима «Познай самого себя», приписываемая семи мудрецам VII—VI вв. до н.э., а то и самому Аполлону. Ее загадочный смысл непостижим, поскольку понять его — означает постичь свою душу. Точно так же оказалась не познана людьми и суть самого оракула. Многочисленные толкователи его истории так и не смогли отделить божественное откровение от мистификации, а пифию от жреца.

P.S. 6 июня 2014 г., в день рождения А.С. Пушкина вблизи святилища в Дельфах, в небольшой сосновой роще был установлен бронзовый бюст великого русского поэта (скульптор Ст. Нечволодов). На этом месте планируется  разбить мемориальный парк поэзии и литературной славы. Бюст Пушкина предполагали установить на территории Тартуского университета (Эстония), но власти города ввели «запрет на Пушкина».