Ох уж, Галька эта... 5 стр

Галина Михайлова 5
 Автобиографическая повесть в 3 частях.

 Продолжение.
 
 Часть первая. Я детство часто вспоминаю...

 Это и есть Лешак?!

 Набрала Галька у бани больше десятка крупных, как бабушкины ладошки, листков Мать - и - мачехи! Бежит, да радуется:
- Бабушка, бабушка! Я собрала лекарство! Надо в Фадеи быстрее идти, бабушку Афанасью лечить!
 А Наталья уже запыхалась вся, с ног сбилась, внучку ищет:
- Да, что ты, непутевая моя! Какое же это лекарство?! Трава то утренняя росная, надо к обеду собирать, когда роса подсохнет!
А сама волнуется, как бы и впрямь не убежала в Фадеи, дорогу запомнила же!
- Ты, Галя, смотри, не вздумай одна туда ходить, знаешь ведь, Лешак там ходит, людей по кругу водит, плутает!
 Кто такой Лешак, Галька давно знала, этим Лешаком с испокон веков детей пугают, чтобы на Немдеж одни не ходили! Водит, говорят, водит человека Лешак, домой не пускает! А человек уже понимать начинает: Что то не так! И давай молиться Святой Богородице: Спаси и сохрани, Пречистая!
- Ага, догадалась! - Как закричит Лешак, да в ладоши захлопает! Тут и окажется человеку, высокий, больше двух метров, дурашливый! Кто то тут же и поседеет, а кто то и с ума сходит! А девчонки наши, постарше которые, в тот раз, на скамейке  под ветлой у Егора Семеновича сидели все, такую страшилку маленьким подружкам своим рассказали, жуть!

 Мальчик один маму свою не слушался, очень ей вредничал, то весь грязный домой придет, то в огород чужой залезет! Вот мать в сердцах и сказала:
- Да, понеси тебя Лешак!
 Унес ведь! Еле спасли ребенка! Бабы наши сено на лугах косили, смотрят, как раз, на Фадеевых переходах мальчик сидит! Ножками в воде болтает, с рыбками играет! Смеется! Бабы то кричать его, а он не слышит! Тут и поняли, Лешак ребенка веселит! Спасать надо! Давай всем скопом молитвы читать!
- Ага, догадались! - завопил Лешак, тут и захлопал в ладоши!
Но, совместная молитва многих людей, она сильнее нечистой силы! Спасли мальчонку, домой принесли! Так он и баловаться совсем перестал! Вот какая история серьезная была в нашей деревне, а может и не была, кто знает? Детей то надо было приструнить как то! Вон, озорные какие!

 Бабушка уже в карман фартука пряники, калачи накладывала:
- К Мане сейчас пойдем, про лекарство твое узнавать! Там и чай попьем, Степаниду помянем!
 Тетка Маня жила чуть наискосок, на другой стороне улицы! Все дома в деревне были на Галькиной стороне, лишь один дом, Манин, на другой - противоположной! Пришли в гости, а дом закрыт, бабушка удивилась:
- Где Маня, куда девалась? Давай - ко, Галя, в огородце поглядим, уж не огурцы ли собирает? Маня и впрямь, огурцы у реки собирала! Грядка из коровьего навоза большая вдоль речушки тянется, огурцов много набрала! Такие грядки из коровяка у каждого хозяина в наше время имелись! Про теплицы тогда и знать не знали! Топтали вдоль реки навоз, пробивали в нем лунки, в эти лунки чернозем накладывали, садили огурцы! А вот на ночь от заморозков лопухами прикрывали, тряпьем разным! Пока женщины разговаривали, Галька местность у бани изучала, у тетки Мани еще больше листочков Мать - и - мачехи наросло! Ой, а это кто такой?
- Бабушка, бабушка! Это и есть Лешак?! Большой, обросший зеленым мхом, пенек как из под земли, показался перед самым носом любознательного ребенка!
- Да что ты, дуреха! Пенек это! Обычный пенек!
 - Ничего себе, пенек! Лешак и есть, Лешак! - подумала девочка, но бабушку послушала!
 Помогли Мане огурцы донести до ограды, пошли все в дом! А в доме то у тетки Мани чего только нет!

 Нет, богатства там и не бывало никогда! Сразу, у порога, с левой стороны, стоит  деревянный станок, он большой и длинный, до передней комнаты, почти до обеденного стола! А кругом половики стопками лежат! Тетка Маня у нас ткачиха, станок этот ткацкий! Люди приносят свои тряпки Мане, она их режет на полоски, веретном скручивает и ткет половики! Это тоже было в то время модно! В каждом доме на полу лежали Манины половики! Галька такого масштаба производства еще не видала! Вот это да, учиться надо от Мани, половики ткать, и чего по деревне зря бегать!?

 Тем временем женщины о своем говорили! Маня уже чай на керосинке грела, Наталья гостинцы на стол выкладывала!
- Нечего и записки смотреть, я все хорошо знаю, без записок! Матушка моя за домами, по овинам старым ходила, мяту лесную там и собирала, подорожник, лист земляничный! Она говорила, что только земляничный лист правильно легкие окрашивает, оздоравливает их, кровь улучшает! Все травы в клети сушила! А вот корень девятьсила в реке мыла, тяпкой потом рубила, на противне в вольной печи сушила, на солнце его сушить нельзя! Цвет липов собирала, липа то уже процвела, можно и балаболки собрать, они еще лучше лечат, семена липы!
- Да, липов цвет я давно насушила, Гальку пою им!
Бабушка пила Манин чай и хвалила его!
- Умеешь ты, Мань, чай заваривать, больно вкусный он у тебя!
- Так семь трав всегда вкусно, матушка как научила, так все и варю!
- Семь трав Степанида любила варить, Царствие ей небесное! Да все разные делала, от любой болезни!
- Потому и делала семь трав, чтобы человек в семье жил, а не уходил из семьи ни в мир иной, ни к жене чужой!
 Бабушка Наталья по пальцам начала запоминать чай от кашля:
 Мать - и - мачеха
 Подорожник
 Земляники лист
 Мята лесная
 Липов цвет
 Девятьсила корень
 Полынь горькая
- Вот про полынь то, Мань, я совсем забыла, а она, помощница при многих болях!
Бабушка довольна очень, с Маней хорошо поговорили!
- Галя, чай остывает, попей - ко Маниного чайку, что там на станок уставилась?

 Галька нехотя попила чай, интерес к станку никак не пропадал, попробовать хотелось. Тетка Маня без работы не хотела сидеть, села она за станок и давай полоску за полоской через нитки пропускать! Половик красивой лентой выходит из станка! Такая новая - преновая лента, глаз не оторвать! Бабушка веретно в руки взяла, давай Мане помогать, крутить полоски!
- Ты, Наталья, не сердись на меня и плохо не думай, про тот случай! Сама знаешь, какая матушка была у меня, суровая! До седых волос дожила я и перечить ей боялась! А в тот раз не выдержала, сдачу ей и сдала!
- Так я понимаю все, но мать, есть мать! Что было, то было!
- Ты тоже Катерину больно строго содержишь, сколько в девках продержала, тот жених, не жених, этот жених не жених! Степка ныровский тебе не люб был, Полька баковский - тоже! А где женихов то хороших сейчас найдешь, они на дороге не валяются!
 Бабушка возразила Мане:
- Баковские то все куркули, там Катьке только работником бы и быть!
- А приемыша в дом принимать тебе лучше было!?
- Баковских то всех кулачили, там Советской власти отродясь не бывало!
- А тебя у Малых Пунгиных не кулачили!?
- И меня, Маня, кулачили, что уж сейчас говорить об этом!
Бабушка не стала вспоминать старое! Много они всего пережили за свою жизнь, есть о чем разговор вести!
- Ладно, Мань, спасибо тебе за помощь! Надо домой продвигаться! Огурцы полить, да скотину кормить!
- Тебе, Наталья Платоновна, спасибо, навестила, матушку помянули, ты же сейчас мне вместо матери осталась, одна я одинешенька, Люба в Яранске, а Сашка, балбес балбесом вырос, перед людьми стыдоба!
- Да, не горюй, Маня, все наладится, молись за него, грешного! Бог и поможет! Я тоже молюсь за него, на исправление!
 Женщины, охая и причитая, распрощались! А Гальке в душу запало новое слово - кулачили! Как это все было?
 - Бабушка, как тебя кулачили, кулаками?
 - Да, потом как - нибудь расскажу! Работы полно, давай пойдем огурцы поливать, пока вода в реке теплая, солнце сядет, быстро остынет!

 Продолжение ждите...

 Фото Клавдии Тарасовой. МЫ ЖИВЕМ В МАРИЙ ЭЛ.