12 ноября 2023г. Клуб

Дайан Аве
 
      Мое детство было тесно связано с сельским клубом, невдалеке от которого стоял дом где жила моя семья. Мать моего друга детства Мишки Расторгуева работала в нашем клубе кассиром. С нашим сельским клубом связаны многие яркие воспоминания моего детства. Он был чем-то особенным, притягательным, оно и понятно, в клубе демострировали кинофильмы.
      Клуб был построен вскоре после войны, по воспоминаниям его строили комсомольцы на суботниках. В качестве иллюстрации хотелось бы разместить хорошее фото, но не нашел ничего подходящего, только перефотографированное из какой-то старой газеты фото.
      Сколько помню себя мы все любили бывать в клубе, тем более в клубе на втором этаже размещалась сельская библиотека, где можно было посмотреть журналы, которые аккуратно подшивались в бошьшие подшивки. "Огонек", "Смена", "Крокодил", "Вожык", "Пионер", "Смена", "Веселые картинки" и многие другие. Многих особенно привлекала большая книга с карикатурами Биструпа.
      Наша библиотека была профсоюзной и сельской. Что означало, что часть литературы в нее поступала централизовано, чуть ли не из Минска, а часть закупалась местным профсоюзным коммитетом. Заведующей библиотекой была Надежда Тимофеевна Киберманн.  Но об этом расскажу чуть позже.
     Безусловко сельский дом культуры был, как тогда писали в газетах, очагом культуры. Надо сказать, что до постройки школы - здание дома культуры было самым высоким в нашем поселке. Но потом появилась школа. Чуть позже водокачка, которая до сих пор стоит почти у вьезда в поселок. Впрочем, то, как ликвидировали старую водокачку рядом с пожарным депо я ходил посмотреть. Зрелище было особенным. 
     Но для начала добавлю негатива. В фойе клуба стояли несколько столов за которыми играли в домино, при чем иногда игра затягиваласть надолго, так что, что уборщица Ермолицкая время игры определяла ведрами шелухи от семечек, которые она намела, убирая фойе утром следующего дня. А уборщица Ермолицкая была красивой женщиной роста выше среднего. Старшая ее дочь, кажется Полина,  была очень на ее похожа, я ее потом много раз встречал в Минске. Про то, что при этом в фойе было так накурено, что хоть топор вешай в своей стенгазете заведующий клубом Николай Николаевич Буранов неоднократно сообщал.  Он очень хорошо рисовал.
    Николай Николаевич Буранов с женой жили в западном бараке, так называли у нас бараки в поселке, а их было несколько. Западный, это который у шлюза, построенном позже, когда прошла мелиорация и даже канавы стали в поселке новыми, а сажалка у мельницы перестала быть частью водной системы, хотя до этого была ее частью, со шлюзом у мельницы.
   У Бурановых была маленькая квартирка, в такой же, но в бараке на бойне, жил какое-то время мой брат Миша. А в бараке на бойне жила моя мама, когда пришла работать в совхоз, у нее была сестра Марфа, которая в совхозе оказалась раньше потому, то какие-то родственники тут обосновались еще до войны.
    Николай Николаевич так же хорошо играл на баяне, его конкурентом в этом был баянист Андрей Гук. Но это вне темы обсужденя.  А  еще Николай Николаевич увлекался фото. Многие фото в архивах моих земляков - это его труд. Говорят, это достоверно, что когда он умер - то на мусорке оказалась масса негативов, которые никому не были интересны.    
    Николай Николаевич был для нас в детстве кудестником потому, что исполняя его указания можно было попасть в кино бесплатно. Сеансы, как правило, были или в 19.00 и 21.00... или в 20.00 и 22.00. Все зависело от времени года и других мне не понятных факторов. Кабинет Николая Николаевича располагался на втором этаже и его дверь летом почти всегда была открыта. Из этого кабинета можно было попасть можно было попасть на сцену клуба или за кулисы. 
     Для того, чтобы попасть в кино бесплатно иногда надо было отнести рекламу о кино к правлению совхоза и ее там закрепить, иногда надо было расставить стулья в зале, иногда принести к кинобудке Тимофея Андруховича банки с кинолентами, которые чаще всего выгружали напротив правления совхоза. Как правило, это были две или три банки с кинолентами, которые просто выгружали у правления совхоза. Попасть в кинобудку Тимы-Звук - это было таинством. Тимофей Андрухович был невысоким мужчиной, который был очень подвижный и быстрый. Я неоднократно попадал в его хозяйство. И даже несколько раз был допущен к перемотке кинолент. У него там был особенный станок, на котором он клеил оборванные киноленты. Многие из нас за счастье считали стащить обрезки от киноленты на которых можно было рассмотреть кадр из фильма. А если это был кадр с известным актером - это было большое счастье. Многие из нас удивлялись тем, что кино мы смотрим благодаря угольной дуге, огарки от которой валялись возле кинобудки. Это были омедненные угольные стержни-огарки.
    Иногда могло посчастливиться попасть в кино бесплатно, но не в зал, а за экран, на сцену, где смотреть кино приходилось вблизи, за шаг, за два до экрана. И текст читать зеркально и смотреть кино, на расстоянии вытянутой руки, не обращая внимание на место, где экран сшивали, ведь большой экран сшивали из кусков.
    Большим событием в нашем поселке было появление первого широкоэкранного фильма. Первым фильмом, который у нас в поселке шел на широком экране был фильм "Кочубей" с Николаем Рыбниковым в главной роли. Я это прекрасно помню. Зал был набит до отказа и фильм показался больше чем хорошим.
   Надо сказать, что на стене рядом со стенгазетой, Николай Николаевич таже размещал информацию о планируемых к показу фильмов, каждый фильм был обозначен своей пометкой. Пометка "КДС" - означала - кроме детских сеансов, "ВС" - любой категории зрителей, "ДС" - для детских сеансов, "до 16" - понятно без пояснений. Надо заметить, что некоторые запрещенные к показу фильмы в деревнях все же без особой огласки показывали, в свое время я даже ездил в деревню, чтобы посмотреть фильм Смирнова "Осень". Но это было намного позже, «Осень» - это советский художественный широкоэкранный фильм, выпущенный на экраны в 1974 года, снятый кинорежиссёром Андреем Смирновым по собственному литературному сценарию «Рябина — ягода нежная» о двух людях средних лет, пытающихся найти новое счастье, обрести новое дыхание.
   Мне очень запомнился один момент из детства, когда мы прятались на сцене за какие-то декорации потому, что в кинозал пришли проверять не пропушены ли на фильм дети, которым нет 16 лет. Кажется, это был фильм "Фантомас". Возможно я и ошибаюсь. Надо заметить, что выход в прокат этого фильма вызвал негатив, увеличение случаев хулиганства в молодежной и детской среде, поэтому была разослана информация о строгом контроле ограничения посещения этого фильма. До 16 - это значит до 16. По сути причину такого строгого решения пояснил чуть пеозже фильм "Анискин и Фантомас".
   Я тогда так выпачкался в белила, что получил нагоняй от мамы. Оказывается все декарации расписаны были гуашью, что фактически можно считать, что расписаны были подкрашенным мелом. Такой вот конфуз случился, но за то я посмотрел фильм.
   У Николая Николаевича так же можно было попросить типографскую афишу, и иногда он давал их нам как в награду за работу. У нас в новом доме, куда мы переселились, это возле столовой, была веранда, так вот, она была обклеена киноафишами. Те, кто на нее попадали очень удивлялись большому количеству афиш. 
   Правда, я как-то даже не зафиксировал в памяти момент когда снесли клуб и на его месте появилась дание дирекции совхоза. Наверно, в это время я уже учился в Минске. После 1969 года в Соснах я появлялся редко. Последовавшая после ухода на пенсию директора совхоза  Николая Алексеевича Ковалевского череда смен директоров по сути развалила сильное хозяйство. Не стало кирпичного завода, которым гордились в совхозе. А от совхоза, созданного коммунарами, не осталось даже названия, так что к столетию образования совхоза на Марьинских болотах, наверно, ничего не останется, кром маленькой комнаты называемой музеем.
   Когда я учился в пятом классе где-то на районных верхах решили передать сельскую библиотеку из нашей библиотеки в Малые Городятичи. Вроде бы, в этом решении не было  ничего такого. Коль совхоз богатый то, и проблем  бы нет. Но какая это морока и нервотрепка ни один чиновник в Любани не подумал. Для заведующей библиотекой  Надежды Тимофеевны Киберманн - это был удар. Прежде всего, потому, что пришлось заняться по сути бухгалтерией - инвентаризацией библиотечного фонда. Инвентаризация в библиотеке была сопражена с большими проблемами,  по сути, я был в этом деле одним из участников. Надо было искать и собирать книги по всей деревне. Как говорят, ножками-ножками. А надо заметить, что в нашу библиотеку приходили книги по подписке "Огонька". Думается про доктора Ватсона и Шерлока Холмса многие мои земляки узнали именно благодаря этой подписке. Я даже помню как Николай Николаевич Буранов интересовался у Надежды Тимофеевны, не пришел ли новый том Конан Дойля по подписке. Но это все вторично. Правда в том. что я подружился с Надеждой Тимофеевной именно в это время, я по сути стал одним из самых активных участников сбора потерянных книг. Но, надо сказать, благодяря именно этому событию я полюбил читать еще больше и узнал что читаю люди и что особенно истересно читать.
   Инвентаризация длилась долго. За время получилось собрать много книг, помимо меня в этом деле активно участвовала Лидия Михаленя. Но все это дела давно забытых дней.
   А перед этим неприятным событием в какой-то республиканской газете появилась заметка о том, что я книгоноша, и ношу книги работникам совхоза, которые любят почитать, чем экономлю их время.
   Все это сегодня воспринимается как какая-то совсем другая жизнь. Надо сказать, что я и до этого был вхож в библиотеку и Надежда Тимофеевна позволяла мне походить среди полок библиотеки и выбрать книгу самостоятельно. Именно благодаря этому я перечитал всего Герберта Уэлса и Жюль Верна.